Архангельский собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:34, доклад

Описание работы

Отличие Кремля от европейских столиц.
В Европе замок феодала стоял у края городских ворот и явно противостоял городу и его жителям, он был совершенно недоступен горожанам. Собор стоял на одной площади города, ратуша – символ независимости города – на другой.
Так закладывалось противоречие: феодал – церковь – горожане.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Церковь Покрова  на Нерли (Покров на Нерли, XII век) —  храм во Владимирской области России, выдающийся памятник владимиро-суздальской  школы, считается одним из самых  совершенных храмов России. 

В период феодальной раздробленности роль Киева как  политического центра начинает ослабевать, в феодальных центрах появляются значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важным культурным центром становится Владимиро-Суздальское княжество. Продолжая византийские и киевские традиции, архитектурный стиль видоизменяется, приобретает собственные, индивидуальные черты. 

Во время правления  Андрея Боголюбского владимиро-суздальская  архитектура достигла наибольшего  расцвета. В столице княжества  Владимире разворачивается активное строительство, город застраивается  монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира как Успенский собор и Золотые врата. 

Одним из наиболее выдающихся памятников зодчества владимиро-суздальской  школы является церковь Покрова  на Нерли, построенная в середине XII века. От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик и глава. Храм Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. В составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» церковь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Светская архитектура  Владимиро-Суздальской земли мало сохранилась. До двадцатого столетия, только Золотые Ворота Владимира, несмотря на большие восстановительные работы XVIII века, могли быть расценены как подлинный памятник предмонгольского периода. В 1940-ых годах, археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбово (1158—1165).

Новгородско-Псковская  архитектура (конец XII—XVII вв.)

Церковь Спаса  Преображения на Ильине улице —  один из выдающихся памятников Новгорода  времен феодальной раздробленности. 

Формирование  новгородской архитектурой школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. 

Храмы Новгорода  эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фудаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. 

Расцвет новгородского  зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального  могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры  данного периода является церковь  Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Поганкины палаты в Пскове 

Псковская архитектура  очень близка к новгородской, тем  не менее в зданиях Пскова появилось  немало специфических черт. Одним  из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463). 

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской  земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671—1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, высотой в два метра, сложены из камней.

Архитектура Московского  княжества (XIV—XVI вв.)

Успенский собор  Московского Кремля 

Превращение Москвы в сильный политический центр  привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и  княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе. 

Успенский собор  на Городке в Звенигороде —  один из полностью сохранившихся  белокаменных московских храмов данного  периода. Это небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени[1].

Грановитая палата 

Подъем московской архитектуры принято связывать  с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). 

В 1485 году началось строительство новых кремлевских  стен и башен, оно закончилось  уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крпостных сооружений — укрепленных монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

Архитектура Русского царства (XVI в.)

Церковь Вознесения в Коломенском 

Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение  России в царство было очередным  этапом развития русского государства  и русской архитектуры в том  числе. В архитектуре данного  периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода. 

Самым известным  памятником архитектуры данного  периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

 Смоленский  собор Новодевичьего монастыря  (1524—1598) 

Другим известным  памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. 

Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводится и храмы старого  типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524—1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559—1585).

Деревянная архитектура

Успенская церковь  в Кондопоге 

Деревянная архитектура, безусловно, является древнейшим видом  архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревнянная архитектура достигла на Русском Севере. 

Северные русские  храмы весьма разнообразны по стилям и формам. Одним из самых распространенных архитектурных типов стал шатровый храм. Самой распространенной причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного купола из дерева. Строительство самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501 году, тогда была возведена Климетовская церковь в погосте Уна. Примечательны также такие деревнянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области, и др. 

Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Основной объём церкви — два  восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок -небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. 

Оригинальным  памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь  в Кевроле Архангельской области (1710). Центральный четвериковый объем  покрыт шатром на крещатой бочке с  пятью декоративными главками и  окружен прирубами с трех сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объем. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырехскатной кровлей. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).

Преображенская  церковь на острове Кижи 

Особый интерес  представляют также деревянные многоглавые  храмы. Одним из самых ранних храмов этого типа считается Храм Покрова  Божией Матери под Архангельском (1688). Наиболее известным деревянным многоглавым храмом является Преображенская церковь на острове Кижи. Она увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Также известны девятиглавая Покровская церковь в Кижах, двадцатиглавый храм Вытегорского посада и др. 

Деревянное зодчество  получило развитие и в дворцовой  архитектуре. Наиболее известным ее примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Наиболее крупные коллекции деревянного зодчества России находятся в музеях под открытым небом. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала — в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства.

Эпоха Российской империи

Основная статья: Псевдорусский стиль 

После того как  Россия становится империей, все монархи, начиная с Петра I и заканчивая Николаем II, начинают возводить дворцы в стиле, характерном для Европы того времени. 

16 мая 1703 года  на острове Заячьем в дельте  реки Нева Петр Великий приказал  заложить крепость, которую повелел назвать «Санкт-Питер-Бурх». Позднее крепость назвали Петропавловской. С этого времени начинается вокруг крепости активная застройка. Строятся дворцы, соборы, палаты, разбиваются сады, возводятся арки, памятники, колонны. 

Отечественная война 1812 года стала поворотным этапом для развития архитектуры и градостроительства Москвы. Во время пожара сгорели почти все деревянные застройки, значительный урон был нанесен каменным зданиям.

Информация о работе Архангельский собор