Гражданское общество в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:38, контрольная работа

Описание работы

Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии. Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами - государством в целом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции. Другими словами, политология воссоздает целостную картину гражданского общества. Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Содержание понятия «Гражданское общество»……………………………………………………………………5
2. Структура гражданского общества………………………………………………………………..……8
3. Формирования гражданского общества в России…………………………………………..............................................8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………13
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

К Р ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 40.07 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Контрольная работа

по дисциплине «Политология и педагогика»

Тема: «Гражданское общество в России»

 
 
 

 

 

Кемерово 2013




 

                                                                       Выполнил: студент СОП

специальность № 110900.62

                                                                       Ильина Н.Ю. факультет

                                                                       «Аграрных технологий»

                                                                  Проверил: старший

                                                                    преподаватель, к.и.н.,

                                                    Буфина Н.Э.

 

 

 

      

§ СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1. Содержание понятия «Гражданское общество»……………………………………………………………………5

2. Структура гражданского общества………………………………………………………………..……8

3. Формирования гражданского общества в России…………………………………………..............................................8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………13

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит  политологии. Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами - государством в целом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции. Другими словами, политология воссоздает целостную картину гражданского общества. Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества. “Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов” Гражданское общество и государство уже как самостоятельные институты образуют тождество. Последнее раздвоенное: частные интересы (гражданское общество, семья) и всеобщий (государство). При столкновении интересов семьи и гражданского общества они должны быть подчинены государству. И тем самым семья и гражданское общество являются частями государства. Гражданское общество и семья - способ существования государства, они базис государства.

1. Содержание понятия “гражданское общество"

Понятие “гражданское общество”, как правило, используется в сопоставлении  с понятием государства. По замечанию И. Изензее, “государство существует в виде того, что противостоит обществу”. Понятия “государство” и “гражданское общество” отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального экономического и культурного пространства, в котором взаимодействует свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По определению Ж.-Л. Кермонна, “гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства”. Государство, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованны субъектов: государственных структур и привыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и государство  взаимодополняют друг друга и  зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательное свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политическог развития.

Сложный характер взаимосвязи  и взаимозависимости государства  гражданского общества точно подметил лауреат Нобелевской премии американский ученый М. Фридман (р. 1912): “.общество таково, каким его делаем мы сами. Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина”.

Таким образом, гражданское общество представляет собо совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

 

2.      Структура гражданского общества

В современной политологии  гражданское общество рассматривается  как сложное многоуровневая система  невластных связей и структур. Оно  включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые  развиваются вне рамок и без  вмешательства государства. Кроме  того, в него входит разветвленная  система независимых от государства  общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан не равнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации. Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д. Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанный с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп и интересов, политических партий, движений и т.д. Если рассмотреть современное гражданское общество в промышленно-развитых странах мира, то оно предстанет как общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, в личной и семейной жизни.

3. Предпосылки гражданского общества: причины незрелости

В России так и не были созданы основы гражданского общества. Его становление означало формирование такой общности людей, в которой достигается оптимальное соотношение политического и не политического начал, обеспечивается взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства. В этом смысле Россия демонстрировала альтернативный западным образцам вариант развития. Основой дореволюционного российского общества была жестокая властная иерархия, всяческий ограничивавшая развитие индивидуальной частной собственности на землю, ресурсы и средства производства. Правящий класс, обладавший монополией на власть, одновременно был собственником почти всех средств производства и ресурсов в стране. Он управлял бесправным, полунищим и нищим большинством населения. Социальная структура, состоявшая из двух крайних полюсов, была обречена на постоянные конфликты. Среднего класса, который мог бы выступать стабилизирующим фактором общественного развития, силой, предотвращающей открытое столкновение данных антагонистических сил, почти не  было. К началу царствования Петра I в российском обществе появились предпосылки для плавной индустриализации: сложился всероссийский рынок; возросло число городов, ставших центрами ремесел; активную роль играло купечество, сосредоточившее в своих руках необходимые капиталы. Однако возникавшие слои свободного сельского и городского населения, которые потенциально могли бы стать социальной базой для новых классов – буржуазии и рабочих, были лишены Петром I юридической свободы и записаны в государственные крестьяне. Модернизация России приходила за счет использования крепостного труда и концентрации власти в руках монарха.

Реформы 60-х годов XIX века открыли возможность формирования гражданского общества. После них активизировался процесс становления среднего класса – социальной базы гражданского общества. К 1897 году количество мелких зажиточных хозяев равнялось 23,1 млн. человек, что составляло 18,4% от общей численности населения. К 1913 году оно возросло до 31,5 млн. человек. Средний класс быстро пополняется за счет дворянства, которое после реформы 1861 года в большинстве своем разорилось и вынуждено было искать другие источники дохода. Дворянство переходило на гражданскую и военную службы либо занимало места в торговых и промышленных компаниях, в науке, образовании, земствах. Экономическое развитие России сдерживалось абсолютистской формой правления. Император Николай II не желал поделиться властью с нарождавшимся “третьим сословием ” и осуществить назревшие реформы. Война 1914 года лишь обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического строя.   Октябрьская революция 1917 года не затронула принципов организации общества. Вместо сословно-кастовой структуры была введена статусная. Общество, как и прежде, основывалось на отношениях власти. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая одновременно собственником  средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. В силу незрелости гражданского общества государство оказалось единственной силой, способной решить проблемы форсированной индустриализации, культурной революции, сохранить целостность и независимость страны. Отсутствие гражданского общества в советской России обусловило установление тоталитарного режима в стране. Тоталитарный режим использовал идею мнимого конституционализма для придания государственной системе большей легитимности. Так, конституция в политической доктрине советского государственного строительства всегда рассматривалась важным фактором консолидации общества, символом законности власти. Эта законность распространялась на все социальные группы, кроме руководящей. По мере того, как советское общество становилось все более открытым, нарастал кризис прежних форм легитимности власти. Попытки интегрировать идею “социалистического правового государства”, соединив тем самым буржуазный конституционализм советское право, принцип ”свободной личности ” и общества трудящихся, в существовавшую конституцию власти лишь снижали ее интегративные возможности, поскольку были несовместимы с ней.

 

 

 

Начавшейся с 1985 года преобразования имели целью формирование предпосылок

гражданского общества. Перераспределение  собственности через приватизацию

создало возможность для  возникновения среднего класса. Вместе с тем

собственность хотя и перестала  быть государственной, однако осталась в

основном в руках новой  бюрократии уже как частая. Номенклатурная бюрократия,

подчинив себе государство  и овладев собственностью, переместила  реальные

центры разработки и принятия политических решений в президентские  структуры и

тем самым в значительной мере оградила их от общественного  контроля.

Отношения между государством и обществом развиваются на основе мнимого

конституционализма, который  является следствием несформированности устойчивых

групп интересов граждан, с одной стороны, а с ругой  – неспособностью или

нежеланием правящей элиты  создавать новые “правила игры”  в качестве

обязательных для всех групп, включая самих себя. Пока государство  в лице

бюрократии не стремится  к самоограничению и поощрению  самодеятельности

граждан. Это проявляется  в проводимой экономической, социальной, культурной

политике.

В сфере экономической  политики реализация идеи индивидуальной свободы и

поощрению творческой инициативе обнаруживает антисоциальные формы, когда

существенную роль в экономике  играет криминальный бизнес. Большинство

населения оказалось не включенным в активную экономическую деятельность, так

как не были своевременно приняты  необходимые для этого решения  правительства.

Обеспечение денежных вкладов  населения из-за инфляции, отсутствие возможности

вложения средств в  землю, обременяющая налоговая политика и некоторые друге

негативные моменты не способствуют становления зрелого  гражданина с

неотъемлемыми правами и  обязанностями. На пути формирования гражданского

общества в России существуют и другие трудности. Прежде всего устойчивые

стереотипы, система ценностей, сформированные каммунестическим режимом,

которые во многом трогают  экономически, социальные и культурные предпосылки

гражданского общества. В  первую очередь психологический  дискомфорт параждает

Информация о работе Гражданское общество в России