Столыпин и проблемы формирования гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:02, творческая работа

Описание работы

Приступая к исследованию, мы поставили перед собой следующую цель:
определение перспектив формирования гражданского общества в России начала XX века на основе анализа теоретических идей и взглядов Столыпина.
Исходя из цели, определили объект и предмет исследования.
Объект:
- формирование гражданского общества.
Предмет:
- проблемы формирования гражданского общества в России в свете теоретических идей и взглядов Столыпина.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......с.3
Национальная идея П.А. Столыпина....................................................…….....с.5
Права и свободы граждан.......................…………………………………........с.6
Формирование правового пространства............................................................с.8
Содействие государства развитию демократии....................…………............с.9
Местное управление и самоуправление.............................…………..............с.10
Создание среднего класса и эффективной экономики........…………............с.12
Повышение образовательного и культурного уровня граждан.....................с.14
Обеспечение социальных гарантий населения................................................с.16
Реализация правительственного курса: причины неудач...............................с.17
Заключение………………………………………………………………..........с.19
Список литературы………………………………………………………….....с.21

Файлы: 1 файл

Столыпин и проблемы формирования гражданского общества в России.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Всероссийский конкурс  творческих работ, посвященных личности и реформаторскому наследию П. А. Столыпина, среди учащихся и студентов  образовательных учреждений

 

Номинация: «Столыпин: личность и государственный  деятель»

 

 

Столыпин и  проблемы формирования гражданского общества в России

 

Автор:  Коновалова Анастасия Николаевна, студентка                           Старооскольского педагогического колледжа , 2 курс

                    Адрес: г. Старый Оскол, ул. Ватутина,  д. 61, кв. 10

                                Контактный телефон: 8-961-164-86-64

 

Руководитель: Васильева Татьяна Георгиевна, преподаватель общественных дисциплин высшей категории Старооскольского педагогического колледжа

Адрес: г. Старый Оскол, ул. Хмелёва,  д. 6 кв. 48

Контактный телефон: 8-915-563-75-35

 

 

Старый Оскол - 2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….......с.3

Национальная идея П.А. Столыпина....................................................…….....с.5

Права и свободы граждан.......................…………………………………........с.6

Формирование правового  пространства............................................................с.8

Содействие государства  развитию демократии....................…………............с.9

Местное управление и  самоуправление.............................…………..............с.10

Создание среднего класса и эффективной экономики........…………............с.12

Повышение образовательного и культурного уровня граждан.....................с.14

Обеспечение социальных гарантий населения................................................с.16

Реализация правительственного курса: причины неудач...............................с.17

Заключение………………………………………………………………..........с.19

Список литературы………………………………………………………….....с.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Личность и деятельность П.А. Столыпина интересовала людей на протяжении всего XX века. XXI век требует от нас нового осмысления роли Столыпина в отечественной истории.

      В апреле 2012 года мы будем отмечать 150-летие со дня рождения этого выдающегося государственного деятеля. С этой инициативой выступил Фонд изучения наследия П.А. Столыпина. Президент России Д.А. Медведев подписал соответствующий указ.

      Почему деятельности Столыпина, его реформам уделяется такое большое внимание? Чем интересны его взгляды для сегодняшней России?

      Ответ очевиден. В начале XXI века перед нашей страной стоят проблемы, во многом схожие с теми, которые пыталось решить правительство 100 лет назад.

      Мы остановимся на одной, на наш взгляд, вовсе непростой, проблеме формирования гражданского общества.

      В современной России вопрос об эффективном гражданском обществе, о его роли в общественной и политической жизни, о необходимости активного диалога власти с обществом стоит довольно остро. Мы вновь, как и 100 лет назад, пытаемся найти оптимальное соотношение ролей государства и общества в построении новой России.

     На наш  взгляд, изучение наследия П.А.  Столыпина, его программы модернизации  России, разработанной в начале XX века, позволит извлечь некоторые уроки, чтобы использовать их в сегодняшней действительности. Это особенно важно для нас, молодых. Ведь мы - будущее России и нам не все равно, какой будет наша страна.

     П.А. Столыпин жил и работал в драматичный период русской истории - период революции 1905-1907 годов. Он, как глава правительства и министр внутренних дел, должен был выполнить важнейшую задачу - успокоить народ, прекратить террор и волнения, провести реформы, направленные на решение первоочередных проблем. Он справился с этой задачей, хотя получил много упреков и критики за военно-полевые суды, роспуск первой и второй Государственных Дум, аресты и казни. В советской историографии его так и называли «вешатель», «реакционер», «махровый националист».

Его критиковали и  справа, и слева. Не поддерживала российская интеллигенция, резко отзывался о его курсе реформ Л.Н. Толстой.

     Осмысливая все эти факты, невольно задаёшься вопросом – правомерным ли будет утверждение, что П.А. Столыпин стремился к созданию в России гражданского общества?

       Приступая к  исследованию, мы поставили перед собой следующую цель:

определение перспектив формирования гражданского общества в  России начала XX века на основе анализа теоретических идей и взглядов Столыпина.

Исходя из цели, определили объект и предмет исследования.

Объект:

   -  формирование гражданского общества.

Предмет:

   - проблемы формирования гражданского общества в России в свете теоретических идей и взглядов Столыпина. 

 

         Чтобы выполнить поставленную цель, мы, обратились к источникам и литературе.

     Об этом  русском политике написаны сотни исследований, авторы которых, независимо от того, восхваляют или клеймят они Столыпина, не могут оставаться равнодушными к его жизни и к его деяниям. Вокруг его имени и сегодня, спустя почти век, не утихают бурные дискуссии, причём не менее острые и жаркие, чем при его жизни.

      В настоящее время историки стараются более взвешенно подходить к анализу исторического наследия и опыта деятельности этого выдающегося реформатора, указывают на его достижения и ошибки, пытаются понять, почему многое из задуманного Столыпиным не удалось осуществить.

        Большой  интерес для исследования представляют  тексты выступлений Столыпина в Государственной Думе и Государственном Совете, а также его переписка с императором Николаем II и видными политическими и общественными деятелями, материалы интервью  представителям российских и зарубежных СМИ [16;17;18;19;20].

 Эти документы –  неисчерпаемый источник информации. Они помогли нам увидеть и  понять внутренний мир этого  человека, его мировоззренческую позицию, убедиться в его искренности, благородстве, самоотверженности, смелости.

      Много  интересных материалов, современных  научных исследований расположено  на сайтах Интернет. Особую ценность  для исследований наследия Столыпина  представляют материалы сайта Фонда изучения наследия Столыпина и издания Фонда. Монографии Президента Фонда П.А. Пожигайло [14], исполнительного директора Фонда К.И. Могилевского [11;12], учёных-историков В.В. Шелохаева, К.А. Соловьёва [23;24] и других современных авторов включают обширный комплекс документов и материалов, позволяющих всесторонне охарактеризовать облик П.А. Столыпина, раскрыть его огромную роль в политической жизни России начала XX века [2;5;6;10;22;24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Национальная идея П.А. Столыпина

 

   ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - особая модель социума, который представляет собой совокупность самоорганизующихся структур, не находящихся в иерархических отношениях между собой. В Большом юридическом словаре основными элементами гражданского общества названы: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.

        Изучение  наследия П.А. Столыпина позволяет сделать вывод о том, что в публичных выступлениях, частных беседах, записках он не использовал понятие "гражданское  общество". Тем не менее, мы считаем,  что концепция гражданского общества нашла  отражение во взглядах премьер-министра  и его программе преобразований России.

        Что представляло собой российское общество в начале XX века? Во многом оно оставалось традиционным, сословным, что сдерживало движение страны вперёд. Большая часть населения страны была совершенно бесправной. В условиях абсолютной монархии и полицейского произвола говорить о гражданском обществе не имело никакого смысла.

    Россия нуждалась в системной модернизации, целью которой, было создание в России сильного, современного государства, сохраняющего свои исторические особенности и традиции. Человек широкой эрудиции и передовых взглядов, Столыпин  не мог не понимать, что выполнить эту задачу можно только, создав предпосылки для формирования в России основополагающих элементов гражданского  общества и правового государства.

    Оказавшись у власти в один из самых сложных периодов истории российского государства, он фактически разработал и предложил обществу национальную идею,  составляющими элементами  которой являлись обеспечение законности, правопорядка, социальных гарантий населения, раскрепощение личности, создание среднего класса и эффективной экономики, повышение образовательного и культурного уровня народа.

     По мнению П.А. Столыпина, в процессе выполнения данных задач в России должны были появиться реальные перспективы развития   гражданского общества.

       Уже в августе 1906 года в правительственном сообщении он обозначил цель своей деятельности: «создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе»  [18;30].

     Законность и свобода – это и есть основы правового государства и гражданского общества.

      Эту мысль Столыпин развивал и в последующем. Программа реформ, предложенная столыпинским правительством, представляла собой совокупность взаимосвязанных законопроектов, касающихся всех основных сфер жизни общества. Стратегическая цель политики Столыпина заключалась в том, чтобы, сохранив уникальность своей культуры и вековых традиций, вывести страну на новый, современный уровень развития, не проиграть в мировой конкурентной борьбе. Реформы, разработанные им и  были по сути средством  продвижения к этой цели.

        В своём исследовании мы попытаемся на основе анализа законопроектов Столыпина, его речей  и  мыслей осветить проблемы формирования гражданского общества в России начала XX века и поразмышлять о том, насколько реальными были эти идеи Столыпина и почему большинству из них не суждено было сбыться.    

 

 

Права и свободы  граждан

 

       Хорошо известно, что Столыпин по своим политическим представлениям являлся сторонником сильной монархической власти. Главной силой преобразования России он считал исполнительную власть в лице сильного правительства, назначаемого монархом и действующего под его контролем. Однако он отчетливо понимал, что «без граждан правовое государство немыслимо»  [20; 499].        

      Уже в начале своей деятельности на посту премьер-министра Столыпин предложил целый ряд законопроектов, направленных на обеспечение основных гражданских прав.  Большое значение в этом плане имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который самым непосредственным образом касался судеб многомиллионного сельского населения.

       «Уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России, - считал Столыпин, - должно быть не словом, а должно стать фактом»  [16;251].   Указ 5 октября 1906 года, с одной стороны ликвидировал устаревшую систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о гражданской и политической неполноправности сословий,  а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения.

       Согласно Указу, крестьяне могли без согласия общины и иных инстанций поступать в высшие учебные заведения, на гражданскую и духовную службу, оставаясь при желании в составе общины; окончательно отменялись подушная подать и круговая порука, ограничения, относящиеся к предпринимательской деятельности; земские гласные от сельских обществ избирались непосредственно крестьянами, а не утверждались губернатором из числа предложенных кандидатов. Данный указ был принят только в порядке чрезвычайного законодательства по 87 статье Основных законов.

     Интерес представляет также столыпинский проект «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции» Согласно проекту, никто не мог быть наказан иначе, «как в порядке, законом определенном»; никто не мог быть судим «иначе, как тем судом, которому по закону подведомственно вменяемое в вину деяние», никто не мог быть задержан или заключен под стражу либо подвергнут личному обыску «иначе, как в случаях, законом определенных, и при том лишь по предъявлении письменного на то требования, от подлежащей судебной власти исходящего» [18;99-100].  
       Одновременно в проекте фиксировались правовые функции полицейских, следственных и судебных органов, которые имели право действовать исключительно в рамках закона. Лица, задержанные полицией без санкции судебной власти, должны были быть в течение 24 часов «или освобождены, или же препровождены к судье либо судебному следователю», который «незамедленно и, во всяком случае, не позднее 24 часов опрашивает задержанного и отдает письменный приказ или о дальнейшем содержании его под стражей, или об освобождении» [18;101]. 
       В проекте содержались статьи, согласно которым «никто не может быть ограничиваем в избрании места пребывания или передвижения с одного места на другое, за исключением случаев, особо в законе указанных», и «вход в жилище без согласия его хозяина допускается не иначе, как по призыву из сего жилища или для оказания помощи при несчастных случаях, или же во исполнение должностным лицом возложенных на него законом обязанностей».  В проекте говорилось о нерушимости тайны почтовых, телеграфных и телефонных сношений. Отступления от этого правила допускались лишь «в целях раскрытия преступных деяний» [18;101-102].                Предполагалось так же снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России. Так, в законопроекте «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое» проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Ограничения на переход из одной веры в другую практически устранялись.

Информация о работе Столыпин и проблемы формирования гражданского общества в России