Политический лидер современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:36, реферат

Описание работы

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
I. Политический лидер и его функции………………….…………..……......5
1.1 Определение понятия политического лидера……………………..5
1.2 Функции политического лидера……………………………………6
1.3 Типология……………………….………………………………….....8
II Путин – современный политический лидер России..............................….13
2.1 Биография……………………………. ……….………………..…...13
2.2 Путин – политик….………………….………………………..….…15
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………….20

Файлы: 1 файл

мой реферат по политологии.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

      I. Политический лидер и его функции………………….…………..……......5

             1.1 Определение понятия  политического лидера……………………..5

             1.2 Функции  политического лидера……………………………………6

             1.3 Типология……………………….………………………………….....8

     II Путин – современный политический лидер России..............................….13

             2.1 Биография……………………………. ……….………………..…...13

             2.2 Путин – политик….………………….………………………..….…15

Заключение………………………………………………………………………..18

Список  использованной литературы…………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Среди основных и самых важных проблем  общественного развития в современном  мире, особенно в России, на первом месте  стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

   Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

   Лидерство - универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

   Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а  народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего, кроме действующих людей со своим стремлением реализовать свои интересы. И когда часть из них взглянут на мир по-особенному и начнут задумываться о совпадении и различии своих интересов с интересами других современников, то появляются первые предпосылки для формирования партий. Но эти индивидуальные прорывы сквозь обыденность оставались бы частным проявлением, если бы не появлялись люди, взваливающие на себя бремя объединения тысяч и тысяч своих современников, чье место в обществе совпадает, а интересы схожи. В этом, пожалуй, и заложены истоки лидерства.

   Проблема  политического лидерства возникает  только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками  являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

   Отсутствие  условий, необходимых для появления  проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.

   Для того чтобы правильно составить портрет лидера, необходимого 
Российскому обществу на данном этапе развития, я подробно рассмотрю развитие лидерства на примере разных стран.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   I. Политический лидер и его функции

1. 1 Определение понятия  политического лидера

   Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием  властных решений, это руководящая  должность. Такая интерпретация  лидерства вытекает из структурно-функционального  подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера. Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.

   Политическое  лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации, на руководящие должности.

   Политический  лидер - это символ общности и образец  политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость субъективных качеств политического лидера и утверждает, что лидерство создается стихийно, самим народом.

   Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического лидера. Второй же аспект, являющий собой личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту, определяет главным образом лишь получение и сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного и нерезультативного, “хорошего” или “плохого” руководителя.

   Данное  различие имеет наибольшее значение для политической сферы, потому как  некоторые лидеры вовсе не занимают позиций “на вершине”, а некоторые  из тех, кто занимает высшие должности, не являются лидерами. В качестве примера  можно привести королеву Великобритании, которая не является политическим лидером, также как и президент ФРГ. Примером реального лидерства может служить Генеральный секретарь ЦК КПСС Советского Союза. Он был политическим лидером не только в партии, но и в стране, в силу того, что начиная со Сталина он постепенно признавался как главное лицо, принимающее решения.

   Эти два  понятия частично перекрывают друг друга, но не совпадают полностью, почти  всегда оказывают влияние друг на друга, поскольку лидером становятся, достигнув определенного положения.

   Политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов, когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.

       Термин  «лидер» происходит от английского  слова leader – ведущий; руководитель, вождь, глава и тому подобное. Отталкиваясь от этого, можно определить, что политический лидер – это глава, руководитель или просто авторитетный член той или иной группы, организации или всего общества, который согласовывает, объединяет и направляет действия людей. 
 

       1.2 Функции  политического  лидера

   Политический  лидер – это человек, который  наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю. Отсюда вытекают четыре основные взаимосвязанные ф у н к ц и и политического лидера. Политический лидер выступает:

   1) как объединитель людей,

   2) как защитник их интересов,

   3) как инициатор обновления жизни,

   4) как организатор деятельности  людей.

   Выполняя  первую функцию, лидер согласовывает  различные интересы, объединяет людей  вокруг сформулированных им общих целей  и ценностей, создает в группе или обществе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между властью и народом.

   В своей второй функции лидер защищает интересы людей: обобщает, выражает и  доводит до сведения органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение в обществе законности. Порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом* справедливости, обеспечения прав и свобод личности и защиты людей от произвола бюрократии и беззакония.

   Третья  функция предполагает, что лидер  должен своевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать  инициатором обновления и развития общественной жизни.

   Наконец, выполняя четвертую функцию. Лидер организует действия людей в своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное самоуправление. Находя и принимая оптимальные 

   политические  решения, он берет ответственность  за их реализацию на себя и мобилизирует людей на осуществление намеченных целей.

   Что же касается характеристики функций лидера с точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:

   1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.

   2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.

   3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в “хорошего царя”, “отца народов”, покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

   4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

   5. Инициирование обновления, генерирование оптимиза и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии, американский президент Р. Рейган.

   6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств. 
 

   1.3 Типология 

   Богатство понятия лидерства отражается в  его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.

   Одна  из наиболее распространенных типологий  лидерства восходит к учению М.Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на:

   традиционных (вожди племен, монархи и т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции;

Информация о работе Политический лидер современной России