Жан Кальвин: жизнь и учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

Кальвинизм - это название религиозно-философской системы, генератором фундаментальных идей которой и наиболее ярким выразителем был Жан Кальвин. Его богословские взгляды являются своеобразным возрождением августинианства, именно Кальвин в XVI в. наиболее основательно систематизировал их и обосновал практическое применение. Кальвинизм не ограничивается богословием, представляя собой всеобъемлющую систему, включающую также определенные взгляды на политику, общество, науку и культуру и дающую достаточно цельное мировоззрение.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Жан Кальвин: его жизнь и учение…………………………………………..4
3.Заключение…………………………………………………………………..19
4.Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

       Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………………….3

2.Жан Кальвин: его жизнь и учение…………………………………………..4

3.Заключение…………………………………………………………………..19

4.Список использованной  литературы………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Кальвинизм - это название религиозно-философской системы, генератором  фундаментальных идей которой и  наиболее ярким выразителем был  Жан Кальвин. Его богословские взгляды  являются своеобразным возрождением августинианства, именно Кальвин в XVI в. наиболее основательно систематизировал их и обосновал практическое применение. Кальвинизм не ограничивается богословием, представляя собой всеобъемлющую систему, включающую также определенные взгляды на политику, общество, науку и культуру и дающую достаточно цельное мировоззрение.

В последние годы интерес  к кальвинизму заметно вырос, о чем говорит, прежде всего, широкое  его распространение в различных  районах земного шара. По мнению Луиса Беркхофа, автора предисловия  ко второму изданию «Основных  идей кальвинизма» Х. Г. Миттера, «сегодня учение Кальвина даже важнее, чем в  дни Реформации». Ему вторит американский лютеранин Ф. Е. Майер в «Concordia Theological Monthly»: «кальвинизм остается мощным фактором в богословской практике современного протестантизма» .

В настоящее время сложилась  такая ситуация, когда появились  новые возможности не только для  популяризации идей великого женевского реформатора, но и основательного их изучения, исследования творчества Кальвина с различных точек зрения. Это  позволит дать более полную, а главное, более объективную картину периода  становления нового общества. Литературное наследие Кальвина остается своеобразным «наследством» только западной цивилизации, ибо переводов его сочинений  и публикаций исследований, посвященных  ему и кальвинизму как вероучению в целом, на русском и других языках, кроме западных, прискорбно мало.

Исходя из вышесказанного можно поставить цель и задачи реферата: изучить жизнь Жана Кальвина: биографию, его учение, политические взгляды, его роль в эпоху реформации.

                   ЖАН КАЛЬВИН: ЕГО ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ

 

С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии оказались  неразрывно связаны с именем Жана Кальвина (1509 – 1564). Его учение оказало  сильнейшее влияние на реформационное движение и в других странах Европы, прежде всего во Франции.

Жан Кальвин (Calvin, Calvinus - латинизированный вариант французской фамилии  Ковен - Cauvin) родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северовостоку  от Парижа, недалеко от двух городов, знаменитых кафедральными соборами, — Амьена и Реймса.

Его отца   звали  Жераром,   он   родился  недалеко   от   Нуайона в местечке Пом Эвек.   Его мать звали Жанной Ле Дранс. Дом Кальвина был уважаемым,   но среднего достатка.

Отец как человек очень  способный и рассудительный был  желанным в домах сеньоров ,он служил   секретарем   епископского совета;   его жена

была очень набожной католичкой. С детства Жан Кальвин находился  среди детей дома Момора (семья Момор была близка с епископом района).  0тец Кальвина добился,  чтобы сын получал уроки вместе с детьми Момора. С ними же он отправился в Париж.   Он прибыл в Париж в августе 1523г. он остановился у своего дяди Ришара Кальвина, слесаря по профессии.

Вначале предполагалось, что  Жан будет духовным лицом: в 12 лет  он был зачислен в соборный клир Нуайона, удостоен тонзуры, с 1527 г., будучи студентом Сорбонны, считался священником, не отправляя своих обязанностей, что было вполне обычным в церкви того времени.

В Париже Жан изучал филологию  и схоластическую философию под  руководством педагогов, принадлежавших к религиозно-обновленческому движению «Нового благочестия», через школы  которого прошли в своё время Эразм  Роттердамский и Лютер. В Париже   среди наставников молодежи в коллеже Ла Марш,   куда начале поступил Кальвин,   был М. Матурен Кордье, как сторонник Реформации он руководил некоторое время коллежем в Женеве, человек очень простодушный и мечтательный,   который отдал свою жизнь воспитанию и обучению детей как в Париже, так и в Невере, Бордо, Невшателе, Женеве и Лозанне. Он умер в Женеве в 1564г. в возрасте 85 лет.         

Затем Кальвин обучался в коллеже Монтегю,   где классным наставником был испанец, доктор медицины. Уже в эти годы проявились редкие способности Кальвина: более других предметов он любил философию. Что касается его нрава,   то он был сознательным, не подверженным порою и   преданным служению Богу,   так как его сердце целиком было отдано теологии.      

После коллежа   отец отправил Кальвина изучать законы,   ибо считал,   что это лучшее средство для достижения богатства и   чести.   В юношеские  годы Кальвин оказался под влиянием своего родственника и друга М. Пьера Робера Оливетена,   переводчика Библии   на французский язык и сторонника чистой религии. Влияние Оливетена явилось одной из причин того,   что Кальвин согласился последовать совету отца -   изучать право и отправиться в Орлеан, туда, где читал ученейший муж Пьер де Л'Этуаль, ставший затем президентом Парижского парламента.

Однако из занятий в Орлеане Кальвин извлек немного пользы,   ибо чаще был учителем,  чем учеником.   Ему даже было предложено заменять доктора,   но   он   всякий раз отказывался от этого предложения.   В то время его привлекал Буржский университет,   имевший также хорошую репутацию из-за преподавания   в   нем знаменитого   правоведа Андреа Альсиа.  

Однако он не позволил себе прервать занятия в Орлеане и  отдавался им с прежним рвением.

Во время   пребывания   Кальвина в Бурке пришло известие о смерти

его отца.   Это послужило причиной того,   что он оставил свои занятия правом и вернулся в Нуайон, а оттуда отправился в Париж.

В 1531 г. он вернулся в Париж  и вёл жизнь учёного, работал  над книгой «Комментарии к трактату Сенеки «О милосердии»», изданной в 1532 г. Он стремился уже этой книгой пробудить интерес Франциска - I ; книга была напечатана на собственные   средства Кальвина.   Кальвину было тогда 24 года, но, несмотря на свою молодость, ему было знакомо чувство почтения.  

В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень. Во второй половине 1532 года становится протестантом. Кальвин познакомился с купцом Этьеном Делафорже, лавка которого использовалась для встреч протестантов.В дальнейшем  Кальвин читал проповеди в лавке.

 В это время в  Германии и Швейцарии активно  шли выступления против Римско-католической  церкви, но во Франции реформационное  движение развивалось медленнее:  о необходимости реформировать  христианство рассуждали и писали  главным образом интеллектуалы  из университетской среды, собираясь  на гуманистические собеседования  и в кружки по изучению Евангелия. 

Здесь Кальвин проявил  себя в 1533 г., когда обстановка стала  сложной. В Париже и в ряде французских  провинций произошли открытые нападения  на католические реликвии, и правительство  короля Франциска I не без основания  возложило вину за эти выступления  на университетских профессоров, подозревавшихся  в «лютеранской ереси».

Ректор Сорбонны Николя Коп, сын личного врача Франциска I, произнёс речь, составленную при участии  Кальвина. Речь стала поводом для  гонений. В ней он сказал, что в  религии Евангелие должно первенствовать над обрядами, а мир в церкви восстановит божественное Слово, но не меч.

Кальвину пришлось покинуть Париж. Под чужим именем скрывался  на юге Франции. В мае 1534 года отказался от своих приходов. Некоторое время жил при дворе Маргариты Наваррской. Написал свой первый теологический труд «Сон душ», посвященный критике вероучительных принципов анабабтистов, которые являлись на тот момент наиболее радикальной сектой. Кальвин планировал вернуться в Париж, но после скандала с распространением протестантской пропаганды в королевском дворце 29 января 1535 года в Париже были сожжены шесть протестантов. Кальвин окончательно покидает  Францию.

Жизнь Кальвина в эмиграции  началась в протестантском Базеле, где он был известен как Мартин Луканиус. В этом псевдониме можно  усмотреть проявление личного уважения к Мартину Лютеру, с которым  лично Кальвину встретиться не довелось. В это время здесь же, в Базеле, близились к концу дни великого гуманиста Реформации Эразма Роттердамского. В связи с этим позднее возникла легенда о встрече Кальвина и  Эразма, которую трудно опровергнуть, но нечем и подтвердить. Принимает участие в переводе Библии на французский язык, заканчивает свой труд «Наставление в христианской вере», считающегося высшим достижением теологии Реформации. Основные идеи, изложенные в сочинении: каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывать свое церковное управление, охранять свою веру .Если Мартина Лютера протестантская мысль чтит как великого пророка Реформации, то Кальвина — как великого создателя системы протестантских идей. «Наставление» и поныне служит энциклопедией принципов протестантизма, хотя было создано в XVI веке, когда в эпоху заката феодального общества Европа переживала могучий подъём культуры Возрождения, в ней сформировались нации и некогда единая Римско-католическая церковь раскололась на две — католическую и протестантскую.

Весной 1536 года Кальвин посещает город Феррара, живёт при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII. Кальвину удалось склонить герцогиню к реформации; их переписка продолжалась до его смерти. Из Италии Кальвин вернулся в Нуайон, планирует переехать в Базель. Из-за войны поехал в Базель через Женеву.

В Женеве светская и духовная власть была сосредоточена в руках  епископа. Епископ избирался соборным капитулом. Епископу подчинялся Совет, также избираемый из членов соборного капитула. Совету подчинялся суд. Исполнительная власть принадлежала Савойскому графу (позднее герцогу). Городская община пользовалась широкими правами самоуправления.

Город был крупным торговым центром, привлекавшим большое количество иностранцев. С октября 1532 года в Женеве вёл свою деятельность реформатор Гийом Фарель. В 1536 году Женева добилась независимости при условии соблюдения нейтралитета. С 1535 года протестантизм был признан господствующей религией в Женеве, а Собор Святого Петра из католического стал реформатским.

В июле 1536 года Кальвин остановился  на одну ночь в гостинице Женевы. Старые парижские друзья Кальвина сообщили Г. Фарелю, что в городе появился автор «Наставления в христианской вере». Фарель просит Кальвина остаться в городе и принять участие  в организации новой церкви. Кальвин  уезжает в Базель, но в конце  августа возвращается в Женеву.

В Женеве Кальвин начинает читать лекции в соборе Святого Петра  о Новом Завете, отказываясь от официальных должностей. Постепенно Кальвин приобретает авторитет в городе, получает должность проповедника и жалование.

Кальвин пишет «Катехизис» — краткое изложение своих взглядов на реформацию. В 1537 году Катехизис единогласно был принят городским советом, и граждане Женевы начали приносить присягу новой формуле веры. В городе устанавливаются строгие порядки, у Кальвина и реформаторов появляется оппозиция.

3 февраля 1538 года состоялись выборы нового совета; в совет попало большое число противников реформации. 23 апреля Генеральное собрание требует изгнания из Женевы Кальвина и Фареля в 3-х дневный срок. Кальвин и Фарель уезжают в Берн, выступают на Швейцарском синоде в Цюрихе. Берн безуспешно пытался убедить совет Женевы вернуть проповедников. Кальвин и Фарель принимают решение ехать в Базель. Фареля пригласили проповедником в Невшатель, а Кальвина — в Страсбург.

В Страсбурге Кальвина назначили  лектором при академии и проповедником  при французской церкви Святого  Николая. На лекции Кальвина приезжало  много слушателей из Франции и Англии. В Страсбурге, как и в Женеве, Кальвин вновь попытался установить строгие церковные порядки. В Страсбурге Кальвин близко знакомится с немецкими теологами.

В 1539 году были опубликованы второе издание «Наставления в христианской вере», толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии». Летом 1539 года Кальвин принял страсбургское гражданство, записавшись в цех портных. В сентябре 1540 года Кальвин женился на вдове Иделетте Штордер.

В отсутствие Кальвина католическая церковь предприняла попытку  вернуть своё влияние в Женеве, а политические противники Кальвина были казнены или погибли.

21 сентября 1540 года совет Женевы принимает решение просить Кальвина вернуться в Женеву. Совет пишет несколько писем Кальвину, посылает делегатов, и летом 1541 года Кальвин принимает решение вернуться в Женеву и 13 сентября возвращается в город.

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был  утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.

Широко применялась смертная казнь. С 1542 года по 1546 год в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета.

Информация о работе Жан Кальвин: жизнь и учения