Святой Владимир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

1. Языческая Русь до крещения.
2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.
3. Первые годы правления Владимира.
4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.
5. Владимир и Русь после крещения.
6. Владимир как военный , политический деятель.
7. Последние годы правления Владимира и смерть.
8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского.

Файлы: 1 файл

Реферат Н.С.Ким otech istoriya.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

 

Святой Владимир

 

План.

 

1. Языческая  Русь до крещения.

2. Как  Владимир стал единовластным  правителем Руси.

3. Первые  годы правления Владимира.

4. Поход  на Корсунь. Крещение Руси.

5. Владимир  и Русь после крещения.

6. Владимир  как военный , политический деятель.

7. Последние  годы правления Владимира и  смерть.

8. Значение  личности Владимира и крещения  Руси в истории государства  Российского.

 

 

Наша  история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и  наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы  без которых , собственно , для народа нет истории. С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племенами чудского и тюркского , а в западной половине кроме народов литовского и чудского племени , примыкавшим своими поселениями к балтийскому побережью , жили славяне под разными местными     названиями , держась берегов рек : Западной Двины ,  Волхова , Днепра , Припяти , Сожи , Горыни , Стыри , Случи , Буга ,   Днестра , Сулы , Десны , Оки с их притоками. Они жили небольшими общинами , которые имели своё средоточение в городах - укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления. Никаких   установлений , связующих между собой племена и признаки государственной жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими князьями , вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять  себя , а потому часто были покоряемы. Религия их состояла в поклонении природе , в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям , птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них не было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная вера была - язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую древность. В его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы лишены возможности непосредственного видения духовных источников , но все же можем судить о них , памятуя слова господа : “По плодам их узнаете их”.Плоды язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют сомнений в богоборческой сущности того начала , которое стремится к воплощению через многочисленные языческие культуры. И славянское язычество не было исключением.

Древние славяне рассматривали мир как  арену борьбы между добрым Белбогом и злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая самостоятельность злого  начала служила оправданием его  неизбежности , рождая культурные формы  славянского сатанизма , обретшие позднее  свое законченное воплощение в почитании  Перуна - верховного божества языческого пантеона дохристианской Руси.

  Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали из   луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя после себя горы трупов и груды дымящихся развалин.

Столь же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные представления  о существовании человека после  смерти : загробный мир представлялся  их воображению продолжением настоящей  жизни. Поэтому вместе с умершим  воином на погребальном костре сжигались  и его жены (одна или несколько - славяне признавали множество).Они  чествовали умерших прародителей , считали их покровителями и приносили  им жертвы. Закон позволял умертвить  новорожденную дочь , если её рождение казалось излишним. В свою очередь , признавалось право детей на убийство родителей, обременяющих семейство  старостью или болезнью. Междородовые распри передавались из поколения в   поколение , подогреваемые обычаем  кровной мести , удовлетворявшейся  лишь смертью обидчика или его  потомков.

Справедливости  ради надо сказать , что современные  историки отмечали и привлекательные  черты славян , говоря , что они  не знали ни хитрости , ни обмана , хранили  древнее простодушие и простоту нравов. С пленными , оставшимися  в живых . наши предки обходились дружелюбно , назначая лишь определенный срок их рабства , по истечению которого пленник  мог , по  выбору , либо покинуть своих  бывших хозяев , либо остаться с ними на равных правах , как вольный человек.

Свято соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными  для путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность гостя-чужеземца. Купцы тем охотнее  посещали славян , что между последними не было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских землях ждать не приходилось - суровые войны  не знали роскоши и не ценили золота. Соответственно такому духовному развитию было состояние их житейской умелости. Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их деревянными  стенами , рвами и земляными насыпями , делать ладьи и рыболовные снасти , возделывать землю , занимались скотоводством , умели прясть , ткать , шить приготовлять кушанья и напитки : пиво , мёд , брагу , ковать  металлы , обжигать глину  на домашнюю посуду ; знали употребление веса, меры , монеты ; имели свои музыкальные  инструменты ; на войну выходили с  метательными копьями , стрелами и отчасти  мечами. Все познания их переходили от поколения к поколению очень  медленно , но отношения с Византийской империею и отчасти с арабским Востоком мало-помалу оказывали на русских славян образовательное  влияние. Из Византии заходило к ним  христианство. В половине XI века киевские князья Аскольд и  Дир , собрав  дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море , опустошили на своём пути побережье и осадили Константинополь. Нападение оказалось неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в столице не было - он возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря на все старания , даже вернувшись в город , не мог организовать надежную оборону. Царьград спасся чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь города - ризу Божией Матери , хранившуюся во Влахернской церкви. Налетевший после этого шторм разметал корабли русов , уничтожив большую часть флота и сделав дальнейшую осаду невозможной. Пораженные князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это было первое , “Аскольдово” крещение Руси.

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских  областях святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у  которых нашёл Евангелие и  Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников  в костер Евангелие не сгорело. Но и это крещение Руси не оказало  влияния на её судьбу. Очаг православия  на юге земли Русской со временем то ли угас , то ли оказался столь слабым , что не смог просветить окрестную  языческую тьму.

Такой варварский склад общественной жизни  изменяется с принятием христианской религии , с которою из Византии - самой образованной в те времена  державы , перешли к нам как  понятия юридические и государственные , так и начало умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом , обновившим Русь и  указавшим ей историческую дорогу.

Этот  переворот совершен Владимиром , сыном  воинственного Святослава , киевского  князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги.

Святослав (отец Владимира), уезжая в Болгарию , разделил всё государство своё на три части: старшему сыну Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу - Землю  Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли русской предки наши сделались очень несчастливы : вместо одного государя было у них  три в одно время. После смерти Святослава между детьми его началось междоусобие.

Первыми поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода  Свенельд. В 975 году сын Свенельда , по имени   Лют , вышел из Киева  в лес на охоту ; увидев его ,   Олег , князь древлянский , спросил  у своих : “Кто это такой?” Ему  ответили : “Сын Свенельда” ; тогда  Олег напал и убил Свенельдича  за то , что тот охотился с ним  вместе в одном лесу. Отсюда пошла  ненависть между Ярополком и  Олегом ; Свенельд , желая отомстить  за сына , всё подговаривал Ярополка : “Пойди на брата и отними у него владения”. На третий год Ярополк  пошёл на Олега , в древлянскую  землю. Князь киевский победил древлянского. Когда Олег с воинами своими бежал  в город Овручь , то на мосту , перекинутом  через ров к городским воротам , столпилось множество беглецов , и  они столкнули нечаянно своего князя  в глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Олега  раздавили насмерть. Между тем  Ярополк вошёл в город Олегов , захватил там всю власть и послал искать своего брата во рву. С утра до полудни вытаскивали трупы  изо рва : наконец нашли Олега  на самом  дне , внесли во дворец и  положили на ковёр. Ярополк , который  хотя был легковерен , но совсем не имел злого сердца. Когда пришёл , долго  плакал над Олегом ,   забыв , что  он победитель. Олега погребли у  города Овруча. Владимир узнав , что  Ярополк захватил Древлянскую землю  и убил Олега , испугался и убежал со своим дядею Добрыней в Швецию. Ярополк скоро забыл о своём сбежавшем брате , а в Новгород послал посадников.

После этого варяги сказали Владимиру : “Город то наш ; ведь мы его взяли , и потому хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с человека”. Владимир отвечал им : “Подождите немного , пока сберут деньги за месяц”. Варяги ждали , ждали - и ничего не получили ; тогда  они сказали Владимиру : “Обманул ты нас ; позволь нам по крайней  мере идти в Грецию”. Владимир отвечал : “Ступайте”. Потом выбрал из них  мужей добрых , смышлёных и храбрых  и роздал им города ; другие же пошли  в Царь-град , к грекам.Но Владимир ещё прежде них послал сказать  императору : “Идут к тебе варяги : не держи их в городе , а не то наделают они тебе бед , какие и  у нас здесь ; лучше разошли  их по разным местам , а сюда к нам  не пускай ни одного”.

С большой  достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир , будучи еще язычником , был повелителем  большого пространства нынешней России и старался как о распространении  своих владений , так и об укреплении своей власти над ними. Таким образом , он повелевал Новгородской землёю - берегами рек : Волхова , Невы , Мсты , Луги , - землёю  Белозерскою , землёю Ростовскою , землёю Смоленскую в верховьях  Днепра и Волги , землёю Полоцкою на Двине , землёю Северскою на Десне  и Семи , землёю полян , или Киевскою , землёю Древлянскою и , вероятно , также  западною Волынью.  Радимичи , жившие на Сожи , и вятичи , жители берегов  реки Оки и её притоков , хотели отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдельных ятвягов , полудикий народ , живший в лесах  и болотах нынешней Гродненской  губернии. Не должно , однако , думать , чтобы это обладание имело  характер   государственный : оно  ограничивалось собиранием дани , где  можно было собирать её , и такое  собирание имело вид грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве  с помощью скандинавов , называемых у нас варягами и раздал им в  управление города , откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.

После смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша  начал княжить один в Киеве  и поставил себе на холме разных богов за княжеским двором : Перуна деревянного с серебренной головой  и золотыми усами , Хорса , Стрибога , Даждь-бога (солнца) , Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя богами  своими , приводили сыновей и дочерей  своих и приносили жертвы.“И осквернилась кровью земля Русская и холм тот” (под 980 год). В благодарность богам  за победу , одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Старцы и бояре сказали : “Бросим жребий на мальчиков и  девиц ; на кого падет того и зарежем  богам”. В это время жил в  Киеве один варяг ; двор его стоял  там , где теперь церковь св. Богородицы , построенная Владимиром ; варяг  этот пришёл из Греции , держал веру христианскую , и был у него сын прекрасный лицом и душою ; на него то и пал  жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали : “На  твоего сына пал жребий ; боги выбрали  его себе , чтоб мы принесли его им в жертву”. Варяг отвечал : “То  не боги , а дерево ; ныне есть , а завтра сгниёт ; ни едят , не пьют , ни говорят ; сделанные руками из дерева ; бог  же один , которому служат греки и  кланяются ; он сотворил небо и   землю , звёзды и  луну , и солнце , и человека и дал ему жить на земле ; а эти  боги что сотворили? Они сами сделаны  руками человеческими ; не дам сына своего бесам”. Посланные             пересказали слова варяга гражданам ; тогда народ , взяв оружие , пошёл  на варяга и разломал забор около  его дома. Варяг стоял на сенях  с сыном ; ему кричали : “Отдай сына ; нам нужно принести его в жертву богам”. Он отвечал : “Если то в самом  деле боги , то пусть пошлют одного бога взять моего сына ; а вы из чего так хлопочете?” В народе раздался яростный крик ; толпа бросилась , подрубили сени под обоими варягами ; и таким образом убили их , и никто не знает , где их похоронили.

Руководимый язычником Добрыней , которому , после  великих успехов последних лет , не мог не доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию   власти , могущества , богатства и  роскоши Киевского двора. Действительно , за два года стать в 17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем  огромной страны , от Балтийского моря до  Черного , победителем могучих  князей Рогволода и Ярополка , обладателем  многочисленных  теремов и богатств , народным героем , победившим иноземное  влияние , - это ли не обстановка , в  которой юноша может увлечься своим счастьем и дать волю страстям ? К двум своим жёнам , Олове и   Рогнеде , он присоединяет красавицу  вдову Ярополка. От этих жён у  него вскоре родится по сыну : от Оловы - Вышеслав , от Рогнеды - Изяслав , от несчастной вдовы брата - Святополк , уже в  самом рождении которого лежит как  бы печать его будущих злодеяний. Чешская княжна Мальфреда и ещё  одна чешка становятся его 4-ой и 5-ой жёнами. Огромные гаремы появляются в  местах его княжеских резиденций : по 200-300 женщин живет у него в  теремах в   Белгороде , Вышгороде  и Берестове. На ряду с теремною жизнью , князь любит пиры и веселья  с дружиной. Широко льётся вино и  громко славят князя густеры ...

Не  мало знает история примеров когда  молодые государи , подпадая таким  же искушениям , погибали духовно и  физически среди роскоши и  разврата. Но молодой князь не даёт себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно , один за другим следуют  его победоносные походы. 

Оба царя услыхав это сильно огорчились и отвечали : “ Не прилично христианам выдавать сестер своих за   неверных , если крестишься , то и сестру нашу получишь , а вместе с нею и  царство небесное . а с нами будешь  единоверник ; если же не хочешь креститься , то не можем выдать за тебя сестры”. Владимир отвечал послам императорским : “Скажите царям , что я готов  креститься , потому что и прежде испытал ваш   закон , и мне  нравится ваша вера и богослужение”.Цари , услыша это , обрадовались и послали  ко Владимиру сестру свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти ; она села на корабль , простилась с  родными и с плачем поплыла  через море. Когда царевна Анна прибыла в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения обвенчался на Анне , и пошел с нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы  все и бедные и богатые крестились. Услыхав это люди шли с радостью ,   говоря : “Если б эта вера была не  хороша , то князь и бояре  не приняли бы её”. На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр , куда собралось множество людей : все  вошли в воду и стояли в ней - одни по шею , другие по грудь , малолетние у  берега , возрастные же дальше , и  держали на руках младенцев , а  священники читали молитвы.

Информация о работе Святой Владимир