Лидер для меня на примере Ленина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:06, реферат

Описание работы

Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели. Так как люди, будучи существами социальными, существуют в группах и именно через группу, групповое взаимодействие могут осуществлять свои замыслы, лидерство охватывает практически все сферы социально-значимой деятельности людей: оно проявляется в экономической и политической деятельности в сфере досуга и развлечений, отправления религиозных культов и образования, в спорте и активности уличных банд и т.д.

Содержание работы

Введение
I. Жизнеописание
II. Деятельность
III. Личностные качества как лидера
Заключение
Список использованной литератур

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

 

  1. Жизнеописание
  2. Деятельность
  3. Личностные качества как лидера

Заключение

Список использованной литератур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется  в любых более или менее  организованных группах, стремящихся  к какой-либо общей для группы цели. Так как люди, будучи существами социальными, существуют в группах и именно через группу, групповое взаимодействие могут осуществлять свои замыслы, лидерство охватывает практически все сферы социально-значимой деятельности людей: оно проявляется в экономической и политической деятельности в сфере досуга и развлечений, отправления религиозных культов и образования, в спорте и активности уличных банд и т.д. Проблема лидерства более 40 лет активно изучается в различных странах. В справочном пособии по теории лидерства, выпущенном в 1981 году, уже содержались сведения о более чем 5000 независимых исследований в этой области, но до настоящего времени сформулированы не только общепризнанные критерии, на основе которых можно выделить лидеров среди остальных членов группы или организации, но и критерии, позволяющие разграничить эффективных и неэффективных лидеров. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Стогдилл отмечал, что определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься. На этом я остановлюсь поподробнее в следующем разделе.

 Лидерство  определяется в терминах лидерского  поведения, ролевых отношений,  влияния на постановку целей  и т.п. Лидерство рассматривается  как процесс и как свойство. Большинство определений лидерства  как процесса предполагает наличие  влияния. Это неформальное влияние  на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей.

 

 Следовательно,  широкое понимание лидерства  включает:

  • влияние на постановку целей и определение стратегии развития;
  • влияние на согласование поведения для достижения целей;
  • влияние на групповую поддержку;
  • влияние на организационную культуру;

Как свойство лидерство представляет собой набор  характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет непринудительное влияние. Лидерство  не связано с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленными положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Оно предполагает взаимодействие людей  и поддержку лидера членами группы, в которую он включен. Все перечисленное  относится к неформальному лидерству. Руководители рассматриваются как  формальные лидеры, которые одновременно могут быть неформальными лидерами или не быть таковыми.

 Джон  Николе отмечает различия характера  лидерства на микро- и макроуровне управления. Микролидер функционирует во внутренней среде организации, сосредоточен на решении текущих вопросов, его управление часто реактивно и ситуативно. Макролидерство ориентировано на будущее, внешнюю среду, построение отношений между людьми внутри организации посредством создания организационной культуры.

 Ключевой  фигурой формальной организации  является лидер или администратор.  Его роль и значение в современном  обществе трудно переоценить:  в развитых странах тратятся  огромные ресурсы для подготовки  профессиональных менеджеров-администраторов.  Эта задача особенно остро стоит перед Россией, имеющей весьма ограниченный опыт подготовки менеджеров, обладающих навыками руководства в условиях рыночной экономики. Решение ее во многом зависит от выработки правильных, адекватных представлений о том, какими качествами должен обладать менеджер, работающий в современных условиях. То, что менеджер, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Другое дело, в какой мере? Каков тот необходимый уровень лидерских качеств, который позволяет менеджеру быть эффективным?

 Трудно  дать общее определение лидерства,  с которым согласились бы все  исследователи. Это объясняется  тем, что феномен лидерства,  отношения лидерства проявляются  всегда и везде, где группе  людей приходится решать какие-  то проблемы, затрагивающие интересы  всех или большинства членов  группы. Наиболее заметными лидерские  отношения делаются в том случае, когда перед группой стоит  задача распределения ресурсов (ресурсы  в данном контексте понимаются  в широком плане - материальные, финансовые, пищевые, информационные  и т.д. вплоть до репродуктивных). Такое широкое понимание лидерства не позволяет дать четкое и однозначное определение понятия лидерства.

 Наиболее  последовательную классификацию  лидерства в широком смысле  предложил уже упомянувшийся выше Р. Стогдилл, который в своей книге «Справочник по лидерству» классифицировал все определения лидерства по 11 ключевым идеям, которые позволили сгруппировать эти определения в соответствии с ними.

1) Лидерство  как центр групповых интересов.  Этот подход отмечает тот факт, что лидер является духовно-эмоциональным  центром группы, выражением власти всех в одном лице. Он определяет групповую структуру, атмосферу, идеологию и групповые интересы.

2) Лидерство  как проявления личностных черт. Эта группа концепций ставила  перед собой цель выявить некоторый  оптимальный набор личностных  черт, позволяющих человеку успешно  добиваться и удерживать лидерские  позиции. В силу развитости, эмпирической  обоснованности и влияния на  развитие организационной теории  этого подхода.

3) Лидерство  как искусство достижения согласия. Здесь делается акцент на обязательно  присущем эффективному лидеру  умении добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества  со стороны ведомых, умения улаживать конфликты. Такое лидерство называют консенсуальным. Лидерство здесь рассматривается как инструмент подчинения группы воле лидера.

4) Лидерство  как искусство достижения согласия. Здесь делается акцент на поведенческих  аспектах лидерства: лидерское  поведение - любые действия, которые  предпринимает лидер для управления  и координации работы группы. Это, например, такие действия, как  распределение обязанностей, поощрение  и критика членов группы, мотивация  для достижения результатов.

5) Лидерство  как инструмент достижения цели  или результата. В этих концепциях  эффективность лидерства напрямую  связывается с достижением результатов  и удовлетворением потребностей  группы.

6) Лидерство  как взаимодействие. В данном  случае лидерство понимается  как эффект группового действия. Согласно этому подходу, необходимым  условием эффективного лидерства  является его осознание и поддержка  со стороны членов группы. Лидерство  - это такие межличностные отношения,  когда члены группы выполняют  задание потому, что они хотят  это делать.

7) Лидерство  как умение убеждать. Здесь подчеркивается  различие между лидерством и  управлением. Если последнее,  с точки зрения сторонников  этого подхода, является искусством  принуждения и использования  силы или угрозы применения  силы для того, чтобы заставить  людей следовать в определенном  направлении, то лидер управляет  с помощью убеждения, поощрения  и побуждения к действию силой  собственного примера. Такое поведение  лидера характерно для многих  политических и общественных, чаще  всего неформальных организаций.

8) Лидерство  как осуществление влияния. Лидерство  рассматривается как процесс  влияния на деятельность организованной  группы, дополняющей нормы и предписания  для выполнения задания. При  этом большое значение придается  анализу межличностных отношений.

9) Лидерство  как отношение власти. В этом  случае властные отношения рассматриваются  как форма лидерских отношений,  как способность одного индивида доминировать над другими и преодолевать сопротивление последователей (подчиненных). Если один индивид в группе может добиться изменения поведения другого индивида, то мы имеем дело с актом лидерства, при этом некоторые лидеры в большей степени способны трансформировать лидерские отношения во властные, чем другие.

10) Лидерство  как дифференциация ролей. Эти  определения основываются на  ролевой теории современной социологии, согласно которой все члены  общества, группы и общественные  организации занимают определенное  место в системе социальных  статусов. Каждый участник взаимоотношений  лидерства-подчинения играет определенную  роль, а лидерство может рассматриваться  как ролевая дифференциация. Основой  такой дифференциации является  процесс взаимодействия и взаимовлияния  между членами группы, когда один  индивид влияет на других, а  другие реагируют на это влияние.

11) Лидерство  как инициация или конструирование  структуры группы. Лидерство рассматривается  здесь как процесс, порождающий  и поддерживающий ролевую структуру  группы. Лидер стремится сконструировать  структуру таким образом, чтобы  легитимизировать свой лидерский статус. Как утверждают сторонники такого понимания лидерства, эти процессы особенно важны на этапах становления новых коллективов, структура которых еще не имеет устоявшегося характера.

Я считаю несомненным лидером Владимира Ильича Ленина, потому что он был крупнейшим революционером двадцатого века, человеком с сильным прагматическим умом, огромной целеустремленностью и волей, яркой индивидуальностью, был личностью харизматической - в период глубоких структурных трансформаций самим фактом своего существования способен был сплотить нацию, вселить веру в успех преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизнь В.И. Ленина

 

Предками  Владимира Ульянова были русские, немцы, калмыки и, возможно, немецкие евреи. Он родился в городе Симбирске (ныне Ульяновск) на берегах великой русской  реки Волги.

Кроме Володи, в семье было еще пятеро детей. В мае 1887 года его старший брат был повешен за участие в заговоре, который ставил своей целью физическое уничтожение российского царя Александра III. Через 7 месяцев Владимир был впервые  арестован за участие в студенческой демонстрации.

С 1901 года Владимир Ульянов стал пользоваться своим  партийным псевдонимом, который  впоследствии стал широко известен во всем мире. Задолго до этого, однако, этот невысокий коренастый теоретик марксизма с глазами монгола  решил полностью посвятить свою жизнь делу революции. Впервые он оказался в тюрьме уже в 1895 году. На протяжении последующих 22 лет Ленин  руководил большевиками из сибирской  ссылки, а также из Швейцарии, Германии, Франции, Англии и Польши. В марте 1917 года, когда начался стихийный  бунт российского крестьянства против династии Романовых, Ленин умело  воспользовался ситуацией. За политическое руководство страной боролось огромное количество всевозможных революционных  фракций, однако в ноябре вся полнота  власти в России перешла в руки Ленина и большевиков.

Все шесть  лет пребывания Ленина у власти были жестокими и кровавыми. Незадолго  перед смертью Ленина стала мучить мысль о том, что он практически  предал простых трудящихся, интересы которых он отстаивал всю свою жизнь. Он также почувствовал, что  оставляет после себя еще более  жуткое наследство: в своем последнем  письме, которое он продиктовал, Ленин  потребовал, чтобы Сталин был смещен с поста Генерального секретаря партии. После смерти Ленина Троцким и другими товарищами по партии высказывались подозрения в том, что он был отравлен по приказу Сталина.

Вся жизнь  Ленина была отдана делу революции. Неудивительно  поэтому, что все три женщины, которых он любил, также были активными  участниками революционного движения. В его жизни, впрочем, была еще  и четвертая женщина, но она оставила его. Причиной этого тоже стала преданность  Ленина делу революции.

О непродолжительной  любовной связи Ленина с Аполлинарией Якубовой в 1895 году известно немногое. Она принимала активное участие в подпольной работе вместе с Лениным. По всей вероятности, он даже сделал ей предложение, но поучил отказ.

В 1894 году Ленин  познакомился с Надеждой Константиновной  Крупской. Она была на год старше его и тоже активно участвовала  в революционном движении. В 1897 году Ленин был сослан в Сибирь. На следующий год Крупская также  была приговорена к трехлетней ссылке. По ее просьбе ей было разрешено  провести ссылку вместе со своим женихом  — Лениным — при условии, что  они немедленно поженятся. Ленин  и Крупская стали мужем и женой  в июле 1898 года.

Некоторые исследователи  считают, что этот брак был, главным  образом, политической необходимостью. Крупская и Ленин, тем не менее, великолепно  подходили друг другу: она была счастлива  служить делу революции, которую  олицетворял ее муж, а он приобрел надежного и преданного революционной  идее товарища, который выполнял функции  секретаря, помощника, повара и партийного деятеля. Их совместная жизнь продолжалась до дня его смерти. После смерти Ленина Крупская жила одна в их четырехкомнатной квартире в Кремле. Она умерла 27 февраля 1938 года в возрасте 70 лет.

Информация о работе Лидер для меня на примере Ленина