Античные историки о Кавказе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 23:59, реферат

Описание работы

Для Геродота Кавказ – “самая обширная и высокая из всех горных цепей”. При этом большинству античных авторов он представляется частью единой системы от Индии на востоке и до Балкан на западе. Огромное влияние на раннесредневековых авторов оказали сведения о Кавказе, собранные и обобщённые Страбоном, который, глядя на Кавказ из Малой Азии мысленно пересекал главный водораздельный хребет, рисует смену ландшафтных зон почти в тех же выражениях, что и современные географы: “Эта гора возвышается над обоими морями – Понтийским и Каспийским, перегораживал как бы степной разделяющий их перешеек. Гора отделяет с юга Албанию и Иберию, а с севера – сарматские равнины. Она покрыта лесами из всевозможных пород, и корабельным лесом.

Файлы: 1 файл

Античные историки о Кавказе.docx

— 21.06 Кб (Скачать файл)

Античные  историки о Кавказе

Кавказ воспринимался  древними авторами, прежде всего как  “огромная гора”. В античной историко-географической литературе сведения о нём, расширяясь и углубляясь по мере роста географических знаний авторов древности, хотя традиционность представлений прослеживается наглядно с середины I тысячелетия до н.э. – до середины I тысячелетия н.э.

Для Геродота Кавказ – “самая обширная и высокая из всех горных цепей”. При этом большинству античных авторов он представляется частью единой системы от Индии на востоке и  до Балкан на западе. Огромное влияние  на раннесредневековых авторов оказали  сведения о Кавказе, собранные и  обобщённые Страбоном, который, глядя на Кавказ из Малой Азии мысленно пересекал главный водораздельный хребет, рисует смену ландшафтных зон почти в тех же выражениях, что и современные географы: “Эта гора возвышается над обоими морями – Понтийским и Каспийским, перегораживал как бы степной разделяющий их перешеек. Гора отделяет с юга Албанию и Иберию, а с севера – сарматские равнины. Она покрыта лесами из всевозможных пород, и корабельным лесом.

Затем конкретизируя картину, он описывает вершины недоступных  гор, покрытые летом снегом и льдом, с которых “спускаясь к предгорьям, попадаем в область, расположенную  севернее, но с более мягким климатом… Далее следуют уже кочевники, живущие между Меотидой и Каспийским морем”…

Обобщая эти представления, мы видим, что древние историки и  географы знали направление кавказских гор (от Чёрного моря к Каспийскому), их высоту и ряда параллельных хребтов; им было известно, что на севере горы постепенно переходят в предгорья, сменяющиеся равнинами.

В пределах Кавказа выделяют три области: Закавказье, горы большого Кавказа, переходящие в побережья  указанных морей. Знали о крупных  реках – Кубани (лучше) и Тереке (меньше).

С I тыс. до н. э., благодаря письменным сообщениям, впервые становятся известными названия племён Западного Кавказа. С ними нас знакомят греческие и римские историографы: Гекатей Милетский (VI в. до н. э.), Гелланик Митиленский, Геродот (V в. до н. э.), Скилак Кариандский (IV в. до н. э.), Страбон, Диодор Сицилийский (I в. до н. э.), Дионисий, Птолемей, Полиен и др.

Античные историографы часто  упоминают племя керкетов (Плиний, Дионисий Периэгет, Псевдо-Арриэгэт и др.). Впервые о них писал Скилак Кариандский, который помещает этот народ за синдами. Он, перечисляя западно-кавказские племена с севера на юг, указывает, что от реки Танаис (Дон) начинается Азия, и первый народ на Понте – савроматы. За ними живут меоты. За меотами народ синды. За синдами керкеты. За керкетами народ – тореты. За торетами – народ ахеи. За ахеями – гениохи. Наиболее позднее свидетельство о том же народе можно найти у авторов V в. н. э., по данным которого керкеты, или тореты (по-видимому, тореты – часть тех же керкетов), прежде населяли территорию от гавани Пагры ( обычно отождествляемой с Новороссийском) до Синдской Гавани (т. е. Горгиппии или же современной Анапы). Псевдо Арриан (V в. н. э.) также писал: “За синдами же находятся керкеты, справедливый и добрый народ и весьма опытный в мореходстве”. Керкеты занимали самую береговую полосу. Очень тесную связь керкетов с морем подтверждают и другие сообщения. Например, Николай Дамасский, касаясь керкетов, говорит: "Если кто, управляя лодкою, ошибётся, то все подходят один за другим и плюют на него”.

По мнению лингвистов, “керкеты” греко-римских писателей, или “черкеней” в более позднее время, не кто иные, как современные черкесы, то есть этническое название “керкеты” сохранилось в видоизменённой форме в слове черкесы, а также в термине “черкеней” (одно из подразделений бжедугов). Л.И. Лавров предполагал, что керкеты в V в. вместе с синдами были вытеснены утигурами с Черноморского побережья, но история племени керкетов не была прервана и термин “керкет” позже, будучи переделан в “черкези”, сохранился у грузин.

В сочинениях античных авторов  Скилак К.– IV в. до н. э., Страбон – I в. до н. э., Плиний Секунд Старший – I в. н. э.) значатся “ахеи”. Ахеи жили южнее керкетов. Безымянный автор V в. н. э. сообщает: “От гавани Пагры (Новороссийск) до Старой Ахеи прежде жили так называемые ахейцы, а ныне живут зихи”. Тот же автор о северной границе ахейцев пишет: “От керкетов пограничную с ними область занимают ахейцы…”

Некоторые древние историографы считали, что ахеи – племя эллинского происхождения. Например, Дионисий Галикарнасский (I в. н. э.) писал: “Племя ахейцев, живущих вокруг Понта, само греческого происхождения, теперь самое жестокое из всех варваров”. Но здесь, надо полагать, недоразумение – античные писатели связывают этнонимы по чисто фонетическому сходству (известно, что древнейшие времена, пришедшие в Элладу в конце III тыс. до н. э. с севера, назывались “ахейцами”).

Некоторые исследователи  полагают, что название племени ахейцев  может свидетельствовать о его  родстве с современными абхазами, но есть уверенность, что ахеи – древнее адыгское племя” Н.Г. Волкова усматривает в слове “ахеи” адыгское название моря “хы” с добавлением абхазского аффикса -а- и греческого окончания oi. Локализация античными авторами ахеев на берегу Чёрного моря может служить подтверждением этой мысли. По заключению автора, если термин “ахеи” связать с адыго-абхазскими языками, то появится ещё один аргумент в пользу присутствия с IV в. до н. э. на восточном побережье Чёрного моря населения, говорившего на языках адыго-абхазо-абазинской группы народов. Земля ахейцев позже стала землёю зихов, то есть ахейцы были ассимилированы продвинувшимися на северо-запад зихами.

Следующее известное племя  на берегах Понта “саниги”, о местоположении которых древние авторы (Страбон, Арриан Ф., Прокопий К и др.) дают противоречивые сведения, но в одном надо быть уверенным – саниги проживали южнее ахейцев и севернее древнеабхазского племени абазгов. Неизвестный автор V в. н. э. северной границей территории абазгов считает реку Абаскос. Саниги же, по его словам, жили, начиная от реки Абаскос и до реки Ахеунта (под последней подразумевается современная р.Шахэ, впадающая в море севернее Сочи). По Арриану, река Ахеунта “отделяющая зихов от санигов”. Судя по поздеантичным и раннесредневековым источникам, санигов можно локализовать на территории нынешних Гагрского и Сочинского районов.

Согласно З.В. Анчабадзе, идентичность санигов-садзов с позднейшими джиками подтверждают источники. По его мнению, саниги имели этническую связь с джиками (зихами), так как Арриан упоминает санигов именно там, где в период раннего средневековья грузинские источники локализуют джиков.

В западной части территории адыгов (район современного г. Туапсе) до начала XIX в. жили жанеевцы (жанэ) – одно из самых в прошлом многочисленных племён. Наименование этих племён Л.И. Лавров старался выводить из этнонима “саниги”, то есть это была попытка установить историческую и этническую преемственность древних санигов и поздних жанеевцев. В ряде случаев названия, даваемые греками местным племенам, не соответствуют их самосознанию Племена побережья известны в античных сочинениях и под общим названием “камарины”, “гениохи”. По мнению учёных (Л.А. Ельницкой, Г.А. Меликишвили, Г.К. Шамба и др.), гениохи – собирательное имя большого, слабо связанного союза племён, населявших часть Восточного Причерноморья в VI – I вв. до н. э. Можно думать, что в состав этого объединения входили племена, из исторического развития которых впоследствии образовались абхазы (корасы, тиндариды, фтирофаги, макропогоны и др.) и часть предков адыгов (ахеи, зихи, керкеты).

Как отметил Г.К. Шамба, с начала н. э. название гениохи постепенно выходит из употребления, а вместо него на территории Абхазии начинают фигурировать апсилы, абазги и саниги. С этого же времени появляется этноним “зихи” для обозначения прибрежной части древнеадыгского населения.

Интересно и название “камарины”. В “Географии” Страбон пишет: “За Синдикой и Горбиппией идёт вдоль моря побережье ахеев, зиков и гениохов, по большей части не имеющее гаваней и гористое, так как оно составляет уже часть Кавказа. Обитатели его живут морским разбоем, для чего имеют небольшие узкие и лёгкие ладьи… Эллины называют их камарами (отсюда название “камарины”). Выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую-нибудь местность или даже город, они господствуют на море. Случается, что им содействуют на море. Случается, что им создают и владетели Боспора…”

Таким образом, от Синдики до реки Ахеуанта проживали близкородственные племена, которые древними авторами упоминаются под разными названиями – керкеты, ахеи, зихи, гениохи, но ведущие одинаковый образ жизни. Район их обитания определяется как гористая и лесистая береговая полоса, наиболее соответствующая пространству между нынешними городами Новороссийском и Сочи. Это территория, где немного позднее древнегрузинские источники упоминают ждиков, то есть зихов, под главенством которых с первых веков н. э. начинается процесс сложения единого адыгского народа.


Информация о работе Античные историки о Кавказе