Казанский собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формировании центральной части города.

Файлы: 1 файл

Казанский Собор.docx

— 115.68 Кб (Скачать файл)

Введение

Есть  много зданий и архитектурных  ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формировании центральной части города.

История Казанского собора представляет особый интерес. Его главной святыней должна была стать "чудотворная" икона  Казанской богоматери, считавшаяся  покровительницей дома Романовых. Икона  находилась в церкви Рождества богородицы, построенной в 1730-х годах на Невском  проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова . Церковь стояла впереди нынешнего Казанского собора, вдоль Невского проспекта. 
К концу XVIII века в церковно-правительственных кругах возникло решение о необходимости постройки нового храма, который своим внешним видом соответствовал бы значению "чудотворной". Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль "общенациональной святыни", способствующей благоденствию царствующего дома. 
Однако роль Казанского собора в жизни столицы и всего государства оказалась значительно сложнее и многостороннее.

 

Казанский собор г. Санкт-Петербура

На месте  Казанского собора в начале XVIII века была переведенская слобода. На пересечении  Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревянная церковь Рождества Богородицы.

24 августа  1733 года вышел именной указ  императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года. Автором проекта каменной церкви Рождества Богородицы часто называют М. Г. Земцова. Но более поздние исследования доказывают, что им был архитектор И. Я. Бланк.

Многоярусная  колокольня (высотой 58 метров) новой  Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. Её шпиль  перекликался со шпилем построенной  в это же время башни Адмиралтейства. Вокруг храма был организован  сад, окружённый оградой из кирпичных  столбов и деревянной решётки.

2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую  икону Божией Матери. В Санкт-Петербург  эта реликвия, принадлежавшая царице  Прасковье Фёдоровне, была привезена  ещё при Петре I в 1708 году. До  переноса в новый храм она  хранилась в деревянной часовне  на посадской улице, затем в  Троицком соборе на Троицкой площади. Освящение церкви состоялось 13 июня (по мнению историка П. Я. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учитывать дату переноса сюда Казанской иконы. На церемонии присутствовала Анна Иоанновна. По хранимой здесь иконе церковь в народе стали именовать "Казанской".

Казанский собор со стороны Казанской улицы, 
около 1810 года

Во время  правления Елизаветы Петровны церковь  получила статус собора, храм официально стал называться Казанским. Во второй половине XVIII - начале XIX веков он был  главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1745 году - будущие императоры Пётр III и Екатерина II. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу гвардии Екатерина II. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.

К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного  Невского проспекта. В 1797-1800 годах был  проведён конкурс на проект нового соборного храма. В конкурсе участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага, Ж. Ф. Тома де Томон и А. Н. Воронихин. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме.

Среди поставленных задач перед архитекторами стояла необходимость вписать новое  монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. Кроме  того, по православным традициям алтарь должен был обращён на восток, а  главный фасад - на запад, то есть не на Невский проспект, а на Мещанскую (ныне Казанскую) улицу.

Первоначально Павлом I был принят проект Чарльза  Камерона. Но при поддержке графа  А. С. Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Его проект был утверждён  Павлом I 14 ноября 1800 года. Данное решение  широко обсуждалось в обществе. Особенно указывалось на то, что Воронихин  был бывшим крепостным Строгановых (получил вольную в 1786 году).

В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с  графом А. С. Строгановым. В 1801 году она  доложила императору о необходимости  построить колокольню и дома для  клира. На эту просьбу Павел I ответил  отказом: "В Риме у Петра нет  колокольни, а нам и подавно  ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся". Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта  и Казанской улицы (Невский пр., 25). Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

На церемонии  закладки Казанского собора Павел I уже  не присутствовал в виду того что  был убит в марте 1801 года. 27 августа  в закладке участвовал его сын, новый  император - Александр I.

Изначально  Казанский собор планировали  возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени  строения на углу Невского проспекта  и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). За каждый из них владельцам было заплачено по 500 рублей.

Подготовка  к строительству проходила на фоне патриотического подъёма. Это  стало причиной того, граф Строганов  предложил возводить Казанский  собор только силами русских мастеров, только из отечественных строительных материалов.

На время  строительства Воронихин переселился  в дом №27 по Невскому проспекту.

Первое  время, рабочие занятые на стройке жили за городом в землянках. Некоторых из них разместили в бараках на Конюшенной площади. Подавляющее число строителей являлось крепостными крестьянами и вынуждены были все заработки отдавать своим хозяевам. Ярославская и Вологодская губернии поставляли на стройку каменщиков, Костромская - плотников, Олонецкая - гранильщиков, белорусские области - землекопов.

Рабочий день строителей Казанского собора летом  устанавливался с 4 часов утра до 9 часов  вечера. Зимой - с 5 часов утра до 8 часов  вечера. Обеденный перерыв летом  составлял 2 часа, зимой - 1 час. Для сезонных рабочих сезон начинался весной, а заканчивался в октябре. Многие из них подписывали новый контракт и обещали вернуться в следующем  году. При этом у работника отбирался  паспорт, выдавался "аванс". Заработная плата при строительстве Казанского собора была примерно равна средней по городу. Каменщикам платили до одного рубля за рабочий день, но не серебром, а ассигнациями. Одна ассигнация тогда стоила примерно 80 копеек.

На стройке  работали не только оброчные крестьяне. Например, для украшения храма  в 1810 году у помещика Теплова за 1 000 рублей был куплен крепостной художник Тарас Иванов.

Строители Казанского собора часто страдали от своего бесправия. Сохранился документ - жалоба строителей Мохнаткина и Чобыкина, которых подрядчик не только обсчитал и лишил паспортов, но и приказал заковать их в рогатки. Обер-полицмейстер оставил эту жалобу без внимания.

Большую помощь при строительстве храма  оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов. Он по первому  требованию Воронихина предоставлял территории для мастерских и складов, выделял  солдат для неотложных и трудоёмких работ.

В отделке  Казанского собора использовались: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен - пудостский известняк (из карьера близ деревни Пудость, в восьми километрах от Гатчины). Всего понадобилось 12 000 кубометров этого камня. В каменоломнях близ Выборга были добыты 56 гранитных монолитов, из которых вытесали колонны для установки их внутри здания. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.

Зал Казанского собора действительно выглядит как  зал дворца. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым, Ф. Брюлло, К. Брюлловым.

Длина здания с запада на восток - 72,5 метра, с севера на юг - 56,7 метра. Казанский собор  стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота с куполом в  разных источниках указывается разной. Так, в книге "Невский проспект" утверждается, что она составляет - 62 метра. Историк П. Я. Канн в статье "Казанская площадь" приводит другое число - 71,6 метров [. Диаметр купола превышает 17 метров. Для него впервые в мировой строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция.

В нишах  северного портика расположили  четыре бронзовые скульптуры: князь  Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). У ног последнего размещены мечь со львом, символом Швеции. На льва опирается русский щит.

Бронзовые двери входа с северной стороны  здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции, работы Лоренцо Гиберти (XV век). Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов уже после окончания строительства Казанского собора. Для этого ему понадобилось 182 пуда и 39 фунтов меди. Но Екимову не дали консультанта, который подсказал бы ему как правильно расположить на дверях десять библейских сюжетов. В итоге он сделал это произвольно. "Флорентийские врата" были установлены на своё место в 1811 году.

Из-за того, что главный вход в Казанский  собор по правилам православной церкви должен был быть устроен не со стороны  Невского проспекта (с севера), а  со стороны Казанской улицы (с  запада), Воронихин сделал входы  с обеих сторон здания. Северная колоннада собора архитектурно объединила здание с Невским проспектом. Боковые  порталы колоннады служили проездами  в сторону набережной Екатерининского  канала и Казанской улицы.

Северные  аттики над боковыми проездами украшены панно, в центре которых изображён  Моисей. Панно над восточные проездом, названное "Источение Моисеем воды в пустыне", создал И. П. Мартос. Над западным проездом находится барельеф "Медный змий в пустыне". Его создал И. И. Прокофьев.

Проект  собора полностью осуществлён не был. Когда его сооружение подходило  к концу, архитектор предложил построить  колоннаду и с южной стороны  здания, которая бы повторила северную, состоящую из 96 колонн. Эта идея замечена даже в записной книжке Александра I за 1819 год, где он планирует наиболее значимые постройки в центре Петербурга. Но построена южная колоннада так и не была.

Не закончено  и внешнее скульптурное оформление. Каменные пьедесталы, до сих пор  стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур  архангелов Михаила и Гавриила. Эских фигур был заказан академику А. И. Иванову ещё в 1803 году. Но Комиссия по строительству собора работу Иванова забраковала. Новый проект создал скульптор И. П. Мартос. Ко времени открытия храма он изготовил фигуры из гипса, покрыл бронзовой краской в расчёте на будущую отливку фигур из бронзы. Но заменить их бронзовыми так и не удалось. Гипсовые архангелы настолько обветшали, что в 1824 году их пришлось убрать.

Ещё в 1805 году была освобождена часть земли  с запада от собора, до того момента  принадлежавшая саду Воспитательного  дома. Здесь был снесён один из его  флигелей. С лета 1811 года по ноябрь 1812-го на этом участке возводили художественную ограду. На пьедесталах по краям  решётки должны были стоять фигуры апостолов петра и Павла. Для них под Выборгом были изготовлены две гранитные глыбы весом около 1 500 пудов. Одна из них утонула при погрузке на баржу, а вторая упала с платформы при её транспортировке к храму по улицам Петербурга. Несколько десятилетий кусок скалы перегораживал Аптекарский переулок. В конце концов этот камень пригодился для строительства фундамента Спаса-на-крови. Утонувшая глыба в 1911 году пошла на изготовление пьедестала памятника адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте.

Строительные  работы были завершены в 1811 году. В  старой Рождественской церкви провели  последнюю службу 26 августа, после  чего её разобрали [4]. 15 сентября состоялось освящение Казанского собора. Графом Строгановым Александру I были вручены  ключи от нового храма. Его архитектора  А. Н. Воронихина наградили орденом  Анны второй степени и пожизненной  пенсией.

С момента  завершения строительства Казанского собора и до 1826 года перед колоннадой располагался деревянный обелиск. Воронихин  предполагал наличие здеь каменного памятника, но из-за недостатка средств это осуществлено не было.

Судьбу  собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для  иконы, он превратился в хранилище  реликвий войны. Сюда свозили военные  трофеи, в том числе 107 армейских  знамён и полковых штандартов наполеоновских войск, ключи от завоёванных восьми крепостей и 17 городов, жезл маршала  Даву. Перед принятием командования русской армией в соборе молился фельдмаршал М. И. Кутузов. 13 июня 1813 года он был похоронен в соборе напротив Казанской иконы.

Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова.

Над могилой  Кутузова повесили Смоленскую икону  Божией Матери из Александро-Невской лавры. На стенах и рядом с могилой были размещены 107 знамён и штандартов, трофеи полководца, ключи от взятых им городов, жезл французского маршала Даву. Впоследствии, часть этих трофеев покинет Казанский собор. К настоящему времени здесь осталось шесть трофейных знамён и 26 ключей в шести связках.

Информация о работе Казанский собор