Архангельский собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:34, доклад

Описание работы

Отличие Кремля от европейских столиц.
В Европе замок феодала стоял у края городских ворот и явно противостоял городу и его жителям, он был совершенно недоступен горожанам. Собор стоял на одной площади города, ратуша – символ независимости города – на другой.
Так закладывалось противоречие: феодал – церковь – горожане.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Архитектура Руси 15 – 16 веков 

   Отличие  Кремля от европейских столиц.

 В Европе  замок феодала стоял у края  городских ворот и явно противостоял  городу и его жителям, он  был совершенно недоступен горожанам.  Собор стоял на одной площади  города, ратуша – символ независимости города – на другой.

 Так закладывалось  противоречие: феодал – церковь  – горожане.

    На  Руси город и особенно его  центральная часть – Кремль  объединял в одном комплексе  светскую власть (князь), церковь  (митрополит, патриарх) и защиту городского населения во время набегов врага.

    С  конца XV века Москва окончательно  становится политическим, религиозным  и культурным центром Руси. После  падения Константинополя в 1453 году возникает теория – «Москва  – Третий Рим, а четвертому  не бывать». Город должен был соответствовать новым задачам. При Иване III происходит перестройка Кремля и город украшается величественными соборами.

    Впервые  после Андрея Боголюбского Русь  так широко распахнула двери  иностранным мастерам, в первую  очередь, итальянцам. В Италии в это время уже начал творить Леонардо, были достигнуты выдающиеся успехи в архитектуре.

     Успенский  собор Кремля (1475 – 1479)

 Архитектор  Аристотель Фиораванти.

 Образцом  для этого собора стал Успенский  собор во Владимире, куда по  настоянию царя отправились зодчие. Требовалось возвести главный собор Москвы, кафедральный.

 Успенский  собор Москвы, как и владимирский, вытянут в плане, имеет пять  глав, аркатурно-колончатый пояс, перспективные  порталы. Вместе с тем он  несет в себе идеи и решения уже нового времени. Он рационален и геометрически правилен. Равной ширины прясла (стены между лопатками), следовательно, одной высоты закомары. Строгие вертикали лопаток, узкие ниши верхнего яруса окон, почти не выделяющиеся апсиды – все это придает каждому фасаду законченность и геометрическую правильность. Одинаковые пролеты превращают фасад в монументальную аркаду.

 Замечателен  интерьер собора, освещенный через  окна пяти барабанов. Он охватывается  взглядом сразу, это почти светский  зал, о чем с восторгом писал современник-летописец. Стены, опоры и своды покрыты фресками. Собор надолго стал образцом, на который ориентировались зодчие многих русских городов.

    Архангельский  собор (1505 – 1508)

 Архитектор  Алевиз Новый.

 Этот итальянский  зодчий возвел весьма внушительное создание, ставшее усыпальницей великих князей. При этом Архангельский собор отличается изяществом и нарядностью. В основе здания – традиционная крестово-купольная система. Но архитектор очень пышно декорировал фасад. Для этого он использовал мотивы ренессансной ордерной архитектуры Венеции. Сложный карниз разделил здание на два этажа. Полукруглые закомары великолепно декорированы венецианскими раковинами. Эта деталь станет необыкновенно популярной в русском зодчестве. В целом, Архангельский собор напоминает итальянские палаццо.

     Колокольня  Ивана Великого (1505 – 1508)

 Архитектор  Бон Фрязин.

 Между Успенским  собором и Архангельским вырос  столп храма-колокольни. Первоначально  строение достигало 60 метров. Форма  фундамента – усеченная пирамида. Кверху ярусы облегчаются, углы их выделены лопатками. Если мысленно отсечь от колокольни золоченный купол, то перед нами предстанет итальянская кампанилла. Золоченный шлем купол был надстроен в 1600 году. Он украшен позолоченной надписью, превратившейся в замечательную ленту фриза. Колокольня достигла 81 метра и стала самым высоким сооружением Москвы вплоть до петровского времени.

 Ряд кремлевских  сооружений был возведен русскими  мастерами самостоятельно. Это построенная  псковскими мастерами церковь  Ризположения и Благовещенский собор.

 До нас  не дошел великокняжеский дворец, но сохранилась величественная  Грановитая палата. Возведена в  1487 – 1491 годах архитектором Марко  Фрязиным и Пьетро Антонио  Солари. Ее название происходит  от облицовки фасада граненым камнем – так называемым бриллиантовым рустом. Второй этаж палаты представляет почти квадратный очень просторный зал, крестовые своды которого опираются на стоящий в центре единственный столп. Это уникальный образец русской гражданской архитектуры.

   В 1485 году началась перестройка стен и башен Кремля. Работы продолжались до 1516 года. Мы видим сегодня Кремль именно таким, каким он был построен при Иване III. Целью перестройки Кремля было создание мощной крепости. Иноземные мастера сумели создать оборонный комплекс в духе русских национальных традиций. Они придерживались плана старой крепости Дмитрия Донского, сохранив башенный силуэт крепости.

 Стены были  завершены зубцами, напоминающими  ласточкины хвосты. Внутри стен  проходит глухая аркада, расположены площадки для боя. Башни служили целям орудийного боя и отслеживания с высоты врага и обстрела его. Угловые башни имеют круглую или многоугольную форму для широкого обзора и ведения кругового боя. Промежуточные стенные башни – прямоугольные. Проездные три: Спасская, Троицкая и Боровицкая. В те времена Кремль был превращен в остров, перед ним прорыты рвы, имелись навесные мосты.

    Архитектура  XVI века.

 В конце  15 начале 16 века начинает распространяться  новый тип храма, в котором  отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.

    Церковь  Вознесения в Коломенском (1530 – 1532)

 Построена  Василием III в честь рождения долгожданного  наследника – будущего Ивана  Грозного. Поразительно удачно выбрано  место – высокий берег Москва-реки. В основе объема – высокий  квадратный четверик, со всех сторон выступают притворы, придавая храму затейливую и оригинальную форму. Углы обработаны мощными пилястрами с ордерными капителями. На них опирается тройной ярус килевидных декоративных кокошников. Они переводят усложненный четверик основного столпа в восьмигранник. Апсиды отсутствуют. Интересно передается ощущение постепенного облегчения от яруса к ярусу. Нижний ярус имеет пилястры рельефные, задерживающие взгляд, чем выше, тем более плоскими становятся «врезы» и, наконец, перед нами предстает плоский шатер.

 В архитектуре  церкви Вознесения в Коломенском  с наибольшей силой отразилось  национальное начало русского  зодчества, то представление о  прекрасном, которое было свойственно  современникам этого шедевра.

    Храм  Василия Блаженного (1554 – 1561)

 Великое творение  русских зодчих – Храм Покрова  на Рву, известен более под  именем храма Василия Блаженного, легендарного юродивого времен  Ивана Грозного, похороненного, по  преданию, в одном из приделов  храма. Строители храма – Барма  и Постник Яковлев, может быть, это имя одного человека – Ивана Яковлевича Бармы. Построен в память взятия в 1552 году Казани.

    Центром  архитектурного ансамбля храма  стала увенчанная высоким шатром  церковь Покрова Богородицы (именно  в день этого праздника готовился  решительный штурм Казани). Церковь чуть сдвинута от центра, что создает ощущение динамизма, как бы движения вокруг невидимой оси, что можно сравнить со сдвигом от центра центрального ангела на иконе Андрея Рублева «Троица». Восемь столпообразных храмов разной величины окружили центральный, образовав крестовую композицию. Различная высота столпов сообщила всему облику храма черты динамизма и нарядности. В основе композиции храма – восьмерик.

    Огромное  внимание зодчие уделили декоративному  убранству храма, раскрашенному первоначально в два цвета: красного кирпича и белого камня, из которых оно построено. Ярусы полукруглых и килевидных кокошников сменяются фронтончиками и стрелами, как бы помогающими движению вверх центрального шатра. Великое творение русских зодчих неповторимо и индивидуально. Нет двух точек, с которых здание смотрелось бы одинаково. Все время меняется его лик, ритм его ярусных башен.

    Время  многое изменило в первоначальном  облике собора. В конце XVI века  появились очень нарядные луковичные главы. В 70-ых годах XVII века весь храм покрыла яркая, праздничная, многоцветная раскраска. Поставленный не в Кремле а на посаде Храм Василия Блаженного стал одним из самых любимых произведений русского зодчества, его фантастический силуэт, поднимающийся как раз на срезе Красной площади на фоне неба, вторит ритму башен и глав Кремля и является неотъемлемой частью нашей столицы и памятником гению русского народа.

В русской архитектуре 16 века произошел небывалый подъем. Объединение русских земель, стабилизация государственной власти, которая привела к массовому строительству по всей территории  России городов и крепостей. Росло и мастерство русских строителей. Труд российских мастеров был в почете, об этом свидетельствует то, что о самых выдающихся зодчих говорится даже в летописи.  В церковной архитектуре 16 века утвердилось строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имели внутри себя столбов, вся постройка держится лишь на фундаменте. Шедевров русской архитектуры 16 века стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV. Еще одним русским архитектурным успехом стал Покровский Собор, еще его называют Собором Василия Блаженного. Сооружен Покровский Собор был в честь взятия Казани. В 16 веке русские города и монастыри стали украшать пятиглавыми храмами, которые строили по образцу кремлевского Успенского Собора. Это Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных русских городах, и Успенский Собор в Троицко – Сергиевской лавре.  

        Русская архитектура 16 века оставила большой след в облике Москвы. Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно в 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка. Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились и белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо), Земляной город (садовое кольцо). Константинопольский патриарх Иеремии II  восхищался красотой Москвы, триумфом русской архитектуры 16 века.  Патриарх, говорил, что Москва это не город, а скорее раскинутый до самых пределов горизонта монастырь. Глаз разбегался в желание пересчитать большое количество колоколен и главы церквей. На каждой из бесчисленных церквей сверкали 5 красивых металлических купола. А меж церквями виднелось множество кровель, выкрашенных по большей части в зеленую краску, что придавало городу вид медно – зелено – серой шахматной доски.   

        Между собором Василия Блаженного  и воротами Кремля  виднелась  Красная площадь, на ней были  виселицы Ивана IV. Переходя от центра Москвы к её окраинам, взгляд за второй каменной стеной уже не различал ничего.   Картинка, явившаяся перед взором, представляла собой некий лабиринт переулков, беспорядочно выставленных домов, да ярко раскрашенных изб.   С 1505 года по 1508 гг в Кремле строится величайший памятник русской архитектуры 16 века – Колокольня Ивана Великого. Её возвели на месте церкви  Иоанна Лествичника. Архитектором колокольни бы итальянец Бон Фрязин. Звук колокола  церкви разносился по всему Кремлю. Колокольня стала доминантной постройкой Кремля.

Средневековая Русь (X—XVII вв) 

См. также: Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода

Архитектура Киевской Руси (IX—XII вв.) 

Культурное влияние  средневековой Киевской Руси прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России. 

Большие церкви Киевской Руси, построенные после  принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева. 

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство  которой относят к 989 году. Церковь  строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения. 

Софийский собор  в Киеве, построенный в XII веке является одним из самых значительных архитектурных  сооружений данного периода. Первоначально  Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Владимиро-Суздальская  архитектура (XII—XIII вв.)

Информация о работе Архангельский собор