Анализ реализации аграрной реформы П.А. Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Предмет изучения – последствия и итоги проведения столыпинской аграрной реформы.
Цель работы. В данной работе мне хотелось бы изучить аграрную реформу П.А. Столыпина; рассмотреть все её аспекты.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность, содержание, методы столыпинской реформы.
Проанализировать особенности аграрной реформы, а также основные итоги её реализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1. общественный строй и экономика в Российской империи в начале XX в. 5
1.1. Общественный строй в российской империи в начале XX в. 5
1.2. Основные направления столыпинской аграрной реформы 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА 14
2.1. Сущности аграрной реформы 14
2.2. Методы реализации столыпинской аграрной реформы 21
2.3. Подведение итогов аграрной реформы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Столыпинская реформа.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

глава 1. общественный строй и экономика в Российской империи в начале XX в. 5

1.1. Общественный строй в российской империи в начале XX в. 5

1.2.  Основные направления столыпинской аграрной реформы 8

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА 14

2.1. Сущности аграрной реформы 14

2.2. Методы реализации столыпинской аграрной реформы 21

2.3. Подведение итогов аграрной реформы 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Аграрный вопрос является основным вопросом русской истории. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые  предлагали порой диаметрально противоположные  его решения. В истории на шей  страны было много политических течений, представители которых считали  основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса  о земле.

Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории  России, но особенно остро он встал  в XIX веке. Неразрешенность аграрного  вопроса тормозила развитие страны и обусловило отставание России от ведущих капиталистических держав. И это понимали как наши государи, так и другие политические деятели.

Начало  ХХ века для Российской Империи стало, в сущности, новой эпохой. Оно  ознаменовало собой время социальных и политических катастроф и потрясений. Перед государством российским стояли серьезнейшие проблемы и задачи: необходимость экономических, политических и социальных реформ.

Одной из очевидных реформ, требуемых временем, была сельскохозяйственная, или аграрная.

С аграрной реформой этого периода русской  истории тесно связано имя  Петра Аркадьевича Столыпина, который  и был, по существу, главным руководителем, организатором и исполнителем всех преобразований в области сельского  хозяйства и землепользования. Так, Ерофеев Б.В. считает, что по своей  глубине, масштабности, системности, содержательности и последствиям проект реформы, осуществленный Столыпиным, стоит в одном ряду с начинаниями Петра I, Александра II, Октябрьской революцией 1917 года [8,121]. Многие исследователи считают, что помешали осуществиться Столыпинским реформам не объективные факторы, а ограниченность и слепота царизма, верхов, Распутинщина и т.п.

Даже  те авторы, которые признают, что  Столыпин не справился, прежде всего, с революционным движением, делают особый акцент на ограниченности и автократизме Николая II и правящих кругов вообще, на том, что царь не любил Столыпина, и это было главным препятствием в проведении реформ.[9,56]

Аграрная реформа, а также комплекс мер, направленных на улучшение благосостояния общества, входили в программу  столыпинских преобразований, главной  целью которых были экономическая  и политическая стабильность России.

Объект изучения – аграрная реформы  П.А. Столыпина.

Предмет изучения – последствия  и итоги проведения столыпинской аграрной реформы.

Цель работы. В данной работе мне хотелось бы изучить аграрную реформу П.А. Столыпина; рассмотреть все её аспекты.

Задачи  работы:

  1. Рассмотреть сущность, содержание, методы столыпинской реформы.
  2. Проанализировать особенности аграрной реформы, а также основные итоги её реализации.

Объём работы включает введение, две главы, заключение, библиографического списка. Работа включает 33 страницы.

 

 

глава 1. общественный строй и экономика  в Российской империи в начале XX в.

1.1 Общественный  строй в российской империи  в начале XX в.

 

В начале 90-х гг. XIX века в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.

Промышленный  подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет. [16,11]

Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство  верно оценило значение железных дорог для будущего экономики  и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые  сырьем окраины с промышленными  центрами, индустриальные города и  земледельческие губернии - с морскими портами.

Главной причиной промышленного подъема 90-х  гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных  частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий  на пути проникновения в страну иностранный  капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца XIX - начала XX века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры, и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.

Несбалансированность  хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала XX столетия, который затем сменился длительной «депрессией» 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). В начале XX века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства. [12,9]

Социально-классовая  структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов  буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия  играет ведущую роль в экономике  страны XX века. До этого она не играла какой-либо самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией. Крестьянство включало около 75% населения  страны. Оно состояло из: кулаков (20%) , середняков (30%), бедняков (50%) . И, естественно, между ними возникали противоречия. Наемные рабочие, в начале XX века, составляли около 17 млн. человек. Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек.

Политическим  строем в России оставалась абсолютная монархия.

Хотя  в 70-ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный».

Высшим  судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров.

Особой  проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57% населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны  русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или  иные народы, но и сталкивала их между  собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие  страны запада, причём заметную часть  эмигрантов составляли люди, которые  целью своей жизни ставили  борьбу с царизмом.

В эти  же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между  Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся  поражением России, четко показала неподготовленность русской армии  и слабость экономики.

С поражением в войне в стране нарастает  революционная ситуация (1905-1907 года). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вождем этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин. [11,45]

1.2.  Основные направления Столыпинской аграрной реформы

Во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере  экономики. Премьер был убеждён, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Петр Аркадьевич, и его оппоненты подчёркивали главную задачу реформы – создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь чётко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. Столыпин утверждал в речи перед Государственным Советом 15 марта 1910, что «...именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально- экономического крестьянского строя». Экономические аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства, без выплёскивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешёвой рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной «подкормке» в виде казённых заказов. [14,5]

Согласно концепции Столыпина, модернизация страны требовала нескольких условий: первое – сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы  «крепкие и сильные», освободившись от опеки общины, могли обойти «убогих и пьяных». И второе – добиться усиленного роста промышленности, подкреплённого развитием внутреннего рынка.

Аграрная реформа включала в  себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала  красная нить – упор не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.

Разрушению крестьянской общины способствовал  не только указ от 9 ноября 1906 года, но и  другие законы 1909-1911 гг., предусматривающие  роспуск общины и возможность  его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После  принятия указа 9 ноября Государственной  Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после  чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это были либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные.

Конкретные меры аграрной реформы  Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года «каждый домохозяин, владеющий надельной землёю на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен чересполосных земель отдельный компактный участок-отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за домохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.[1,119]

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности  был кредитный банк. Посредством  него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли.

«Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разорённые помещики, не желающие или не способные эффективно вести хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции. Через 30 лет преимущество осталось за частными лицами.

Условия продаж были довольно жёсткими – за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом (крестьяне- бедняки не могли приобрести земли). Выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли.

Информация о работе Анализ реализации аграрной реформы П.А. Столыпина