Жизнеописание И.Гаспринского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 00:15, биография

Описание работы

Исмаи́л Гаспри́нский (крым. İsmail Gasprinskiy (Gaspıralı), Исмаил Гаспринский (Гаспыралы), اسماعیل گسپرينسكى‎; 8 (21) марта, 1851 — 11 (24) сентября 1914) — крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик, получивший известность и признание среди всего мусульманского населения Российской империи.

Файлы: 1 файл

Исмаил Гаспринский.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

В 1905 году Исмаил бей Гаспринский избирается председателем 1-го съезда мусульман России, а в 1911 году - в Центральный комитет турецкой партии «Согласие и прогресс». Гаспринский не сидит на месте, он много путешествует по различным странам мира, пропагандирует свой новый метод. В 1907-1908 годах он несколько раз посещает Египет с целью организации там международного мусульманского конгресса. Он выступает в различных местных изданиях, в которых доказывает необходимость созыва такого важного для мусульман конгресса. К сожалению, эта его идея не воплощается в жизнь. В 1911 году Исмаил бей посещает Индию, где изучает состояние школьного образования, дает показательные уроки по своему новому методу, готовит учеников из числа местных преподавателей.

Помимо вопросов просвещения, Исмаила Гаспринского волнуют проблемы мусульман в Российской империи. Этим вопросам он посвятил две свои книги: «Русское мусульманство» (1881) и «Русско-восточное соглашение» (1896), написанные на русском языке. Гаспринский в этих трудах пытается разобраться в причинах отчужденности христиан и мусульман: «Русское господство над татарами до сих пор, насколько мне известно, выразилось только в следующем: я владею, вы платите и живете, как хотите. Это очень просто, но крайне бессодержательно... Должны ли русские и русские мусульмане жить рядом на одной земле, под одним законом, как случайные спутники, соседи, или между ними следует развить более близкие родственные отношения, как между детьми великой семьи народов нашего обширного великого отечества?».  
К этой мысли Исмаил бей добавляет и следующие строки: «На самом деле, каким образом русское мусульманство может искренне сочувствовать России и русским, когда оно их не знает и встречается с ними не иначе как в форме начальника, действующего на непонятном ему языке; не иначе, как в форме податей, пошлин, марок и разных повинностей?».  
В этих словах Гаспринского не чувствуется обиды. Скорее всего, в них прослеживается некий оттенок недоразумения. Он отмечает, что российские мусульмане такие же полноправные подданные, как и все остальные граждане. Что они хотят жить и работать вместе. Что они могут принести много полезного своей родине. Гаспринский призывает обратить взор к мусульманам, прислушаться к их проблемам: «Рождаясь и живя в России под охраной и покровительством общегосударственных законов, неся наравне со всеми общие обязанности и повинности, русские мусульмане исполняют свой долг как верноподданные граждане России», - говорит он еще и еще раз.

Великий просветитель не был  настроен пессимистично относительно перспектив своей Родины, а под  этим словом он подразумевал Россию. Надежда  на лучшее, на прекрасное будущее его  родины красной нитью проходит сквозь всю книгу. «Я не пожертвовал бы ни одной капли чернил для этих заметок, если бы хоть одну минуту сомневался в  блестящем будущем моего отечества  и живущего в нем мусульманства», - с гордостью заявляет Гаспринский.  
 

 

 

Юность просветителя

Отец будущего просветителя Мустафа Алиев верой и правдой  служил в царской армии и работал  переводчиком у генерал-губернатора  графа Воронцова. В 1853 году при увольнении за усердную службу он получил звание поручика, и по ходатайству Воронцова  — титул дворянина.

Мустафа постарался, чтобы  и его сын "соответствовал" дворянскому титулу не только на бумаге. Он сделал все возможное, чтобы Исмаил получил достойное образование: так, после окончания начальной  школы (мектебе), юноша учился в Симферопольской казенной мужской гимназии, затем в Воронежском военном учебном заведении и Второй Московской военной гимназии.

В Москве Исмаил жил и  воспитывался в семье редактора "Московских новостей" и "Русского вестника", известного русского славянофила  Михаила Каткова. Именно здесь крымский студент получил первые журналистские  навыки. В 1871 г. Исмаил отправился во Францию, чтобы продолжить образование в  Сорбонне.

 

Пересечение судеб

В Симферополе часть набережной реки Салгир носит имя Гаспринского. В одном месте эта улица пересекается с улицей Тургенева. Судьбы Гаспринского и Тургенева пересеклись однажды и "в реале".

В Париже Исмаил вскоре оказался без сантима в кармане. Современный  ученый из Татарстана Азат Ахунов пишет, что в этот трудный период на помощь студенту пришла русская община Парижа. Гаспринского устроили переводчиком в рекламное агентство "Ашет". В Париже Исмаил некоторое время работает секретарем Тургенева. Уже в 1893 году, после кончины Ивана Сергеевича, Гаспринский посвятил писателю некролог в своей газете.

 

Выше головы

После возвращения в Крым в 1876 году Гаспринский устроился преподавателем в одно из местных учебных заведений, а вскоре принял участие в выборах в местные органы самоуправления. В марте 1878 года он становится гласным Бахчисарайской городской думы, в конце ноября — заместителем городского головы и, наконец, в 1879 году губернатор Александр Кавелин утверждает Гаспринского в должности городского головы.

По нынешним стандартам стать  городским головой — едва ли вершина  политической карьеры. Но Гаспринский вошел в историю не только благодаря этому.

С его именем связано основание  и развитие просветительского движения народов исламского Востока —  т.н. джадидизм — новый, светский метод обучения. Мировоззренческие принципы и идеи Гаспринского основывались на базе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман.

Студенты, получавшие образования  по новому методу Гаспринского, разъезжались по всей России и открывали собственные школы. В 1916 году в Российской империи (той самой, "тюрьме народов") существовало более пяти тысяч (!) джадидских школ, основанных на новом методе.

 

 

Великий переводчик

С 1883 года, более тридцати лет, Гаспринский был редактором и издателем п е р в о й в России тюркоязычной газеты "Терджиман — Переводчик", ставшей газетой всех мусульман России. Примечательно, что один лист этой газеты напечатан на арабице, другой - на кириллице.

Гаспринский видел газету в роли посредника между различными слоями российского общества, между мусульманами и православными, поэтому дал своему изданию столь многозначительное название. Он был убежден, что мусульмане (прежде всего, крымские татары) и русские просто обязаны понимать друг друга, ведь другого пути, как жить в мире, у наших народов просто нет:

 

 

"…Следовало бы, чтобы  русские и мусульмане лучше  и непосредственно изучали друг  друга без предвзятых или заказных  предубеждений. Тогда они увидели  бы, что, кроме верования, все  остальное сближает и скрепляет их. (…) В Москве и Петербурге проживают тысячи мусульман, имея свои улицы, мечети и пр. (…) Что же влечет их в Россию и к России, как не стихийное родство?"

 

 

В мире женщин

Помимо издания первой тюркоязычной газеты, Гаспринский издавал первые журналы "Алем-и нисван" ("Мир женщин") и "Алем-и субьян" ("Мир детей") на крымскотатарском языке.

Лейла Кадырова показывает мне эти реликвии, хранящиеся в  фондах библиотеки. Открываем наугад один из женских журналов. Страницы с арабской вязью украшает портрет  супруги Николая II — императрицы  Александры Федоровны. Издатель неуклонно, из номера в номер, проводил идею равенства  мусульманских женщин, наделения  их теми же правами, что и мужчин. Журнал рассказывал о просвещенных женщинах России и Запада.

К слову, императрица Александра, была неплохим примером для подражания: к пятнадцати годам принцесса  весьма прилично знала историю, литературу, географию, искусствоведение, естественные науки и математику, владела тремя  языками, прекрасно вышивала и была великолепной пианисткой… Не каждая "первая леди" сегодня может похвастаться подобным перечнем знаний и умений!

С нескрываемым восхищением  и уважением Гаспринский писал еще об одной императице — Екатерине II: "…Она первая поняла, что такое Восток, на который лишь указывал Великий Петр. Она поняла дух мусульман и с проницательностью великого ума и с примиряющей любовью женского сердца дала мусульманам мир, уверенность и успокоение. Она в несколько могущественных росчерков превратила мусульман не в подданных, удерживаемых силой оружия, а в преданных сынов, смирных, беспритязательных. (…) И в Казани, и в Крыму мусульмане того времени восторженно встречали не чуждую, а свою "Матушку Катарину Падиша". Чувства эти живут и передаются из поколения в поколение как величайший, нетленный памятник, созданный самой Царицей".

Неудобный Гаспринский

…Примечательно, что в  наши дни люди, называющие себя лидерами крымскотатарского народа, с одной стороны, преклоняются (на словах) перед величием Гаспринского, с другой стороны (и не только на словах), проявляют себя ярыми противниками идей просветителя.

Наша газета неоднократно писала об этом феномене, но так и  не получила от лидеров меджлиса вразумительного  ответа на простой вопрос: "Почему мнение выдающегося крымскотатарского мыслителя и просветителя Исмаила-бея Гаспринского о деятелях отечественной истории, и в частности о Екатерине II, так отличается от мнения нынешних крымскотатарских вождей?"

Надо признаться, что отдельные  функционеры русского движения также  не стремятся понять крымскотатарских соседей (но они хоть Гаспринского не цитируют) и конечно же забывают завет святого благоверного князя Александра Невского: "Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке".

Имя врага

Для некоторых консерваторов  Гаспринский не был удобен ни при жизни, ни после смерти. Русские подозревали его в восточном лукавстве, обвиняли в пантюркизме, а единоверцы упрекали в чрезмерной русофилии.

Но Гаспринский знал, откуда ветер дует, и ясно понимал, в чем корень этого странного, искусственного противостояния мусульман и русских, знал, кто сталкивает нас лбами. Увы, ничего за век не изменилось:

"…Сеять недоверие  и вражду к России среди  мусульман, выставлять ее истребителем  и беспощадным врагом ислама  и западной культуры — прямой  расчет европейцев. Они ловко  и систематически эксплуатируют (…) недоразумения в отношениях между мусульманами и русскими. Недоразумения эти роковые и чрезвычайно выгодные для Европы".

…Завтра симферопольские  чиновники и представители общественности возложат цветы к памятнику выдающегося  татарского просветителя Исмаилу Гаспринскому. А когда торжества закончатся, останется в пустом сквере одинокий монумент, памятник мудрому крымском татарину, который даже после смерти, воплощенный в камне, смотрит на север. В сторону Москвы.

 

"КВ" №29 от 17 марта 2011


Информация о работе Жизнеописание И.Гаспринского