Анализ реализации аграрной реформы П.А. Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Предмет изучения – последствия и итоги проведения столыпинской аграрной реформы.
Цель работы. В данной работе мне хотелось бы изучить аграрную реформу П.А. Столыпина; рассмотреть все её аспекты.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность, содержание, методы столыпинской реформы.
Проанализировать особенности аграрной реформы, а также основные итоги её реализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1. общественный строй и экономика в Российской империи в начале XX в. 5
1.1. Общественный строй в российской империи в начале XX в. 5
1.2. Основные направления столыпинской аграрной реформы 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА 14
2.1. Сущности аграрной реформы 14
2.2. Методы реализации столыпинской аграрной реформы 21
2.3. Подведение итогов аграрной реформы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Столыпинская реформа.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)

Банк активно воздействовал  на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную  собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу  покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79.7% покупателей  были единоличными крестьянами.

Столыпинская реформа дала мощный толчок развитию различных форм крестьянской кооперации. В отличие от общинника-бедняка, находящегося в тисках деревенского мира, свободному зажиточному, предприимчивому  крестьянину, живущему перспективой, кооперация была необходима. Крестьяне кооперировались  для более выгодного сбыта продукции, организации её переработки, а в известных пределах и производства, совместного приобретения машин, создания коллективных агрономических, мелиоративных, ветеринарных и других служб.

Темпы роста кооперации, вызванные  столыпинскими реформами, характеризуется  следующими цифрами: за 1901-1905 годы в  России было создано 641 крестьянское потребительское  общество, а за 1906-1911 – 4175 обществ.

Ссуды крестьянского банка не могли  полностью удовлетворить спрос  крестьянина на денежную массу. Поэтому  значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своём движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая свой капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, судосберагательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный  импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах  создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские  лавки и даже крестьянские артельные  молочные заводы.

Начавшееся после реформы 1861 года ускоренное переселение крестьян в  районы Сибири и Средней Азии было выгодно государству, но не соответствовало  интересам помещиков, так как лишало их дешёвой рабочей силы. Поэтому правительство, выражая свою волю господствующего класса, практически перестало поощрять переселение, а то и противодействовало этому процессу.

Правительство Столыпина провело  и серию новых законов о  переселении крестьян на окраины  империи. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в  законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право  принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных  местностей империи, «выселение из которых признавалось особо желательным». Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство «открыло» переселение из Полтавской и Харьковской губернии, где крестьянское движение было особенно широким.

По указу 10 марта 1906 года право переселения  крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство  установило многочисленные льготы для  пожелавших переселиться на новые места: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на пять лет, беспроцентные ссуды в размере от 100 рублей до 400 рублей на крестьянский двор.

Итоги переселенческой компании были следующими: во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. За 10 лет в Сибирь переселилось 3,1 млн человек. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 года они были расширены на 80%, в то время как на европейской части России на 6.2%. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в два раза. Сибирь поставляла на внутренний и зарубежный рынок 800 тысяч тонн зерна. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.[12,9]

Но впечатляющие успехи не могли  заслонить трудности. Проезд по железным дорогам был организован плохо. Сотни людей гибли во время  тяжёлого пути. Суровые условия Сибири требовали напряжения всех сил.

2.2. Методы реализации столыпинской аграрной реформы

Проведение  реформы началось с издания Манифеста  от 3 ноября 1905 г. об отмене выкупных платежей с крестьян: с 1 января 1906 г. наполовину и с 1января 1907 г. полностью. Следовательно, по положениям реформы 1861 г., с этого  времени земля переходила в надельную  собственность крестьян без выплаты за неё выкупных платежей помещикам. При подворном землевладении (в западных губерниях) земля передавалась в собственность главе хозяйства, сразу создавалось 2,8 млн. новых собственников земли. А при общинном землевладении, которое охватывало 9,2 млн. дворов, собственником земли юридически становилась община. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. Выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы (если, конечно, таковые у них имелись). Крестьяне имели право требовать выделения всех угодий “к одному месту» в виде отрубов и хуторов. Это также должно было способствовать выделению зажиточных хозяйств, поскольку на таких участках выгоднее было вести крупное хозяйство, да и ценились они выше.

Общины, в которых с момента перехода крестьян на выкуп не было пределов, признавались механически перешедшими  к частной собственности отдельных  домохозяев. Для юридического оформления права собственности на свой участок  крестьянам таких общин достаточно было подать заявление в землеустроительную комиссию (в других общинах требовалось  еще и разрешение сельского схода), которая оформляла документы  на фактически находившийся в их владении участок как на собственность  домохозяина. Провозглашалась свобода выбора рода занятий и право поступать на государственную службу и в учебные заведения не спрашивая разрешения “крестьянского мира». Отменялись телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов. Было запрещено также отдавать неисправного плательщика в заработки или общественные работы. Отменялось право земских начальников самовольно арестовывать или штрафовать крестьян. Но многие ограничения остались в силе: деление на сословия, натуральные повинности, подчинение земскому начальнику. 15 ноября 1906 г. вышел закон, разрешающий продажу и залог крестьянских надельных земель. Они теперь становились объектом купли – продажи и вводились в торговый оборот.

В 1906 – 1907 гг. указами царя некоторая часть  государственных и удельных земель была предана Крестьянскому банку  для продажи крестьянам, нуждающимся  в земле. Этот указ давал фактически зажиточным крестьянам дополнительные возможности для расширения хозяйства.

Правительство Столыпина провело и серию  новых законов о переселении  крестьян на окраины. В 1906 г. царём было утверждено положение Совета министров, вводившее свободу переселения. В 1906 – 1907 гг. проводится полная реорганизация Переселенческого управления, которое превращается в одно из самых обширных ведомств – со своими землеустроительными отрядами, своими землеотводными и дорожными партиями, агрономическими отделами, своими школами, больницами, церквями и пр.[14,29]

В целом  серия законов 1906 – 1912 гг. носила вынужденный  характер со стороны самодержавия. Они были приняты под давлением  ширящегося в эти годы крестьянского  движения, многочисленных восстаний  в деревнях, а также в результате настойчивых рекомендаций императору Николаю II со стороны Столыпина и  других реформаторов пойти на эти  решительные шаги в крестьянском вопросе. В итоге отменялось средневековое  надельное землевладение крестьян, разрешался выход из общины, продажа  земель, свободное переселение в  города и на окраины, отменялись выкупные платежи, телесные наказания, некоторые  правовые ограничения. Это были только первые решительные мероприятия, предпринятые реформаторским правительством П.А. Столыпина. С 1907 г. правительство во главе со Столыпиным развернуло активную переселенческую политику. Переселение малоземельных и безземельных крестьян из европейской части России в Сибирь, на Дальний Восток, на Северный Кавказ и в Казахстан. По мысли Столыпина, государство должно было способствовать переселению крестьян на новые земли, преследуя две взаимосвязанные цели – борьба с аграрным перенаселением Центра и заселение и освоение пустующих, целинных земель на окраинах империи, где русские люди должны были стать опорой существующего режима. Вводятся специальные переселенческие ссуды (165 руб. для крестьян, переселившихся на Дальний Восток; от 60 до 100 руб. – во все другие регионы). Крестьяне-переселенцы получили право безвозмездного проезда по Транссибирской железной дороге. С 1910 г. Министерство путей сообщения специально готовило переселенческие вагоны для ехавших за Урал крестьян. Переселенцы на ряд лет освобождались от воинской повинности и уплаты налогов. Сразу же весь государственный аппарат, начиная с министров и губернаторов и кончая земскими начальниками и сельскими старостами, приводится в действие по осуществлению переселенческой политики путём издания самых категорических циркуляров и приказов, а также путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь. Новым методом была и правительственная пропаганда целей реформы. Были ассигнованы крупные средства на издание книг и брошюр, разъясняющих сущность распоряжений правительства. Активную деятельность по проведению реформы и переселению крестьян на окраины России развернули землеустроительные комиссии и ведомство земледелия во главе с А.В. Кривошеиным. С их помощью в Сибирь переселилось с 1907 г. до 1914 гг. более 3 млн. человек, а если брать всех переселившихся, то 31 млн. человек. Министерство земледелия всячески содействовало повышению сельскохозяйственной культуры: расширением агрономического образования, ссудами и пособиями на мелиорацию, устройством образцовых хозяйств и опытных полей. Большое внимание уделялось развитию кооперативного движения. Создаются кооперативные артели и различные товарищества. Экономическим и техническим успехам крестьянского хозяйства перед первой мировой войной помогали быстрое развитие сельской кредитной кооперации и значительный рост потребления сельскохозяйственных машин и орудий (как привозных, так и местного производства): в 1908 г. их было продано на сумму 54 млн. руб., в 1912 г. – на сумму 311 млн. руб. Законом от 3 мая 1908 г. провозглашалась школьная реформа, направленная на подъём общего образования российского населения вообще, а крестьянского в особенности, в силу его высокой неграмотности. Согласно этому закону предполагалось ввести обязательное начальное образование. С 1908 г. по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ, но в целом для реализации плана всеобщего начального образования такими темпами требовалось еще не менее 20 лет.

2.3. Подведение итогов аграрной реформы

Итоги реформы в численном выражении  оказались следующими:

  • ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 млн. домохозяйств из существовавших 13.5 млн.
  • из 13.500 тыс. крестьянских домохозяйств выделилось из общины и получило землю в единоличную собственность 1.436 тыс. (10.6 %);
  • из 119 миллионов десятин надельных земель в 47 губерниях Европейской России было размежевано (и передано в собственность крестьян, товариществ и сельских обществ) на начало 1916 года 25.2 млн. (21.2 %), ещё на 9.1 млн десятин (7.6 %) было не окончено оформление документов; по-видимому, к моменту Февральской революции землеустроительные работы были фактически проведены на 37-38 млн десятин (около 31 % надельных земель).
  • при посредничестве Крестьянского Поземельного банка, выдавшего кредиты на 1.04 млрд руб, крестьяне приобрели 9.65 млн десятин (дополнительно 8,1 % к размеру надельных земель).
  • около половины крестьянских домохозяйств, ходатайствовавших о закреплении земли в собственность, выбрало единоличную форму собственности; в том числе, 1.8 млн домохозяйств пожелало выделиться на хутора и отруба.
  • помещичьи хозяйства как массовое явление утеряли хозяйственную значимость, крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.[21,23]

Оценка реформы современниками не могла быть беспристрастной. Отзывы о реформе прямо зависели от политических позиций. Учитывая большой вес критиков правительства в общественной и  научной жизни того времени, можно  считать, что негативное отношение  преобладало над позитивным. Народническая, а в дальнейшем эсеровская и кадетская, точка зрения на аграрный вопрос подразумевала акцентуацию страданий и эксплуатации крестьянства, представления о позитивной роли общинного землевладения и общую антикапиталистическую тенденцию, надежды на положительный эффект отчуждения помещичьих земель, обязательную критику любых начинаний правительства. Правые, подчёркивавшие позитивную роль дворянского землевладения, были раздражены политикой поощрения покупки помещичьих земель. Октябристы и националисты, поддерживавшие правительство в Думе, старались повысить собственную значимость путём затягивания рассмотрения всех законопроектов путём внесения в них множественных мелких, малозначительных изменений. При жизни Столыпина борьба политических амбиций мешала многим дать положительную оценку его деятельности; мнения о Столыпине заметно смягчились после его трагической смерти.

Отношение советской исторической науки к столыпинским реформам оказалась полностью зависимой от резких оценок, данных Столыпину Лениным в самый разгар политической борьбы, и выводов Ленина о том, что реформа полностью провалилась. Советские историки, проделавшие большую работу, не имели возможности заявить о своём несогласии с ленинскими оценками, и были вынуждены подгонять свои выводы под заранее известный шаблон, даже если это противоречило содержащимся в их работах фактам. Парадоксальным образом, критиковать следовало как общинное землевладение, так и реформы, разрушавшие общину. Также высказывалось мнение о том, что хотя и наблюдалась положительная динамика в развитии сельского хозяйства, это было просто продолжением процессов, имевших место до начала реформ, то есть реформы просто не произвели значимого эффекта.

Современные российские историки, при  большом диапазоне мнений, в целом  склонны позитивно относиться к  реформам Столыпина, и в особенности, к аграрной реформе.[11,47]

Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы никогда  не были осуществлены полностью. Сам  Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе (по словам Столыпина, требовалось »двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»). Характер инициированных реформой перемен, как институциональных (повышение качества права собственности), так и производственных (переход на 7-9 летние севообороты), был постепенным, долговременным и не давал оснований ожидать существенного эффекта за 6-7 лет активного хода реформы (считая реальное развертывание реформы в 1908 году и приостановку её хода с началом войны в 1914 году). Многие наблюдатели 1913—1914 года полагали, что страна наконец подошла к началу стремительного аграрного роста; однако, данное явление было заметным не в основных показателях сельскохозяйственной статистики, а в косвенных проявлениях (бурное развитие низового сельскохозяйственного образования, столь же бурное увеличение спроса на современное сельскохозяйственное оборудование и специальную литературу и т. п.).

При достигнутых в 1913 году темпах землеустроительных работ (4.3 млн десятин в год) землеустроительная деятельность была бы завершена к 1930-32 году, а учитывая нарастание скорости — быть может, к середине 1920-х годов. Война и революция не дали осуществиться этим широким планам.[19,5]

Выводы:

1. Главная цель реформы заключалась в привлечении на сторону режима широких слоёв крестьянства и предотвращений новой аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства жителей родной деревни в «крепкое проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство», которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом порядка и спокойствия». Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия.

Информация о работе Анализ реализации аграрной реформы П.А. Столыпина