Святой Владимир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

1. Языческая Русь до крещения.
2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.
3. Первые годы правления Владимира.
4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.
5. Владимир и Русь после крещения.
6. Владимир как военный , политический деятель.
7. Последние годы правления Владимира и смерть.
8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского.

Файлы: 1 файл

Реферат Н.С.Ким otech istoriya.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

   В 981 году идет Владимир на  ляхов , берет Перемышль (на  реке Сане) , Червен за Западным  Бугом и другие города , дойдя  таким образом до долины реки  Сана , то есть до западного  рубежа расселения восточных  славян , в это время усваивающих  название русских. С этого западного  рубежа он идет на рубеж  восточный и снова подчиняет  Киеву вятичей. В 982 году приходится  ему снова идти на вятичей  и окончательно их замирить. В  983 году Владимир идет на ятвягов  за Неманом и подчиняет себе  их землю. В 984 году - новый поход  - на радимичей на реке Соже  и их окончательное подчинение  Руси. В 985 году - поход на болгар. Князь имеет успех , но , по совету  Добрыни , решает не делать  здесь завоеваний , а лишь заключить  прочный мир.

В 988 году пошел Владимир с войском  на Корсунь , город   греческий , корсунцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им : “Если  не сдадитесь , то три года простою  здесь”, но они его не послушались. Тогда Владимир , устроив свое войско , велел делать насыпи около города ; но корсунцы , подкопав городскую стену , уносили насыпанную землю к себе в город. В это время один корсунский житель именем Настас - пустил стрелу в  стан русский , а на стреле было написано : “ На Восток от тебя колодезь ; из него вода идет в город ; откопай колодезь и перейми воду”. Владимир в тот  час велел копать , и  точно , воду переняли у граждан ; тогда последние , изнеможенные от жажды , сдались. Владимир вошел в город с дружиной и  послал сказать императорам Василию  и Константину : “ Вот я взял Ваш славный город : слышу , что есть у вас сестра девица : если вы не отдадите ее за меня , то и оставшемуся городу вашему будет тоже , что Корсуню”.

   В 991 году пошел Владимир на  хорватов. Только что возвратился  он с Хорватской войны , и  вот печенеги пришли с той  стороны , от реки Сулы ; Владимир  пошел против врагов и встретил  их на реке Трубеж. Русские  стали на этой стороне , а  печенеги на той , и не смели  ни наши перейти на печенежскую  сторону , ни печенеги на нашу. Тогда приехал князь печенежский  к реке , позвал Владимира и  сказал ему : “Выпусти ты своего  воина , и я своего - пусть борются  , и если твой осилит моего  , то не будем воевать три  года , если же наш одолеет , то будем разорять вашу землю  целые  три года”. После  этого разговора князья разошлись  розно ; Владимир , пришедши к   себе в стан , послал кликать  по шатрам : “Нет ли   такого , кто бы взялся биться с  печенегом? ” - и не сыскался  никто. На другое утро приехали  печенеги и привели своего  бойца , а у наших никого  не было. Стал тужить князь  Владимир и опять кликать по  всему   войску ; тогда пришел  к князю старик и сказал  ему : “  Князь! Вышел я  сюда на войну с четырьмя  сыновьями , а пятый , меньшой  , остался дома ; с самого детства  не было человека , кто бы одолел  его : однажды он мял воловью  кожу , а я стал его за что-то  бранить , так он , на меня рассердясь , прорвал кожу руками”. Князь  , слыша это , обрадовался и  послал за силачом ; когда он  пришел , то князь рассказал ему  в чем дело ; то отвечал : “Не  знаю , князь , могу ли биться  с печенегом ; но пусть испытают  меня : нет ли здесь большого  и сильного быка? Нашли быка , большого  и сильного , велели разъярить  его горячим железом и пустили  на волю : когда бык бежал мимо  силача , тот схватил его рукою  за бок и вырвал кожу с  мясом. Владимир , видя это , сказал  ему : “Можешь биться с печенегом”. На другое утро пришли печенеги  и начали опять кричать : “Что  же? Нашелся ли боец? А наш уже  готов!” Владимир еще за ночь  велел своему бойцу вооружиться  , и вот оба показались. С печенежской  стороны вышел великан , страшный  видом ; выступил и Владимиров  богатырь: он был среднего роста,  и потому печенег, увидав его,  начал смеяться. Размерили место  между обоими полками , пустили  борцов : те схватились и начали  крепко щемить друг друга ; наш стиснул печенега руками  и ударил его о землю ; тогда  с обеих сторон раздался крик ; печенеги побежали ; русские ударили  вслед за ними и погнали  их. Владимир был очень рад  , сделал богатыря знатным человеком  , и отца его тоже ; потом возвратился  в Киев с победою и славою  великою.

В 995 году опять пришли печенеги к городу Василеву. Владимир вышел против них  с малою дружиною , и когда вступил  в битву , то не мог удержаться , побежал  и едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир поставить  церковь св. Преображения в Василеве , потому что в тот день было Преображение. Избавившись от  беды , Владимир точно  поставил церковь и сделал большой   праздник , наварил меду и созвал бояр своих , и посадников , и старшин  изо всех городов , и всяких людей  много , а нищим роздал триста гривен. Праздновав восемь дней , Владимир возвратился  в Киев на Успение Богородицы и  тут опять сделал большой праздник , созвав бесчисленное множество народа. Он приказал всякому , нищему и убогому , приходить на княжий двор и брать  все что надобно : питье , кушанье  и деньги из казны. Князь говорил  также : “Ведь больные и слабые не могут дойти до моего двора” - и потому велел сделать телеги , накладывать на них хлеб , мясо , рыбу , овощи разные , мед , квас и  развозить по городу , спрашивая : “Где больные и  нищие , кто ходить не может?” - тем раздавали все это. Каждое воскресенье завел он на дворе  своем  пиры , куда приходили бояре , дворяне , соцкие ,  десяцкие , лучшие люди , при князе и без князя : на тех пирах бывало множество  мяса : говядины и дичины , было много  всего. Вот , бывало как подопьют , то и начнут роптать на князя , говоря : “Что это наше здесь за житье  горькое! дает нам есть деревянными ложками , а не серебряными!” Владимир , услыхав ропот , велел подавать серебряные ложки и сказал : “С серебром и золотом не найдешь дружины , а с дружиною найду и серебро и золото , как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра”. Владимир любил свою дружину и думал с нею обо всяких  делах : об устройстве земском , о войнах , об уставах земских. С окольными князьями жил он мирно , и с польским князем , и с венгерским, и с богемским : были между нимии мир и любовь.

В 997 году Владимир пошел к Новгороду  за войском на печенегов , потому что  войны были беспрестанные. В это  время печенеги ,  узнав , что князя  нет , пришли и стали около Белгорода , не давая никому выхода , от чего сделался вдруг большой голод. В такой  беде граждане собрали вече и  сказали : “Пришлось помереть с голода , а  от князя нет  помощи ; сдадимся печенегам : кого убьют , а кого в живых оставят ; нам все равно помирать же голодною смертию”. Так и решили. На этом вече не было одного старика и когда  он после спросил : “Зачем это собирали вече?” - то ему отвечали , что завтра хотят сдаться печенегам. Старик послал за городскими старшинами и  сказал им : “Что это я слышал , будто  вы хотите сдаться печенегам?” Те отвечали : “Да что ж будешь делать? Люди не хотят терпеть голода”. Тогда  старик сказал им : “Послушайте же меня , не сдавайтесь еще денька три и  сделайте так , как я вам скажу”. Когда те обещали слушаться его , старик продолжал : “Сберите хоть по горсти овса , или пшеницы , или отрубей”. Старшины исполнили его волю. Тогда  он велел женщинам сделать раствор , на чем кисель варят ; велел также  выкопать колодезь , вставить в него кадку и налить ее раствором ; велел  выкопать и другой колодезь и в  него вставить кадку. Потом велел  сыскать где-нибудь меду ; ему принесли его целое лукошко : спрятано оно  было в княжеском погребе ; старик приказал сделать из него сыту пресладкую и вылить в кадку , которая стояла в другом колодезе. На другой день он велел послать за печенегами ; граждане пошли и сказали им : “Возьмите  у нас заложников , а сами подите , человек с десять в город и  посмотрите , что у нас делается”. Печенеги обрадовались , думая , что  хотят им сдаться : взяли заложников , а сами выбрали лучших мужей  и послали в город проведать , что там такое делается. Когда  печенеги пришли в город , то жители сказали им : “Зачем вы себя губите? Хоть десять лет стойте под нашим  городом , ничего не сделаете : у нас  сама земля дает корм ; если же не верите , посмотрите своими глазами”. Сказав это , привели их к колодезю , где  был раствор , почерпнули из него ведром и налили в котлы ; когда сварили  кисель , то взяли печенегов , и привели  к другому колодцу , почерпнули  сыты , и начали есть , сперва сами , а  потом дали и печенегам. Те удивились  и сказали : “Ни за что не поверят  наши князья , если сами не отведают”. Тогда граждане налили горшок раствора и сыты из колодца и дали печенегам ; те пошли к своим и рассказали им все , что с ними случилось. Князья печенежские сварили себе кисель , поели , подивились , потом собрались  и пошли прочь от города.

Владимир  прожил долгий век и княжил почти  полста лет , возвеличив и укрепив  Киев и всю Русь. У Владимира  было большое семейство. У него до греческой царевны Анны , последней  супруги его , были ещё жёны. Одна из них  прекрасная , но несчастная Рогнеда , дочь Рогвольда , оскорблённая , осиротевшая ,   опозоренная , ставшая лишь по имени женою ненавистного князя , была им скоро забыта. Она взращивала рожденного от него сына , мучимая чувством    мести , ревностью и оскорблённым самолюбием. И когда однажды он её посетил и , случайно , у неё  заснул , она решилась на мужеубийство. К счастью , Владимир проснулся вовремя  и удержал занесённую над ним  руку с ножом. Мужеубийство и у  норманнов , и у славян влекло не минуемо смерть для виновной. Княгиню  же по норманнской традиции , мог  казнить только сам князь. И Владимир приказывает надеть Рогнеде княжеское платье , сесть на богатой постели и ждать его. Но когда он вошёл с мячом в руке , его встретил наученный матерью маленький , 4-5-летний Изяслав , став , тоже с мечом  на защиту матери. И грозный язычник не посмел свершить то , что повелевала ему норманнская честь. Он растерянно    говорит : “А кто же тебя  знал , что ты здесь?!” Бросает меч и идёт собирать бояр и просить их совета. А бояре советуют простить жену и даже вернуть ей и Изяславу землю Рогвольда. Мало того , Рогнеда опять была в чести. От неё у Владимира было ещё три сына : Мстислав , Всеволод , в том числе и Ярослав , родоначальник всей последующей династии Рюриковичей , и две дочки. Другие же летописи противоречат   этому , сообщая , что Владимир имел от несчастной княжны полоцкой одного только сына , Изяслава , и отпустил её с сыном в землю отца ; с тех пор потомки Рогнеды княжили особо в Полоцке и между ними и потомством Ярослава существовала постоянная родовая неприязнь , поддерживаемая преданиями о своих предках. От других : чехини , гречанки , вдовы  Яролополка , чехини второй и болгарки : Вышеслав ,   Святослав ,  Борис , Глеб ,  Станислав , Судислав , Позвизд. Кроме того он усыновил Святополка , сына убитого брата своего Ярополка.

  В конце жизни постигло Владимира  сильное огорчение. В 1014 году  его сын , Ярослав , который  княжил в Новгороде и давал  каждый год в Киев по две  тысячи гривен , а тысячу раздавал  в самом Новгороде дружине  , что делали и все прежние  посадники новгородские , в этот  год вдруг не захотел давать  дани отцу своему. Владимир сказал : “Поправляйте дороги и мостите  мосты” , - потому что хотел идти  на Ярослава войною , да вдруг  разболелся. Между тем послышали  , что печенеги идут на Русь ; Владимир выслал против них  сына Бориса , а сам сильно разболелся ; в этой болезни и умер. После  кончины Владимира бояре испугались , что его сыновья начнут борьбу  за престол. Приближённые Владимира  хотели помочь сыну Владимира  Борису , которого отец накануне  отправил в военный поход против  печенегов. Чтобы скрыть смерть  князя до тех пор , пока не  вернётся Борис , бояре тайно  проломили заднюю стену терема  и ночью отнесли тело Владимира  в церковь. Но народ узнал  об этом , и к церкви сошлось  огромное количество людей. “И  плакали по нём. Бояре как  по заступнику земли , бедные  как по кормильцу”. Тело Владимира  положили в мраморный гроб  и похоронили в каменной церкви  Святой Богородицы. - Удивления достойно , сколько добра сотворил он  Русской земле , - сказал о нём  летописец. Имя князя Владимира  Святого - Владимира Красное Солнышко - навсегда связано с крещением  Руси. На самом высоком холме  Киева ему воздвигнут памятник. Холм этот получил название  Владимирская горка. А сам князь  Владимир причислен к лику  святых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Амелькин  А. О. , Кретинин С. В. , Филюшкин  А. И. Всемирная история в  лицах для детей. Книга для  чтения. - Воронеж : Центрально-Чернозёмное  книжное издательство , 1996 год - 558 стр. 

2. Бутромеев  В. П. Всемирная история в  лицах : Раннее средневековье.  Энциклопедия для школьников. Серия  “Детский плутарх”. - Москва : издательство  “ОЛМА-ПРЕСС” , 1999 - 320 стр. 

  1. Ошимова А. О. История государства Российского с его возникновения до времён Петра I. - Москва : издательство ТКО   АСТ , 1996 год - 464 стр.
  2. Петухов Ю. Д. Научно-популярный литературно-художественный журнал № 3. - Москва : культурно просветительское издательство “История” ,   “Метагалактика” , 1997 год - 288 стр.
  3. Потапчук И. Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. - Тула : издательство “Пересвет II” , фирма “Ослябя” , 1995 год - 592 стр.
  4. Поспелов Н. П. , Лисовой Н. Н. Российские судьбы. Святая Ольга - Владимир Святой. - Москва : издательство   “Новатор” , 1996 год -  400 стр.
  5. “Русская Православная Церковь 988 - 1988”. - Москва : издание Московской Патриархии , 1988 год. 
  6. Соловьёв С. М. Чтение и рассказы по истории. - Москва : издательство “Правда” , 1989 год - 768 стр.

 

 

 


Информация о работе Святой Владимир