Столыпин и проблемы формирования гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:02, творческая работа

Описание работы

Приступая к исследованию, мы поставили перед собой следующую цель:
определение перспектив формирования гражданского общества в России начала XX века на основе анализа теоретических идей и взглядов Столыпина.
Исходя из цели, определили объект и предмет исследования.
Объект:
- формирование гражданского общества.
Предмет:
- проблемы формирования гражданского общества в России в свете теоретических идей и взглядов Столыпина.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......с.3
Национальная идея П.А. Столыпина....................................................…….....с.5
Права и свободы граждан.......................…………………………………........с.6
Формирование правового пространства............................................................с.8
Содействие государства развитию демократии....................…………............с.9
Местное управление и самоуправление.............................…………..............с.10
Создание среднего класса и эффективной экономики........…………............с.12
Повышение образовательного и культурного уровня граждан.....................с.14
Обеспечение социальных гарантий населения................................................с.16
Реализация правительственного курса: причины неудач...............................с.17
Заключение………………………………………………………………..........с.19
Список литературы………………………………………………………….....с.21

Файлы: 1 файл

Столыпин и проблемы формирования гражданского общества в России.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

       Столыпин ссылался на отсутствие граждан в современной ему России. Он говорил о том, что России необходимо 20 лет для того, чтобы выправить ситуацию; то есть  должно было смениться целое поколение. Столыпин видимо, рассчитывал на то,  что за это время дадут эффект мероприятия по социализации крестьянства.

         Оставаясь государственно мыслящим и ответственным политиком, Столыпин, в отличие от лидеров леворадикальных партий, не был   ни демагогом, ни популистом, сознавая эфемерность беспочвенных, объективно не обеспеченных обещаний. Он предпочитал говорить правду, какой бы горькой она ни была.

        Столыпин  умудрился попасть в немилость к Её Императорскому Величеству, которая считала, что Столыпин затеняет ее обожаемого Ники. Наконец, он потерял и поддержку монарха, открыто выступая против влияния на царскую семью Григория Распутина и прочих кликуш-богомольцев.

        Восстановив против себя все общественные силы, он был вынужден опираться только на полицейский аппарат, отчаянно борясь с наступающей революцией и анархией. Особенно трудно пришлось ему в последние месяцы своей жизни.

       Таким образом, главе правительства не удалось преодолеть упорное сопротивление  различных слоёв общества, не удалось убедить народ России в своей правоте.  Клубок противоречий, сложившийся в российском обществе так и не был распутан  Столыпиным.

Заключение

 

       На основе изучения теоретических идей и взглядов П.А. Столыпина можно сделать вывод, что в трудных условиях кризиса российской государственности в начале XX века Столыпин предложил обществу рациональную и логически обоснованную программу системных реформ, которая базировалась на идее общего блага, общегосударственных и общенациональных интересов. Осуществление этих преобразований привело бы в перспективе к развитию в России гражданского общества.

Столыпин не обещал никаких  сиюминутных благ. Содержание многочисленных указов и постановлений, разработанных правительством под его руководством, создавало условия и предпосылки для выхода российского общества и государства на более высокий, современный уровень развития.

        Да, Столыпин делал главную ставку на государство, но государство нового типа. По его мнению,  государство – творческая, созидательная сила,  которая действует вместе с обществом.

       По мнению авторов монографии о Столыпине П.А. Пожигайло и В.В. Шелохаева «По сути, речь шла о поиске оптимального соотношения долей участия и государства, и общества в построении новой России. Эта столыпинская идея красной нитью проходит через всю программу системных реформ, технологическую «цепочку» её реализации. По мнению Столыпина тенденция к сотворчеству власти и общества должна была привести к расширению «поля» их взаимного пересечения для разрешения глобальной общей задачи – формирования в России гражданского общества и правового государства» [14;222-223].

         В отличие от демагогов и популистов, которых в тогдашней России было немало, Столыпин не призывал к конфискации или переделу собственности, а предлагал создать благоприятные условия для самореализации трудящихся слоёв населения, организации собственного хозяйства. Впервые в истории России личность приглашалась к сотрудничеству с государством. Такое сотрудничество позволило бы создать современную рыночную экономику и в перспективе –гражданское общество.

         Не вина Столыпина, что он не был услышан. Беда России в том, что она не захотела услышать Столыпина. Эволюционный путь развития, разработанный Столыпиным,  был отвергнут. К чему это привело, мы знаем. 

Если бы противники Столыпина  могли увидеть своё будущее и  будущее России, то, что ожидает  их через 8 - 10 лет, то, наверное, все они вели бы себя по-другому.

       Некоторые современные исследователи называют Столыпина утопистом и считают, что его программа преобразований «не могла стать реальностью, но при этом требовала для своего воплощения в жизнь много терпения, непомерных усилий и жертв». Мы не считаем возможным согласиться с такой оценкой.

      Столыпин был реалистом, он трезво оценивал состояние российского общества и предлагал реальный путь продвижения вперёд.

  Он не просто обозначил контуры будущей России, но и заложил прочный фундамент для качественных изменений. В этом и состоит прежде всего его огромная историческая заслуга. Свой долг перед Родиной он выполнил сполна. Пуля террориста могла убить Столыпина как человека, но она не могла убить его идеи, его планы построения нового правового государства и открытого, демократического, гражданского общества.

        Только во многом благодаря усилиям, настойчивости и твёрдой воли Столыпина правительственная программа реформ всё же внедрялась в практику и приносила  положительные результаты. Но главным образом, это касалось темпов экономического развития. Его идеи свободной личности, правового государства и гражданского общества, лежащие в основе всего процесса модернизации, практически не нашли воплощения в жизнь в тогдашней России.

         Сейчас перед нашей страной вновь стоят задачи модернизации, необходимость выхода на новый, более высокий уровень развития. И снова проблемы развития гражданского общества активно обсуждаются на всех уровнях. Снова они актуальны и от их решения во многом зависит будущее страны.

      Мы надеемся, что Россия сумеет максимально использовать опыт столыпинской модернизации и, учитывая уроки своего прошлого, сделает рывок вперёд, выйдет на ведущие позиции в мире. Идеи и дела Столыпина должны служить Отечеству.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Аврех А.Я.  Столыпин и судьбы реформ в  России / Аврех А.Я.- М.: Издательство  политической литературы, 1991.- 286 с.

2. Бок М.П.  Воспоминания о моём отце П.А.  Столыпине / Бок М.П. – М.: Товарищество «А.Н. Сытин и К», 1992 – 256 с.

3. Валуев И.К.  Экономические заметки о столыпинских  реформах. М. 1992

4. Верт Н.  История Советского государства: 1900-1991: Учебник / Верт Н. - М.: ИПА, 2003 - 544 с.

5. Гурко В.  И. Черты и силуэты прошлого / Гурко В. И.  - М., 2000

6. Зырянов П.Н.  Пётр Столыпин: политический портрет  / Зырянов П.Н  - М., 1992.

7.Законотворчество думских фракций. 1906-1917 гг.: Документы и             материалы. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006. - 768 с.

8. Имя Россия. Исторический выбор 2008. П.А. Столыпин. – М, 2009.

История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. - Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 512 с.

9. История Советского  государства 1900-1991 М., "ПРОГРЕСС" 1992 г.

10.Кобзарь Р. Ш. Столыпин как последний реформатор царской России. С-Пб., 1994 г.

11. Могилевский К.И.; (отв. Ред. В.В.Шелохаев). / Могилевский К.И. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 326 с.

12. Могилевский К.И. Страна без всяких утопий. - // Родина, 2008, №8. с.8- 10

13. Островский  И.В. П. А. Столыпин и его  время / Островский И.В. -  Новосибирск  1992 г.

14. Пожигайло  П.А. В. В. Шелохаев. Петр Аркадьевич  Столыпин: Интеллект и воля / Пожигайло  П.А.  - М.: Российская политическая  энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 239 с.

15. Румянцев  М. Столыпинская аграрная реформа:  предпосылки, задачи и итоги" //"Вопросы экономики" № 10,  1990

16. Столыпин  П.А. "Нам нужна великая Россия" М., - "Молодая гвардия", 1990.   

17. Столыпин  П.А.: Переписка. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 704 с.

18. Столыпин  П.А.: Программа реформ. Документы  и материалы. В 2-х томах.  Т.1. - М.: "Российская политическая  энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. - 764 с.

19. Столыпин  П.А. Мысли о России. - М.: "Российская  политическая энциклопедия" (РОССПЭН), - 2006. – 128 с.

20. Столыпин  П.А. Грани таланта политика. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006. - 623 с.

21. Столыпин  П.А.: Биохроника. - М.: "Российская  политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006. - 376 с.  

22. Столыпин  П.А.  глазами современников. - М.  Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008, - 367 с.

23. Столыпин  П.А.: личность и реформы - / К.И. Могилевский, К.А. Соловьев "П.А.Столыпин: личность и реформы" - Калининград: Терра Балтика, 2007 - 128 с.

24. Тайна убийства  Столыпина. - М.: "Российская политическая  энциклопедия" (РОССПЭН), 2003. - 736 с.

25. Экономическое  преобразование России - Эдмон Тери; (перевод с фр. А.А.Пешкова).- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.-183 с.

   26. Материалы сайтов Интернет:

- www.stolypin.ru

- www rus-sku.com>histori/stolyhin/4.htm  

- www rus-sku.com>histori/stolyhin/4.htm

- hronos.km/ru>statii2001/gert/html




Информация о работе Столыпин и проблемы формирования гражданского общества в России