Этапы развития Русской Философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:48, лекция

Описание работы

При характеристике особенностей развития философии России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Шаринского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вред возможен».

Файлы: 1 файл

Философия России.docx

— 28.74 Кб (Скачать файл)

Этапы развития Русской  Философии.

 

русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором  можно выделить следующие этапы: 
 
Хl в. – первая половина XVlll в. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, А. Рублев, Феофан Грек и др.);

вторая половина XVlll в. – первая четверть XlX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли;

вторая четверть XlX в. – начало XX в. – становление и развитие самобытной русской философии;

после 1922 г. – философия  русского зарубежья.

При характеристике особенностей развития философии России необходимо прежде всего учитывать условия  ее существования, которые по сравнению  с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда  в университетах Германии свои философские  системы свободно излагали И. Кант, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии  находилось под строжайшим государственным  контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто  политическим мотивам. Отношение государственной  власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Шаринского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вред возможен».

Вплоть до второй половины XlX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.

С одной стороны, становление  русской философии происходило  в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти  в истории русской философии  мыслителя, который бы занимался  чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

С другой стороны – эти  же условия привели к такому ненормальному  для самой философии состоянию, когда при восприятии философских  учений политические установки приобретали  доминирующее значение и сами эти  учения оценивались прежде всего  с точки зрения их «прогрессивности»  или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского, В. Соловьева, Н. Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать  также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В  России в ходе ее истории произошло  как бы переплетение двух различных  типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным  мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание  двух различных типов мышления проходит через всю историю русской  философии. Что касается формы философствования, то ее специфика удачно определена А. Ф. Лосевым, который показал, что  русской философии в отличие  от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет  собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего».

С содержательной стороны  русская философия также имеет  свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все  основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и  т. д. Однако есть и ведущие для  нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С  этой темы началось становление русской  философии, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

Другой ведущей темой  стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к  вопросам морали, а доминирование  моральной установки при анализе  многих других проблем.

Самобытная русская философия  в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана  с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного  опыта России. И не просто религиозным, а именно православным миросозерцанием. Говоря об этом, В. В. Зеньковский отмечает, что «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной  стихией, со своей религиозной почвой».

В настоящее время бесценный  духовный опыт, добытый русской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.

Славянофилы и  западники

Деологами славянофилов были А.Хомяков, Ю. Самарин, братья Аксаковы и братья Кириевские.

Славянофилы были сторонниками самобытного  пути России, считали, что необходимо быть во всем русскими: в устройстве государства и быта, в организации  труда, в философии, литературе и  т.д. При этом они не отрицали достижений европейской цивилизации, но выступали  против продолжения безоглядной  европеизации, начатой Петром I, как  пути, гибельного для России. Порождением  западнических нововведений они  считали крепостничество и пол  ицейско-бюрократическое государство.

Главными основами русской самобытности славянофилы считали общинные формы  организации жизни, земские формы  правления, православие. Соборность - главный  принцип православия - противостоит началам индивидуализма и в то же время обеспечивает развитие личности. Чуждое русской традиции крепостное право должно быть ликвидировано.

Славянофилы отрицали самодержавие, но были против конституции по западному  образцу, выступали за созыв совещательного Земского собора как выразителя народного  мнения перед царем. В этом они  видели возвращение к исконно  русским началам государственности, которые К.Аксаков формулировал так: "Правительству - право действия, и, следовательно, закона. Народу - сила мнения, и, следовательно, слова".

Славянофилы были представителями  либерального дворянства, дальновидно  искавшими выход из тупика, чтобы  избежать в России революционного взрыва по западному образцу. Безусловно, они  идеализировали прошлое России, но их борьба против низкопоклонства перед  Западом имела большое историческое значение.

Виднейшими представителями западников были П.Анненков, И.Вернадский, Т.Грановский, Б.Чичерин, С.Соловьев. Они были едины  со славянофилами в том, что Россия нуждается в глубоких переменах, связанных с ее социально-политическим строем. Однако западники критиковали  славянофилов за противопоставление России Западу. Они считали, что русская  культура - одна из европейских культур, только сильно отставшая. Задача состоит  в том, чтобы продолжать движение по пути европеизации, с тем, чтобы  догнать Запад, а затем и обойти его. Западники идеализировали парламентские  порядки западноевропейскх стран, выступали за конституционную монархию.

Таким образом, славянофилы и западники  были едины в своем патриотизме, в отрицании самодержавного деспотизма и крепостничества. Разногласия  заключались в выборе путей движения к цели. Объединяло их отрицание  революционных методов борьбы, установка  на проведение реформ сверху. Все это говорит о том, что и славянофилы и западники представляли два течения одного идейно-политического направления - либерализма.

Русский материализм

Начало материалистической традиции в русской философии положил  М.В. Ломоносов. В силу своих пристрастий  и склада ума в философских  размышлениях Ломоносов ограничивался  в основном проблемами онтологии. Однако отдельные гносеологические идеи, которые  можно найти в его творчестве, представляют значительный интерес. Началом  знания он считал чувственное восприятие, которое перерабатывается затем  разумом в понятия и идеи. "Идеями называются представления вещей  или действий в уме нашем..." Сами идеи он делил на простые и  сложные. Первые состоят из одного представления, вторые - из двух или многих между  собою соединенных. Вместе с тем  он видел ограниченность опытного знания, когда оно не подкрепляется рациональным обобщением, теоретическими выводами.

В своей философской позиции  он деист, исповедующий теорию двойственной истины. Его привлекала методология  древних "отцов церкви" - каппадокийцев, строго различавших творение и Творца, Бога и природу.

В духе ренессансных взглядов Ломоносов  писал, что человечество имеет две  книги - природу и Священное Писание. При этом он разделяет компетенции  науки и религии: "Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии".

Центральный пункт мировоззрения  Ломоносова - атомно-молекулярная гипотеза. Он считал, что материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит  его сущность, что все тела состоят  из материи и формы, последняя  зависит от первой. Материя понимается им как атомы, состоящие из них  тела и заполняющий промежутки между  частицами вещества эфир. Понятие  эфира должно объяснить сущность и передачу тепла, света, электричества  и тяготения. Материю он характеризует  как протяженное, непроницаемое, делимое  на нечувствительные части. Протяженность - фундаментальное свойство тела, без  которого оно не существует. Протяженность  выражает пространственные свойства вещей. Непроницаемость означает, по Ломоносову, что данная точка пространства может  быть занята лишь одной частицей материи.

Кроме указанных свойств материи  Ломоносов говорил о силе инерции  и движении: природа тел состоит  в движении, и, следовательно, тела определяются движением. Источниками движения являются внешние факторы. Никакого движения не может произойти естественным образом в теле, если это тело не будет побуждено к движению другим телом. Движение Ломоносов разделял на внешнее и внутреннее, движение макротел и элементарных частиц, атомов. Мельчайшие частицы, по Ломоносову, находятся в движении трех видов: вращательном, колебательном и поступательном. Важное теоретическое значение имело объяснение тепловых явлений: теплота тел состоит во внутреннем их движении вследствие вращения частиц и взаимного трения их поверхностей.

Ломоносов сформулировал закон  сохранения материи и движения: "Все  перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится  в другом месте; сколько часов  положит кто на бдение, столько  ж сну отнимет. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые  правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, столько сообщает другому, которое от него движение получает".

В противовес догме о неизменности созданного Богом мира Ломоносов  говорит о постоянном изменении  природы: "Твердо помнить должно, что видимые телесные на земле  вещи и весь мир не в таком состоянии  были сначала от создания, как ныне находим, но великие происходили  в них перемены, что показывает история и древняя география".

Русский космизм

Это философское направление сложилось  в конце XIX века и сегодня о  космизме говорят как об одной из ведущих традиций самобытной философской мысли России. Основы «русского космизма» заложены в творчестве Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского (1857–1935) и В. И. Вернадского (1863–1945).

Современные исследователи выделяют несколько течений в «русском космизме». Религиозно-философское направление представляют В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев.

Естественнонаучное направление  отражено в творчестве К. Э. Циолковского, Н. А. Умова (1846–1915), В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского (1897–1964).

Поэтически-художественное направление  связывают с именами В. Ф. Одоевского, Ф. И. Тютчева, А. Л. Чижевского.

В целом для «русского космизма» характерна ориентация на идею космоцентризма (антропокосмизма), убежденность в наличии космического целого и космической по природе и значению миссии человека. Смысловое содержание космоса выступает как основание этического культурно-исторического самоопределения человека и человечества. Для многих представителей этого течения показательно принятие идеи эволюционизма, органическое восприятие мира. На первый план ими ставится практически-деятельное начало человека.

Особое место в разработке идей русского космизма занимает Н. Ф. Федоров. Для него космос – это христианский космос. Он не дан, а задан, поскольку ныне это беспорядок и хаос, мир неразумия. Такое состояние – следствие падения человека. Оно будет устранено, когда весь мир между людьми и богом будет освещен сознанием и управляем волею.

В силу падшести человека и природа становится его врагом, силой враждебной и смертоносной. Чтобы избежать этого, необходимо заняться регуляцией природы. Главной задачей при этом выступает воскрешение отцов. Отсюда главная идея космизма Федорова – это мотив дела, воплощения христианского мифа в рукотворную реальность. Главное сочинение мыслителя – «Философия общего дела».

Сторонники эмоционального подхода  в «русском космизме» проникнуты убеждением в космической роли человека как разума («ноосфера»), сознания природы. Те, кто в большей мере тяготел к его религиозным формам, верили в провиденциальный замысел Бога о человеке, в необходимость человеческого участия в Божественном домостроительстве, в восстановлении падшего естества мира и человека.

В трудах этих мыслителей обосновывается необходимость религионизации науки, сотрудничества веры и знания.

Идеи космизма получают развитие в трудах А. К. Горского (1886–1943) и Н. А. Сетницкого (1888–1937). Эти философы стояли на позициях христианского эволюционизма, утверждающего факт продолжающегося творения, истории. Они считали, что только путем индивидуального спасения можно вырваться из мира. Преображение мира требует не только внутреннего делания, но и внешнего труда.

Информация о работе Этапы развития Русской Философии