Жизнеописание И.Гаспринского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 00:15, биография

Описание работы

Исмаи́л Гаспри́нский (крым. İsmail Gasprinskiy (Gaspıralı), Исмаил Гаспринский (Гаспыралы), اسماعیل گسپرينسكى‎; 8 (21) марта, 1851 — 11 (24) сентября 1914) — крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик, получивший известность и признание среди всего мусульманского населения Российской империи.

Файлы: 1 файл

Исмаил Гаспринский.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

Исмаил Гаспринский.

Исмаи́л Гаспри́нский (крым. İsmail Gasprinskiy (Gaspıralı), Исмаил Гаспринский (Гаспыралы), اسماعیل گسپرينسكى‎; 8 (21) марта, 1851 — 11 (24) сентября 1914) — крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик, получивший известность и признание среди всего мусульманского населения Российской империи. Один из основоположников Пантюркизма(Пантюркизм (синоним пантуранизм) — культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века.).

Родился в селе Авджикой (по другим сведениям в соседнем селе Улу-Сала), Ялтинского уезда Таврической губернии[2] (ныне Бахчисарайский район Крыма) в семье офицера русской службы Мустафы Али-оглу Гаспринского и его жены Фатма-Султан Темир-Гази-кызы (девичья фамилия Кантакузова). Мустафа Али-оглу был уроженцем расположенного на южном берегу Крыма аула Гаспра, и потому взял себе фамилию Гаспринский. 19.04.1854 г. семью утвердили в дворянском достоинстве. Исмаил Гаспринский получил образование домашнее, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казенной мужской гимназии, в воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Не окончив учебы, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. В 1871 г. уехал во Францию. С 1874 по 1875 г. жил в Турции. Вернувшись в Крым, он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы. С 13.02.1879 г. по 05.03.1884 г. — городской голова Бахчисарая.

С 1879 году Исмаил Гаспринский предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство газет на общетюркском языке «Файдалы эглендже» (1879—1880), «Закон» (1881). С 10 апреля 1883 Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую российскую тюрко-славянскую газету «Переводчикъ-Терджиманъ». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом XX века старейшей мусульманской газетой в мире. Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 года.

Через «Переводчикъ-Терджиманъ» идеи Исмаила Гаспринского распространялись в Крыму, Идел-Урале, Хивинском ханстве, Бухарском ханстве. Кроме того, газета распространялась в Персии, Китае, Турции, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США. И. Гаспринский не предполагал, что его газета более популярна среди иностранцев, нежели среди соотечественников.

Материалами издания И.Гаспринского пользовалась печать исламских народов: «Икдам», «Себах», «Гайрет», «Ватан», «Диккат», «Хидмет», «Агонк», «Заман», «Каир», «Нил», «Ахтер», «Наасури».

В 1886 году наладил издание рекламного приложения к газете «Переводчик-Терджиман» под названием «Листок объявлений». С конца 1905 года Гаспринский начал издавать первый крымско-тюркский журнал для женщин «Алеми Нисван» («Женский Мир»), редактором которого была его дочь Шефика. Это была третья попытка (первые две неудачные он предпринял в 1887 году — журнал «Тербие» (Воспитание), а в 1891 году приложение к газете «Переводчикъ-Терджиманъ» — «Кадын» (Женщина)). В 1906 году Исмаил Гаспринский добился разрешения на издание первого юмористического журнала на родном языке под названием «Ха-ха-ха». Позже он создал новый еженедельник — орган мусульманской фракции Государственной Думы Российской империи газету «Миллет» («Народ»).

В 1907—1908 годах в Египте Исмаил Гаспринский выпустил несколько номеров газеты «Аль Нахда» («Возрождение») на арабском языке. Сотрудниками издательства И.Гаспринского в разное время были выдающиеся деятели крымскотатарской культуры: Осман Акчокраклы, Мемет Нузет, Якуп Шакир-али, Усеин Шамиль Тохтаргазы, Абляким Ильмий, Асан Сабри Айвазов, Исмаил Лятиф-заде, Сеит-Абдулла Озенбашлы и др. За многолетнюю издательскую деятельность в 1908 г. к юбилею издательства в казанской типографии И. Н. Харитонова был изобретён именной типографский шрифт им. И.Гаспринского.

С именем Исмаила Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. И.Гаспринским были разработаны основы преобразования мусульманской этноконфессиональной системы народного образования. Его новые методы обучения с успехом применялись не только в Крыму, но и в Татарстане, Казахстане, Башкортостане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане, Азербайджане, Турции, Северной Персии и Восточном Китае. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»). С 1887 г. И.Гаспринский являлся членом Таврической ученой архивной комиссии. В 1905 г. И.Гаспринский и его единомышленники создали мусульманскую либеральную организацию «Бутюнрусие иттифак аль муслимин» («Всероссийский союз мусульман»). Он был членом ЦК и непосредственно возглавил Крымское отделение «Иттифак эль муслимин». Осенью 1905 г. он и возглавляемое им отделение организации перешли на позиции «Союза 17 октября». И.Гаспринский был активным участником всех съездов «Иттифак эль муслимин». Среди крымско-татарских единомышленников И.Гаспринского известны: Исмаил и Амет Муфтии-заде, Мустафа Кипчакский, Асан Сабри Айвазов, Абдурахман Мемет оглу, Асан Тарпиев, Сулейман Крымтаев, Абдурешит Медиев, Рустам Ахундов, Ибраим Гурзуф, Али Булгаков, Аббас Корбек и др. В 1907 г. И.Гаспринский предложил в Каире созвать Всемирный Мусульманский Конгресс, для объединения прогрессивных сил Востока на пути реформ и преобразований.

И.Гаспринский стоял у истоков Всероссийского профессионального союза полиграфических работников. И.Гаспринский распространял идеи организации многочисленных «Обществ воспомоществования бедным мусульманам», «Библиотечных обществ» и принимал участие в работе многих из них.

Мировоззренческие принципы и идеи И.Гаспринского основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман, неприятия радикальных требований социалистов. И.Гаспринский выступал за эволюционные формы развития общества. Взгляды И.Гаспринского по общественной значимости стоят в одном ряду с идеями выдающихся просветителей и философов Джамалютдина аль-Афгани, Шигабутдина Марджани, Мухаммада Абдо, Гасанбека Меликова Задарби, Махмудходжи Бехбуди и др. И.Гаспринский — автор нескольких художественных произведений: роман «Французские письма», частью которого является утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары»; повесть — «Африканские письма — Страна амазонок»; рассказ «Арслан Кыз», новелл — «Горе Востока», эссе «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания» и некоторые другие. И.Гаспринский явился родоначальником многих литературных и публицистических жанров не только у крымских тюрков, но и у других тюркских народов.

И.Гаспринский награжден орденами: бухарским «Золотой орден Восходящей Звезды» (III степени); турецким «Меджидие» (IV степени); иранским «Льва и Солнца» (IV и III степени) и «Медалью Санкт-Петербургского русского Технического общества» (бронзовая).

И.Гаспринский умер в Бахчисарае и похоронен на территории Зынджырлы медресе. Памятники И.Гаспринскому установлены в Симферополе и Бахчисарае. Именем И.Гаспринского названы улицы, библиотека. Общества, памяти Исмаила Гаспринского представлены в Интернет.

 

Во всем тюрко-татарском  мире нет, наверное, фигуры более значимой, чем Исмаил Гаспринский, О нем много говорят и пишут. Имя Гаспринского стало символом возрождения тюркизма на территории бывшего Советского Союза, знаменем перемен, признаком отказа от старых догм и стереотипов, Сейчас его, не таясь, называют «великим». Крымские же татары откровенно гордятся своим знаменитым соплеменником.

Чем же прославился этот человек, если по прошествии 89 лет со дня кончины Гаспринского имя его не сходит с уст благодарных потомков?

Исмаил, прославивший род  Гаспринских, родился 8 марта 1851 года в крымской деревне Авджыкой от второй жены Мустафы Гаспринского - Фатимы Султан. Сначала его воспитанием занималась мать, потом его отдали в мусульманский мектеб. Благодаря стараниям отца, который решил дать сыну светское образование, Исмаил попадает в Симферопольскую казенную мужскую гимназию.

Там он находился около  двух лет. Впрочем, строгому родителю нравы  этого заведения показались слишком  либеральными. Он решает сделать из мальчика настоящего мужчину и, недолго  думая, отправляет сына в Воронежское  военное училище. Но и там Исмаил задерживается ненадолго. Следующим  пунктом его карьеры становится 2-ая Московская военная гимназия. Здесь  он пробыл целых три года - с 1864 по 1867 г. В эти годы Исмаил живет и  воспитывается в семье редактора  «Московских новостей» и «Русского  вестника», известного русского славянофила  М.Н.Каткова. В его доме он знакомится с И.С.Тургеневым. Здесь у него проявляется тяга к просветительству, он получает первые журналистские навыки. Но постепенно дух шовинизма, присущий Каткову, отвращает от него юношу, вызывает в нем внутренний протест. Гаспринский порывает с воспитателем и, не закончив полного курса, бросает учебу. Исмаил решает бесповоротно покончить с военной карьерой и посвятить себя более важному делу - службе родному народу.

Ему становится тесно в  Крыму. Он грезит дальними странами, а  себя видит участником больших и  знаменательных событий. В 1871 году юноша  отправляется в Париж. Полный идей и  наполеоновских планов, лишь в столице  Франции он замечает, что остался  без гроша в кармане.

На помощь приходит русская  община Парижа. Гаспринского устраивают переводчиком в агентство «Ашет», которое занималось рекламой на восточных языках. Существуют сведения, что в годы жизни в Париже Гаспринский активно интересовался культурной и общественной жизнью Франции и даже посещал лекции в Сорбонне.

В 1874 году Исмаил бей покидает Францию и через Алжир, Тунис, Египет и Грецию едет в Стамбул. В  Турции он занимается совершенствованием своего турецкого языка, изучает  культуру родственного народа, интересуется турецкой историей и системой народного  образования. В1876 году вновь возвращается в Крым. Он устраивается преподавателем в одно из местных учебных заведений. Но спокойный труд учителя скоро приедается полному честолюбивых замыслов юноше. Гаспринский жаждет новых ярких событий, грезит большими и великими делами. Надо отдать ему должное - мечты превращаются в реальные, целенаправленные действия. Гаспринский активно участвует в выборах в местные органы самоуправления, и в марте 1878 года его старания начинают приносить плоды. Он избирается гласным Бахчисарайской городской думы, а в конце ноября - заместителем городского головы. Наконец, 5 марта 1879 года губернатор А.А.Кавелин утверждает Гаспринского в должности городского головы. Неплохая карьера для начинающего политика!  
Загорается счастливая звезда Гаспринского. Новый голова Бахчисарая разворачивает бурную деятельность. За пять лет пребывания у власти ему удается добиться многого. При нем в Бахчисарае зажглись первые фонари, открылась больница для простого народа. При Гаспринском бюджет города увеличился в три раза - с 7 тысяч рублей в год до 21 тысячи! На посту головы Бахчисарая Гаспринский остается до 5 марта 1884 года. Но все же его больше манит деятельность культурно-просветительского характера, чем почетная должность крупного чиновника. Он загорается идеей выпускать собственную газету и, несмотря на трудности, воплощает эту идею в жизнь. В 1883 году в Бахчисарае под его редакторством начинает выходить газета «Тарджеман», которая вскоре становится культурным знаменем всего тюркского мира России. Начинается этап активной просветительской деятельности Исмаила Гаспринского. 

Нетрудно представить  себе радость тюркских народов империи, впервые получивших периодическое  издание, издававшееся на понятном им языке! Газету, освещавшую проблемы культуры и образования, с нетерпением  ждали во всех уголках необъятной Российской империи. Мало того, ее получали в Туркестане, Румынии, Китае, Иране, Египте, Болгарии и других странах.  
Если поначалу «Тарджеман» за отсутствием конкурентов считался безусловным лидером в тюркском мире России, то с ростом числа татарских изданий после революции 1905 года ореол бесспорного фаворита постепенно начал рассеиваться. Раздаются первые критические выступления в прессе. Например, татарский поэт Габдулла Тукай, известный своим острым, беспощадным языком, обвиняет газету и лично Исмаила Гаспринского в том, что он не оправдал надежд тюрко-татарской нации, что «Тарджеман» не отвечает требованиям времени, не выступает за национальные интересы татар. Тукай полагал, что от турецких газет гораздо больше толку, поскольку они, по его мнению, намного острее и свободнее. Этим самым Тукай еще раз подметил чрезмерную лояльность Исмаила Гаспринского к властям, расцененную им как осторожность и слабоволие.

Гаспринский на страницах газеты «Тарджеман» из номера в номер проводил идею равенства мусульманских женщин, наделения их теми же правами, что и мужчин. Для более детального освещения этих вопросов в 1906 году он даже создает специальный журнал «Галяме нисван», первое специализированное женское издание в тюркском мире. Татарская поэтесса Ф.Сулеймания в 1914 году в журнале «Сююмбика», отмечая заслуги Гаспринского в женском вопросе, с некоторым пафосом заявляла, что Исмаил Гаспринский «вытащил мусульманских женщин из ямы невежества, направил их по светлому и яркому пути». Эти слова, сказанные сразу после кончины великого просветителя, конечно же, грешили некоторым преувеличением. Но доля истины в них все же была.

Неоценима роль Исмаила Гаспринского в области образования и просвещения. Он является основателем нового звукового метода в преподавании языка - «Усуль ал-джадид» (от арабского слова «джадид» - новый), новометодной или джадидистской программы, благодаря которой скорость усвоения материала увеличивалась во много раз.

В январе 1884 года Исмаил Гаспринский открыл первое джадидистское учебное заведение в Крыму. Курс обучения был рассчитан на два года. В мектеб принимались дети 7-летнего возраста.  
Преподавать в школе стал сам Гаспринский по своему учебнику «Ходжа-и субьян» («Учитель малолетних»). Именно с этого события началась история распространения джадидизма в Крыму и России.

Рассматривая проблему кадимизма, необходимо отметить, что полемика казанских кадимистов и крымско-татарского просветителя до сих пор не стала объектом изучения. Как известно, Исмаил Гаспринский не сталкивался с казанскими татарами до тех пор, пока не решил издавать газету (казанские татары почти 100 лет не могли получить разрешения на издание газеты, а Гаспринский получил его за пару лет). Татарский историк Джамал Валиди в книге «Очерк истории образованности и литературы татар» также упоминал, что «Гаспринский в Казани нашел только одного человека, который одобрил и поощрил его план издания газеты: этот единственный человек был Марджани». Таким образом, выясняется, что Исмаил бей встречался в Казани с великим татарским ученым-богословом Шигабутдином Марджани. Одобрение будущего издания «Тарджемана» такой авторитетной личностью, как Марджани, конечно же, окрылило молодого человека.

Марджани, сам перенесший нападки кадимистов, вполне мог поддержать своего крымского собрата. 
Отношение казанских татар к Гаспринскому всегда оставалось прохладным, граничащим с подозрительностью. Лишь под конец своей жизни, а особенно после смерти, он стал невероятно популярен в Поволжье. В те годы в Казани даже выпускали мыло и канцелярские чернила с портретом Гаспринского на упаковке.  
Известные татарские общественные и религиозные деятели искренне скорбели по поводу кончины Гаспринского. Например, татарский ученый-богослов Муса Бигиев был так огорчен смертью Гаспринского, что написал в 1914 году в своей книге «Мулахазат» («Замечания») следующее: «Я, не раздумывая, отдал бы жизнь свою и лег бы в могилу, если бы это воскресило нашего уважаемого Учителя и помогло бы ему еще лет 15-20 послужить нации». Тут же он отмечал очень важный факт: «Когда наш Учитель был жив, мы не признавали его. То почтение, которое мы оказываем ему сейчас, после его кончины, возможно, станет первым знаком уважения к этому человеку. Но Инша Алла, не станет последним». 

Информация о работе Жизнеописание И.Гаспринского