Жан Кальвин: жизнь и учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

Кальвинизм - это название религиозно-философской системы, генератором фундаментальных идей которой и наиболее ярким выразителем был Жан Кальвин. Его богословские взгляды являются своеобразным возрождением августинианства, именно Кальвин в XVI в. наиболее основательно систематизировал их и обосновал практическое применение. Кальвинизм не ограничивается богословием, представляя собой всеобъемлющую систему, включающую также определенные взгляды на политику, общество, науку и культуру и дающую достаточно цельное мировоззрение.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Жан Кальвин: его жизнь и учение…………………………………………..4
3.Заключение…………………………………………………………………..19
4.Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина — либертины. За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Его так и называли — «Женевский папа». Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.

Кальвин, несмотря на идею об угодности зажиточного человека Богу, не считал достойным подчеркивать свою зажиточность. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались всеобщей обструкции.

Женева превратилась в  центр реформации. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое  распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. В 1559 году Кальвин открыл Женевскую академию — высшее богословское заведение для подготовки проповедников. Кальвин ведёт активную церковную деятельность. Переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию.

Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в 8 часов вечера. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.

Кальвин оставил большое  количество трудов: комментарии почти  ко всем книгам Библии, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. Было издано большое количество проповедей, записанных последователями. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится библиотеках Швейцарии. Известно около 1300 писем на различные  темы. Большая часть писем адресована Г. Фарелю. Многие книги были посвящены  правителям государств, что было поводом  для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин  посвятил датскому королю Кристиану, комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому. А в начале своего opus magnum — главного труда — «Наставление в христианской вере» реформатор написал обращение королю Франции Франциску I.

Центральное место в теологии Кальвина занимают проблемы познания Бога как творца и суверенного  правителя мира, а миссии Иисуса Христа – как искупителя. Кальвин  даёт своё понимание истинно христианской жизни и средств, которые для  неё необходимы. Одним из главных  элементов учения Жана Кальвина стала  его концепция «двойного предопределения». Он утверждал, что Бог ещё до сотворения мира по своей Премудрости предначертал всё, что должно совершиться, в том  числе каждому человеку – его  участь: одним – вечное проклятие  и скорбь, другим, избранным –  спасение, вечное блаженство. Изменить этот приговор или избежать его человеку невозможно. Он способен лишь осознать, что в мире непрерывно и мощно  действуют силы, не зависящие от желаний отдельных лиц. Чисто  человеческие представления о доброте  Бога здесь не годятся, человек может  только с трепетом понять, что причины  Божьего осуждения для него непостижимы. Ему открыто другое – веровать в свою избранность и молиться, смиренно готовясь принять любую  волю Божью. Сомневаться в собственном  избранничестве он не должен, ведь подобная обеспокоенность уже сама по себе является «сатанинским искушением», симптомом недостаточной веры в Бога.

Эта часть кальвиновской  доктрины была в своей развитой форме  окончательно сформулирована уже преемниками  и последователями Кальвина и  получила название учения о «мирском призвании» и «мирском аскетизме». Истинный кальвинист должен целиком  отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть бережливым и рачительным хозяином. Если перед  человеком возникает возможность  посредством своей профессиональной деятельности получить большой доход, и он откажется от использования  такой возможности, он совершит греховный поступок.

В этих догматических положениях кальвинизма в искажённом, фантастическом виде отражались реальные экономические  и социальные потребности нарождавшейся  молодой хищной буржуазии периода  первоначального накопления: её преклонение  перед стихийными законами рыночных отношений и властью денег, жажда  наживы.

Оценивая социальное значение кальвиновской теории предопределения, Ф. Энгельс писал: «Его учение о предопределении  было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции  удача или банкротство зависят  не от деятельности или искусства  отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. «Определяет  не воля или действия какого-либо отдельного человека, а милосердие» могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время  экономического переворота, когда все  старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты  Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры — ценность золота и серебра —  пошатнулся и потерпел крушение»

Сознавая несказанное  величие и славу Господа, как  и свою малость, человек должен со всей энергией твёрдо и решительно действовать в этом мире, следуя заповедям и наставлениям Священного Писания. Он должен с максимальной полнотой реализовать своё «призвание» - дарования  и возможности, заложенные в него Богом, которые проявляются во всей его деятельности. Бог сам как  бы даёт человеку ориентир, свидетельствующий  о его поддержке, о том, что  человек верно понял своё «призвание»  и на правильном пути осуществляет его – это успех или неудача  его дела. Кальвин пользуется здесь  понятиями «процветание» или  «беда». Бог благословляет удачу, но её надо добиваться только честным  и законным путём, не забывая о  долге и перед Богом, и перед  ближними. «Процветание» и «беда» являются испытаниями смирения и  нравственных устоев человека. «Процветание», например, приводит к накоплению богатства (Кальвин не осуждает накопительство само по себе), но этот дар Бога нельзя обретать «ценой крови и пота других людей», то есть нарушая заповедь «не укради». Уже имея богатство, его нельзя промотать, удовлетворяя свои прихоти, но следует уделять от своего изобилия нужде другого. Бедняк, в свою очередь, должен стойко и терпеливо переносить свои испытания.

В целом религиозно-нравственные принципы учения Кальвина утверждают и стимулируют высокую активность личности, её трезвый и рациональный подход к делу, волевой напор в  решениях, заботу об успехе дела при  аскетичности собственных желаний  – и всё это при не поддающейся  логическим объяснениям твёрдой  уверенности в своей избранности  Богом. Учение Жана Кальвина о спасении и благочестии, которое включало этические нормы труда и представления  об умеренном аскезе в светской жизни, было нацелено на воспитание внутренней дисциплины, собранности, бойцовских качеств  человека.

Вовлеченный в реформационное движение университетской средой, активно протестовавшей против засилья софистов (теологов Сорбонны), Кальвин мотивировал всю жизненную позицию стремлением жить «по совести», руководствуясь «философией Христа».

Противоречия периода  становления кальвинизма отразились в парадоксальности его доктрины: призыв к божьей мести преступным властителям и категорическое осуждение «бунта черни», апология «маленького человека» и освящение безудержной инициативы, борьба с церковной иерархией и апология структуры церкви, призыв к независимости совести и беспощадность к ереси. Это были принципы, которые изначально отрицали друг друга, и построение на их основе системы с самого начала обрекало ее на различные, и даже противоположные, интерпретации. В борьбе с католицизмом Кальвин проповедовал свое учение о «благодати», которая якобы нисходит на человека прямо от бога а; дает возможность каждому проверить свое избранничеcтво в мирской деятельности.

Психологической основой  деятельности верующего Кальвин  считал убежденность в собственной божественной миссии. При этом он обращался не к крестьянину, дворянину или ремесленнику, а к человеку вне сословий. Такая позиция соответствовала целям усиливающейся буржуазии. Верующему внушалось, что лишение свободы воли — благо для человека, ведь взамен ему дается сила «божественного духа», который, как утверждал Кальвин, не может быть ни побежден, ни сломлен.                         

Этот догмат о предопределении к спасению, сформулированный Кальвином, стимулировал инициативу в борьбе с феодальными порядками и отражал реальные изменения в положении человека, утрачивающего сословные характеристики и становящегося слепым оружием в руках тогда еще не совсем ясно видимых социальных сил. Этот догмат служил и борьбе с народной Реформацией. Если в борьбе с католицизмом подчеркивалась

 свобода внутреннего мира человека, то в борьбе с народной Реформацией был усилен принцип принуждения в делах веры. Принудительная власть церкви над личностью ужесточила предписания католицизма, настаивая на контроле за поведением, мыслями, совестью.

Кальвин все свое литературное дарование и глубокие познания в области истории и психологии религии направил на доказательство того, что жизненная позиция гуманизма неприемлема для христианина— это позиция еретика. Католицизм порицался здесь всесторонне, но помимо прочего и как такая доктрина, которая не справилась с философской ересью.

Указывались изъяны католической идеологии, которые, как утверждал Кальвин, не давали христианину устойчивости перед воздействием светских учений, мешали культивированию воинствующей религиозности. Пропагандировалось, что прежней церкви не под силу справиться с умножившейся «порчей веры» и эту задачу берет на себя церковь реформированная. «Правильное» религиозное разрешение проблем бога, мира и человека

Кальвин предлагал как  единственный выход из узла противоречий, перед которыми поставили общество наиболее актуальные «заблуждения» философии, суммировавшее должные и недолжные для верующего мысли, чувства и представления, «Наставление» может быть прочитано не только как кодекс веры, но и как документ эпохи, в котором были учтены идеи, обусловившие свободомыслие Реформации. Постепенно становясь философской мыслью эпохи, гуманизм формировал себя на опыте решения

 проблемы человека. Отсюда шел разрыв со схоластикой и пересмотр системы соотношений бога и мира. Пропасть между творцом и сотворенным миром, охраняемая усилиями схоластического средневекового богословия, постепенно преодолевалась, и утверждение идеала «божественного человека» указало на поражение схоластики.

Ренессансная практика универсально одаренной личности — живописца, поэта,мыслителя, наблюдателя природы, знатока древних языков—формировала идеал, осознанный гуманизмом в новом понятии, где «божественность» личности торжествовала над ее «тварностью».

Церковный культ, по учению Кальвина, требовал строгости и простоты. Отвергалось поклонение святым, мощам, реликвиям, иконам. Из кальвинистских храмов удалялись алтари, распятия, свечи, богатые одеяния и украшения, прекратилась органная музыка. Ничто  не должно было отвлекать от сосредоточенной  молитвы. В церковной службе главное  внимание уделялось проповеди, пению  псалмов.

Для устойчивости кальвинистской традиции имело созданное Кальвином  новое церковное устройство, принципиально  отличительное от системы католической иерархии. «Видимая церковь» состояла из общин, в которых действовал принцип  самоуправления. Руководители общины избирались и контролировались её членами. Существовали четыре вида «служб»: пасторы  для проповеди, доктора (учителя) для  сохранения чистоты учения, пресвитеры (старейшины) для контроля за церковной  дисциплиной, диаконы для надзора  за церковным имуществом, сбора пожертвований  и заботы о бедных. Дела общины обсуждались  её руководством на совете старейшин  – консистории, догматические вопросы  – на конгрегациях, собраниях духовных наставников.

В соответствии с учением  Кальвина большое внимание уделялось  авторитету духовных пастырей и церковной  дисциплине, которая не исключала  самых строгих мер воздействия  на её нарушителей. Сообщество верующих следовало твёрдо воспитывать и  вместе с тем решительно ограждать  от грехов и соблазнов .

Острая социально-политическая борьба угнетённых народных масс в  Германии, отзвуки её в Швейцарии, опыт Цвингли и Лютера показали Кальвину, сколь опасно без всяких оговорок взывать к Евангелию и идеям  раннего христианства, которые угнетённые массы понимали и толковали по-своему, усматривая в них обоснование  своим требованиям. Поэтому Кальвин  очень осторожно подходил к трактовке  проблем государства и социально-политического  устройства общества.

Кальвин порицал князей, монархов и феодалов за их насилия, произвол. Он утверждал, что если государь и правительство устанавливают  тиранический режим, попирают божеские законы и оскорбляют церковь, то рано или поздно они испытают на себе карающую десницу божью, орудием  которой могут стать их собственные  подданные. Но в то же время Кальвин  всякое государственное устройство и власть, в том числе и феодальную абсолютную монархию, объявлял божественными. Право сопротивления тирании  он признавал лишь за подчинёнными органами власти, церковью и представительными  учреждениями, например Генеральными штатами. При этом сначала должны быть исчерпаны легальные формы  борьбы и пассивное сопротивление; лишь в исключительном случае допустимо  открытое неповиновение и свержение  тирании.

Демократию Кальвин считал «наихудшей формой правления». Все  свои симпатии он отдавал аристократической  форме правления, т. е. по существу олигархии. Как компромиссное решение он допускал её сочетание с «умеренной демократией».

В соответствии с этими  взглядами Кальвина власть в Женеве всё больше и больше сосредоточивалась в руках узкой группы лиц. Когда же кальвинизм вышел на широкую общеевропейскую арену и стал идеологическим знаменем ранних буржуазных революций, вопрос о характере политической и церковной организации решался по-разному, в зависимости от конкретной расстановки классовых сил и местных условий.

Жестоко ненавидел и преследовал  Кальвин крестьянско-плебейскую ересь  — анабаптизм. Требование крайних  анабаптистов об установлении общности имуществ и отрицание ими властей  он оценивал как «присвоение чужого»  и «возмутительную дикость».

В то же время Кальвин  оправдывал взимание процента и ростовщичество, считал закономерным существование  самой жестокой формы эксплуатации человека человеком — рабства, которое  стало получать всё более широкое  применение в колониях.

Информация о работе Жан Кальвин: жизнь и учения