А. В. Суворов и его роль в развитии русского военного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть А. В. Суворова как полководца и его роль в развитии русского военного искусства.
Для этого были поставлены следующие задачи: во-первых, изучить биографию А.В.Суворова, во-вторых, описать военные походы А.В.Суворова, в третьих, дать общая характеристику деятельности и значения Суворова.

Содержание работы

Введение
§1.Биография Суворова.
§2. Первый боевой опыт
§3. В Польше и на Дунае
§4. Война против Турции 1787-1791 годов
§5. Снова в Польше.
§6. «Наука побеждать». Конфликт с Павлом I
§7. На полях Италии
§8. Последний поход
§9. Общая характеристика деятельности и значения Суворова
Заключение
Список использованной литературы
Приложения.

Файлы: 1 файл

СУВОРОВ РЕФЕРА 2.docx

— 312.51 Кб (Скачать файл)

 

§ 10. Общая характеристика деятельности и значения Суворова

Суворов сыграл очень большую роль в истории  русского военного искусства. Созданная  им военная система была крупным  шагом вперед по сравнению с господствовавшими  тогда воззрениями и как нельзя лучше отвечала отличительным чертам русской армии XVIII века. Построенная  по принципу национальной однородности, что обеспечивало ей высокую моральную  устойчивость, располагавшая многочисленными  кадрами солдат, чьи исключительные боевые качества были признаны всем миром, эта армия была пригодна для гораздо  более решительной стратегии, нежели та, которая создалась на базе использования  наемных солдат. Такая именно армия  могла отвечать требованиям, которые  предъявлял к ней Суворов: совершать  «молниелётные» переходы, прямо с  марша вступая в бой; атаковать  с сокрушительной энергией преобладающие  силы неприятеля и т. д. Она отвечала и требованиям, вытекавшим из реформ Суворова в области тактики (применение рассыпного строя, широкое применение колонн, гибкое маневрирование на поле боя и пр.). Опираясь на превосходные кадры русской армии, умея реализовать  все скрытые в ней возможности, Суворов и добился своих замечательных  побед. Общий промышленный и культурный подъем в России, имевший место  в XVIII веке, – и в особенности  интенсивное развитие металлургии  – подводил под развитие вооруженной  мощи империи материальную базу. Наконец, нужно учесть большую численность  русской армии и ее хорошее  в общем вооружение (особенно артиллерию).  В развитии военного искусства Суворов  оставил неизгладимый след. Он четко  сформулировал значение решительности, быстроты, внезапности, владения инициативой, свежести и гибкости методов ведения  боя и блестяще доказал на практике жизненность этих принципов. Его  полководческое искусство не терпело  никакого шаблона, оно было всегда оригинально. Суворов умел выделять в обстановке каждого боя то своеобразное, что  в ней имелось, и соответственно строить свою тактику. Подобно Петру I и Румянцеву – и еще в  большей мере, чем они, – Суворов  был неукротимым новатором, прокладывавшим новые пути в военном искусстве. При этом в своем военном творчестве он всегда учитывал конкретные особенности  русской армии как армии, проникнутой  национальным духом великого народа. Эти особенности позволили Суворову коренным образом пересмотреть общепринятые для того времени взгляды на теорию и практику военного дела. Военное  искусство Суворова покоится на прочной  национальной основе. Превосходный стратег, замечательный тактик, Суворов был  одновременно замечательным военным  воспитателем. Его методика обучения войск сохраняет в некоторых  частях свою актуальность и поныне. Значение Суворова для русского военного искусства не исчерпывается победами, одержанными им при жизни. В продолжение  своей многолетней военной деятельности он воспитал первоклассные кадры  высшего офицерства. Воспитанные  им полководцы заняли крупнейшее место  в истории Отечественной войны 1812 года (Багратион, Милорадович, Платов и другие). Под сильным влиянием Суворова сформировалось и замечательное  военное дарование Кутузова. Суворов  был горячим патриотом, самоотверженно отдававшим родине все свои силы. «Горжусь, что я россиянин», – неоднократно говорил он. Нередко он приводил слова Петра I: «Природа произвела  Россию только одну. Она соперницы  не имеет». Суворов твердо верил  в то, что при умелом руководстве  русские солдаты являются лучшими  в мире. Он был убежден, что ни одна армия не может сравниться с  русской по своим боевым качествам. Задачи, которые он ставил перед  своими войсками, были исключительно  трудны, но всякий раз они бывали блестяще разрешены. Армия отвечала своему полководцу такой же безграничной верой в него, в его воинское дарование и горячую, самоотверженную  любовь к родине. Солдаты знали, что  Суворов всегда заботится о них, что в бою он ведет их кратчайшим путем к победе, что ради этой победы он готов без колебаний  отдать свою жизнь – и это сознание укрепляло их храбрость и мужество, вселяло в них уверенность  в собственных силах.

Военные заветы Суворова представляют собою  кладезь богатейших идей, развитых на практике рукою великого мастера. Многие из них сохраняют свое значение и по настоящее время. Например: Солдату  надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому. Всякий воин должен понимать свой маневр. Тяжело в ученье – легко  в походе, легко в ученье –  тяжело в походе. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Где пройдет  олень, там пройдет и солдат. Три  военных искусства: первое – глазомер, второе – быстрота, третье – натиск. Ученье – свет, неученье – тьма. Дело мастера боится. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость –  победа! Негоден тот солдат, кто  отвечает «не могу знать», проклятое  «не могу знать», от немогузнайки много-много  беды.. Образ Суворова, как олицетворение  мужества и русского воинского искусства, высоко чтим в памяти советского народа. В 1942 году Президиум Верховного Совета СССР постановил учредить орден Суворова трех степеней, являющийся одной из самых высоких наград за боевые подвиги  генералов и офицеров. В августе 1943 года было вынесено постановление  об организации закрытых военных  училищ, имеющих целью дать воспитанникам  общее среднее образование и  вместе с тем подготовить их к  военной службе в офицерском звании. То обстоятельство, что этим училищам присвоено имя великого русского полководца, имеет глубокий смысл. Несмотря на совершенно иные условия современной  войны, многое в суворовском наследии поныне сохранило свою актуальность, достойно тщательного изучения и  подражания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Генералиссимус  Суворов вошел в мировую историю  как великий полководец и военный  мыслитель. Он оставил огромное теоретическое  наследие, обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями. Суворов разработал и применил в  полководческой деятельности наиболее совершенные для своего времени  формы и способы ведения вооруженной  борьбы, которые подняли русское  военное искусство на небывалую  высоту. Победоносные походу Суворова прославили нашу Родину, они - яркая  и незабываемая страница ее славного военного прошлого.

В дни  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Советское правительство  учредило орден Суворова, являющийся одной из высших наград за боевые заслуги  перед Родиной. Во время войны  были созданы также суворовские  училища, в которых осуществляется военная подготовка в духе суворовских  принципов.

Имя Суворова принадлежит нашему народу. В служении России он видел главное предначертание своей жизни. «Оставляю свое доброе имя, - писал Суворов, - современникам  и потомству»20

Прошли  годы, но имя генералиссимуса Суворова произносится россиянами с полным уважением  и любовью. Он истинный народный герой, военный гений, составляющий честь  и славу России.

 

Список использованной литературы:

1. Александр Васильевич Суворов: К 250-летию со дня рождения / Отв. ред. Л.Г. Бескровный. - М.: Наука, 1980. - 280 с.: ил.

 2. Бескровный Л.Г. Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова // Военно-исторический журнал. — 1974. —№ 8. —С. 98—103.

3. Биография Александра Васильевича Суворова, им самим писанная в 1786 году // Время и судьбы: Воен.-мемуар. сб. Вып. 1. - М.: Воениздат, 1991. - С. 143 - 157.

4. Богданович М.И. Замечательнейшие походы Петра Великого и Суворова. - СПб., 1889.

5. Григорьев С.Т. Александр Суворов: Ист. повесть. - М.: Мысль 1990. - 319 с.: ил.

6. История государства Российского: Жизнеописания. XVIII в. - М.; Изд-во "Кн. палата", 1996. - С. 322 - 333.

7. Лопатин B.C. Потемкин и Суворов. - М.: Наука, 1992. - 288 с.: ил.

8. Орлов Н.А. Поход Суворова в 1799 г. — СПб., 1898.

9. Орлов Н.А. Штурм Измаила Суворовым в 1790 г. — СПб., 1890.

10. Петрушевский  а. Генералиссимус князь Суворов:  В3-х т. СПб., 1884, т.

11.Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководч. деятельность. - М.: Воениздат, 1989. - 496 с.: ил.

12. Русские полководцы. Санкт-Петербург, «Золотой век», 1999 г.

13. Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987. - 39 с.: ил.

14. http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Суворов Василий Иванович — отец полководца А. В. Суворова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Аллегорическая  скульптура А.В. Суворова

 в  Санкт-Петербурге у Марсова поля ("Царицына луга")

 работы  скульптора М. И. Козловского.

1Биография Александра Васильевича Суворова, им самим писанная в 1786 году // Время и судьбы: Воен.-мемуар. сб. Вып. 1. - М.: Воениздат, 1991. - С. 143 - 157.

Автобиография Суворова // Русский  архив. 1900, № 6. С.18-20

 

2 Пушкин. Т.IX. С.6, 68, 76-78, 80, 153, 161, 179, 196, 399, 400, 433, 449;

3 Петрушевский а. Генералиссимус князь Суворов: В3-х т. СПб., 1884, т.

4Замечательнейшие походы Петра Великого и Суворова. - СПб., 1889.и др.

 

4 Петрушевский а. Генералиссимус князь Суворов: В3-х т. СПб., 1884, т.

20 Московитяни, 1845, январь, ч.1, №1, отд. VI, с. 19,20.




Информация о работе А. В. Суворов и его роль в развитии русского военного искусства