Активизация познавательной деятельности учащихся среднего звена на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Государственная политика в области образования отражена в документах последнего периода. Так, в Концепции образования на период до 2010 года дана характеристика состояния современного обучения в России и определены новые требования, цели и основные задачи модернизации образования.

Содержание работы

Введение
1. Общие основы активизации учебной деятельности учащихся среднего звена
1.1 Особенности учебной деятельности учащихся 5-9 классов
1.2 Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса
2. Формы активизации познавательной деятельности на уроках истории
2.1 Игра на уроках истории
2.2 Использование исторических задач в процессе обучения
2.3 Работа с видеоматериалами на уроках истории в 5-9 классах
2.4 Семинар как форма активизации познавательной деятельности
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Развитите активности.docx

— 45.80 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный  педагогический  университет 

им. И.Я.Яковлева»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Активизация познавательной деятельности учащихся среднего звена на уроках истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Общие основы активизации  учебной деятельности учащихся  среднего звена

 

1.1 Особенности учебной  деятельности учащихся 5-9 классов

 

1.2 Теория активизации  познавательной деятельности. Роль  познавательного интереса

 

2. Формы активизации познавательной  деятельности на уроках истории

 

2.1 Игра на уроках истории

 

2.2 Использование исторических  задач в процессе обучения

 

2.3 Работа с видеоматериалами  на уроках истории в 5-9 классах

 

2.4 Семинар как форма  активизации познавательной деятельности

 

3. Заключение

 

4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российское общество сегодня  переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных  изменений. Все эти процессы не могут  не затрагивать сферу образования  и воспитания.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение  современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным  потребностям личности, общества и  государства. Государственная политика в области образования отражена в документах последнего периода. Так, в Концепции образования на период до 2010 года дана характеристика состояния  современного обучения в России и  определены новые требования, цели и основные задачи модернизации образования.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие  методисты, психологи и историки: И.З. Озёрский, В.Б. Бондаревский, З.И. Щукина, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю.К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И.Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.

 

Целью данной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся 5-9 классов и  анализ форм работы, способствующих активизации  познавательной деятельности.

 

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи:

 

- изучить и охарактеризовать  учебную деятельность школьников 7-9 классов;

 

- проанализировать формы  активизации познавательной деятельности  такие, как историческая игра  и познавательные задачи (7-9 классы);

 

- охарактеризовать использование  видеоматериалов в качестве средств  активизации познавательной деятельности;

 

- исследовать возможности  семинарской работы в курсе  преподавания истории (8-9 классы).

 

Объектом данного исследования является процесс преподавания истории  в 5-9 классах.

 

Предметом исследования является характеристика познавательной деятельности учащихся в связи с использованием тех или иных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие основы активизации  учебной деятельности учащихся  среднего звена

1.1 Особенности учебной  деятельности учащихся 5-9 классов

Учение для подростка  является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка  имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые  может и должен опираться педагог. Последние, как отмечал А.К. Макаров, заключается в избирательной  готовности, в повышенной восприимчивости  к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка  является его готовность ко всем видам  учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные  формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами  школы. Беда подростка состоит в  том, что эту готовность он еще  не умеет реализовать, ибо он не владеет  способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к  ним - важная задача педагога. В самом  деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый  учебный предмет и как у  некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес  к учению, к школе, происходит «внутренний  отход от школы» (А.Н.Леонтьев). Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

 

Как показывает психологические  исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в  несформированности у учащихся навыков учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста - потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.

 

Одним из резервов повышения  эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.

 

Формирование мотивов  учения непосредственно связано  с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких  потребностей подростка - познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его  положительное отношение к учебным  предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить  свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.

 

Подростки испытывают большое  эмоциональное удовлетворение от исследовательской  деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов  вызывает у подростков не только состояние  скуки, апатии, безразличия, но порой  и резко отрицательное отношение  к «неинтересным предметам». При  этом для подростка в равной степени  имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями: «Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает как в учебнике, или же заставляет читать новый урок по учебнику в классе, то уроки становятся скучными и не нравятся».

 

Наряду с познавательными  интересами существенное значение при  положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростков очень важно  осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для  развития личности. Связано с усиленным  ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям всесторонне развитого человека. Надо поддерживать убеждения подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.

 

Если же подросток не видит  жизненного значения знаний, то у него могут сформировать негативные убеждения  и отрицательное отношение к  существующим учебным предметам. Так, некоторые учащиеся не учат правила  грамматики, так как они считают, что и без знания правил пишут  грамотно. Существенно значение при  отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и  переживание ими неуспеха в овладении  теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у  подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное  учебное задание. И если неуспех  повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету. Наоборот, благоприятной ситуацией  учения для подростков является ситуация, которая обеспечивает им эмоциональное  благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражение порой приводит подростков к поиску благовидных  причин, чтобы не пойти в школу  или уйти с урока.

 

Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми. Оценки для подростка имеют различный  смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить  свой долг, занять достойное место  среди товарищей, в других - заслужить  уважение учителей и родителей. Нередко  же смысл оценки для подростка  выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем  самым получить уверенность в  своих способностях и возможностях. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность  осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И  в этом плане существенное значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Как показывают исследования, именно в подростковом возрасте доминирующую роль играет самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут  совпадать как мотивы, действующие  в одном направлении и усиливающие  друг друга. В противном случае возникает  внутренний, а иногда и внешний  конфликт.

 

1.2 Теория активизации  познавательной деятельности. Роль  познавательного интереса

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями  познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия  ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей  в процессе обучения.

 

Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в  его отношении к содержанию и  процессу учения, в стремлении к  эффективному овладению знаниями и  способами деятельности за оптимальное  время, в мобилизации нравственно-волевых  усилий на достижение учебно-воспитательной цели». Но одного определения не достаточно, чтобы дать характеристику этого  качества личности для той или  иной группы детей. Необходимо знать  конкретные признаки проявления познавательной активности. Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя  на уроках истории разнообразные  формы работы, а также различные  методы обучения.

 

Познавательный интерес  можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного  переживания) к предмету или к  непосредственно мотивированной деятельности, отношение, преходящее при благоприятных  условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.

 

По каким признакам  можно судить о наличии у учащихся познавательного интереса? Наблюдения позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:

1) специфические для интереса  особенности поведения и деятельности  учащихся учебной деятельности  на уроке;

2) особенности поведения  и деятельности учащихся, проявляющиеся  вне уроков;

3) особенности всего образа  жизни учащихся, возникающие под  влиянием интереса к той или  иной деятельности.

Первую группу признаков (критериев) интереса характеризуют  активное включение в учебную  деятельность, жадное восприятие познавательного  материала, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение  вопросов в процессе учебной деятельности.

На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи - не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса - усилием воли, если это нужно; при интересе не нужно усилие воли, чтобы отвлечься от интересующего вопроса.

Желание как можно дольше заниматься данным предметом, нежелание  прекратить занятие, урок также очень  показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок.

Важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление  вопросов в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы  задаются вслух. В разных возрастах  и на разных уровнях развития этот признак проявляется по-разному. Любознательный дошкольник, младший  школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще всего  задаёт вопросы книге и в ней  ищет интересующие его ответы. Взрослый задаёт вопросы самому себе, ставит перед собой научную проблему и выясняет её экспериментально или  теоретически.

Возникновение вопросов мы считаем существенным признаком  не только появления познавательного  интереса. Вопросы, задаваемые по собственной  инициативе ученика, дают возможность  судить и о содержании его интересов.

Внешние признаки возникающего интереса не сразу удаётся распознать и отличить от сознательного внимательного  вслушивания в трудное (и не всегда интересное) сообщение. Однако пристальный  взор опытного учителя увидит особое оживление учеников при затронувшей  их интересной теме, появление радости  на лицах. По блеску широко открытых глаз одних, по напряженности, устремленности вперёд, чтобы лучше видеть, слышать  у других, учитель поймёт, что  ему удалось вызвать у своих  учеников интерес.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся среднего звена на уроках истории