Жан Кальвин: жизнь и учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

Кальвинизм - это название религиозно-философской системы, генератором фундаментальных идей которой и наиболее ярким выразителем был Жан Кальвин. Его богословские взгляды являются своеобразным возрождением августинианства, именно Кальвин в XVI в. наиболее основательно систематизировал их и обосновал практическое применение. Кальвинизм не ограничивается богословием, представляя собой всеобъемлющую систему, включающую также определенные взгляды на политику, общество, науку и культуру и дающую достаточно цельное мировоззрение.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Жан Кальвин: его жизнь и учение…………………………………………..4
3.Заключение…………………………………………………………………..19
4.Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

Кальвинизм сложился, таким  образом, в стройную и последовательную систему взглядов буржуазии эпохи  первоначального накопления.

В Женеве была создана консистория, фактически подчинившая себе светскую власть и учредившая придирчивый  полицейский надзор за поведением и  жизнью горожан. Нарушение дисциплины каралось различными мерами наказания вплоть до смертной казни. Были запрещены многие светские развлечения, громкий смех на улице, введены ограничения в еде и одежде.

Это было временем наивысшего могущества Кальвина, когда и женевская  церковь и магистрат полностью  склонялись перед его авторитетом.

Кальвинистская консистория  столь же нетерпимо, как и католическая церковь, относилась ко всякому проявлению инакомыслия, особенно если имела место  оппозиция народных масс (в частности, анабаптизм). Недаром Женева слыла  протестантским Римом, а Кальвина нередко  называли женевским папой. Анабаптистов либо высылали из города, либо казнили. В 1553 г. Кальвин лично добился  ареста и осуждения случайно оказавшегося в Женеве крупного испанского учёного-гуманиста Сервета, естествоиспытателя и анатома, близко подошедшего к открытию кровообращения. Сервет «осмеливался» критиковать в своих книгах кальвинистские догматы и поддерживал связь с анабаптистами. Сожжение Сервета, вызвавшее недовольство в кругах образованного общества, побудило Кальвина опубликовать специальный трактат, где он «обосновывал» право церкви истреблять вероотступников. «Бог,— заявлял Кальвин,— не щадит целые народы; он велит до основания разрушать города и уничтожать следы их; мало того, он приказывает ставить трофеи победы в знак проклятья, чтобы зараза не охватила остальной земли».

В истории Женевы при Кальвине подчёркивается факт существенного  изменения моральных норм городского сообщества. Романисты охотно изображали превращение почти вольного феодального  города в унылую вотчину придирчивого «женевского папы», но для многих современников Женева служила «лучшей  школой Иисуса Христа, когда-либо встречавшейся  на земле с апостольских времен» (Дж. Нокс) .

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом — регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жан Кальвин, при всей противоречивости своей натуры был типичным представителем своей эпохи. Да, и это факт, Кальвин  – гениален. За его гением пошли  сотни и тысячи людей во всём мире. Его идеи по утверждению многих исследователей явились идеологией формирующейся  в то время буржуазии. Такого же мнения придерживается и Макс Вебер. В своей  работе «Протестантская этика и  дух капитализма» он писал:

«Основное свойство Кальвинистского  благочестия состоит в том, что  каждый христианин должен быть монахом  в течение всей своей жизни. Перемещению аскезы из мирской повседневности в монастыри был поставлена преграда, и те глубокие пристрастные натуры, которые до той поры становились лучшими представителями монашества, теперь вынуждены были осуществлять аскетические идеалы в рамках своей мирской профессиональной деятельности»

Тем самым можно с уверенностью сказать, что кальвинизм дал широким  слоям религиозных людей положительный  стимул к аскезе, а обоснование  кальвинисткой этике учением  о предопределении привело к  тому, что духовную аристократию монахов  вне мира и над ним вытеснила  духовная аристократия святых в миру.

Многие могут говорить о Кальвине исключительно в отрицательном  контексте и даже считать его  тираном.

Но если Кальвин кажется  суровым, а его образ правления  в Женеве — тираническим, то главную причину этого надо искать в той жестокости — всегда решительной и злобной,— с какой приверженцы старого порядка отстаивают свои интересы. Одержав победу над своим врагом, никто не захочет, чтобы он снова ожил из-за личного милосердия. Революции после первых своих побед все еще не чувствуют себя в безопасности и нуждаются в сохранении тех же строгих мер и порядка, которые обеспечили победу. Несоблюдение рядовыми членами организации установленной дисциплины кажется все ещё столь же опасным для дела (и до некоторой степени это верно), как и в ходе самой борьбы. Вообще говоря, все отвратительное в подобного рода делах порождается наличием кризиса, а кризис можно определить как крайне напряженное состояние социального конфликта, когда любой поступок человека может стать вопросом жизни или смерти.

В жизни Жана Кальвина было множество таких противоречивых двояко трактуемых фактов. Но, всё же, невозможно не оценить его вклад  в мировую историю, реформацию, формирование людского мировоззрения.

кальвинизм религиозный  философский ортодоксальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Кальвин, Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. — СПб., 1893
  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1991. — С. 61—272.
  4. Павленков Ф. Овчинников В. Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 т.. — Москва: Олма. 
  5. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. М., «Мысль», 1988.
  6. История Европы . Т. 8., М., 1980.
  7. Всемирная история: в 10 т. Т.4. / под ред. М.М. Смирина, И.Я. Златкина. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. – 822с.
  8. Кальвин Ж. О христианской жизни : фрагмент сочинения Жана Кальвина / перевод с французского, введение, примечания доктора исторических наук Н.В. Ревуненковой; под ред. А. Д. Бакулова. – Москва : Протестант, 1995.
  9. История средних веков : в 2 т. Т. 2 : Раннее новое время : учебник / под ред. С.П. Карпова. – 5-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. – 432 с.
  10. Д. Б. Порозовская Иоган Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. — СПб: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891.

 


Информация о работе Жан Кальвин: жизнь и учения