Курманжан датка историческая личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Издание удачно дополняет раздел, где свои мысли о роли Курманжан датки оставили люди, которые немало сделали, чтобы книга состоялась: постоянный координатор ООН в Кыргызстане Ежи Скуратович, глава представительства Всемирного банка в республике Мохиндер Мудахар, руководитель Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане Урс Херрен. В книге, которая, мы уверены, будет подарочным изданием, опубликована хроника жизни и правления алайской царицы, издана библиография (что чрезвычайно важно) литературы о самой Курманжан датке самых разных жанров и стилей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
Заключение
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

Курманжан датка.docx

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Курманжан, стоявшая во главе Южной Киргизии де-факто, заняла трон де-юре. Оставалось получить подтверждение титула датки в Бухаре и Коканде.

Худояр-хан, правивший в то время в Коканде, хорошо понимал, что лучше действовать пряником, кнутом же усмирять вновь Южную Киргизию, было бы накладно. Единственной фигурой, которая могла удержать в подчинении южные племена кыргызов, была Курманжан.

Прибывший на помощь Худояр-хану в Ош с войском бухарский эмир Саму-Музаффар-Эддин тоже верно оценил ситуацию. Вопреки мусульманским обычаям, он присвоил женщине почетное звание Датки, снабдив, ее надлежащим ярлыком и одарив подарками. Затем Худояр-хан подтвердил право Курманжан править Южной Киргизией.

Курманжан-датка со своей свитой побывала на приеме у Худояр-хана в Коканде. Впервые на Востоке официальный прием был устроен женщине.

Маленький аил - Гульча - где была ставка Курманжан, становится центром притяжения. На Алай ехали униженные и оскорблённые, знатные и богатые.; Кто-то жаждал справедливого суда, кто-то ехал за умным советом, а кто и просто посмотреть на человека, о котором шло много разговоров.

На Алай ежегодно прибывали послы из Кашгара, Коканда и других государств с богатыми подарками. Влияние Курманжан-датки росло. С нею, как с равной, считались кокандские ханы. Ситуация в Туркестане во второй половине 19 века начала резко меняться. Быстро падало влияние Кокандского ханства, росли акции России. Отряды, посылаемые генерал-губернатором Туркестана, проникали все дальше, в глубь Средней Азии.

Исход борьбы кыргызов против колониальной политики империи был предрешен военной и экономической мощью России. И в 1876 году во главе карательного экспедиционного корпуса в Ош въехал тридцатитрехлетний генерал Михаил Дмитриевич Скобелев, которого единодушно признавали восходящей звездой среди русских военных. Он пожелал непременно увидеться с Курманжан-даткой, задолго до их встречи наслышанный об "алайской царице" (именно русские офицеры присвоили ей этот неофициальный почетный титул - в знак восхищения своей достойной противницей на полях сражений). Прибывшей, как обычно - и до конца дней своих - верхом, владычице гор молодой русский военачальник оказал всевозможные почести...

А в следующем, 1908, году государь император Николаи Второй высочайше повелеть соизволил: "Утвердить герб города Ош и Ошского уезда". Герб был весьма красочен. В центральной части червленого щита располагались серебряная верхушка горы Сулейман, "сопровождаемая сверху золотым полумесяцем рогами вверх". В зеленой оконечности щита помещались две воловьи головы с червлеными глазами. Так были переведены на язык геральдики главная достопримечательность Оша - Сулейман-гора и основное занятие многих горожан - торговля скотом.

За эти десятилетия Курманжан стала для мужа настоящим другом и самым авторитетным советником. Ее титулованный супруг по достоинству оценил незаурядный ум и, как сказали бы сейчас, организаторские способности своей спутницы жизни. Оценка выражалась и в том, что Алымбек-датка со временем смело оставлял ее "на хозяйстве" в свое отсутствие. Как-то незаметно сложилось так, что без всяких целенаправленных усилий со своей стороны Курманджан стала самой значительной фигурой в окружении Алымбека. Родовые междоусобицы, межплеменная рознь, споры за право пользоваться пастбищами и водоемами - со всеми этими злободневнейшими заботами люди отнюдь не малых чинов спешили к ней за советом и помощью.

После полного покорения края началась череда обоюдных и изящных политических ходов, каждый из которых был и блестящим образцом теперь уже на поле дипломатических ристалищ., Растроганное послушанием аборигенов, честно и однозначно признавших собственное поражение, царское самодержавие не хотело настраивать против себя туземную аристократию, которая была еще очень нужна - прежде всего для осуществления дальнейших планов расширения жизненного пространства империи. И дважды подтвердило полномочия и привилегии алайской правительницы, но довольно необычным и дипломатичным образом - сделав это через верхушку уже низложенного Кокандского ханства.

Если при Александре II и Александре III имперская колониальная администрация еще могла по праву победителя проявлять великодушие к покоренным, то при взошедшем на престол в 1894 году Николае II все изменилось. Оставшихся в живых участников боев против русских войск при первых двух царях по возможности - прощали и отпускали с миром - если они присягали на верность "белому царю", - но это оказалось невозможным при последнем российском самодержце, если речь шла даже о "простом сопротивлении представителям власти.

В 1906 году по заданию Генерального штаба России, который занимался разведывательной, тек называемой ориенталистской, деятельностью, тогда еще полковник царской армии Маннергейм совершил путешествие длиной в 14 тысяч километров от пределов Средней Азии до Японии. За этот беспримерный подвиг он был произведен в генерал-лейтенанты.

В толстой книге, описывающей это путешествие, с многочисленными фотографиями, сделанными лично Маннергеймом, есть и несколько этнографических фотографий киргизских семей и жилищ. Роль личности в истории Кыргызстана велика и уже достойно оценена. "Алайская Царица" была умной и дальновидной представительницей своего народа. Она выделялась независимостью и оригинальностью политического мышления на фоне жесточайшего ханского деспотизма и мусульманского фанатизма.

В неоднократных восстаниях против Кокандского ханства Курманжян не принимала участия, но и не препятствовала повстанцам. Русским путешественник А.П. Федченко, посетивший Алай в сопровождении кыргызских джигитов в один из таких периодов в 1871 г. писал, что эта женщина "пользуется огромным авторитетом, наши джигиты не говорили о ней иначе, как с великим уважением".

В 1875 г. под ударами восставших кыргызов, кыпчаков и узбеков Ко- кандское ханство пало. Власти России ввели туда войска, но оказалось, что восстановить ханскую власть уже невозможно, тем более, что повстанцы повернули свое оружие против царских войск. Тогда территория ханства царским указом была присоединена к России и вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства в качестве Ферганской области. Последним повстанческим очагом, продолжавшим выступать против царских войск, возглавляемых генералом Скобелевым, оставался Алай. Здесь повстанцами руководили сыновья Курманжан во главе с Абдулла-беком, с ними же была и сама "царица Алая". Однако, после пленения Курманжан и ее почетной встречи Скобелевым, после их беседы, где были обговорены условия подчинения алайских кыргызов России, Курманжан призвала своих сыновей смириться. Восстание затихло, а она сохранила свое влияние на алайских кыргызов, все возвратившиеся сыновья получили в управление волости.

История жизни выдающегося государственного деятеля Кыргызстана Курманжан-датки достаточно хорошо изучена по устным преданиям ее современников, родственников и детей, бережно передаваемым из поколения в поколение.

Русские и зарубежные путешественники, ориенталисты Генерального штаба России, другие военные деятели и чиновники колониальных властей, посещавшие - юг Киргизии, обязательно наносили визит Курманжан-датке, т.к им важно было знать позицию влиятельной правительницы "беспокойных", вольнолюбивых южных киргизов.

На представителей европейской цивилизации, получивших, как правило, блестящее образование, мудрость и государственный ум Алайской царицы оказывали столь глубокое впечатление, что они считали своим долгом опубликовать его в научных журналах. Статьи о ней выходили не только в русских, но и французских, немецких, польских изданиях. Застой и предкризисные мнения а нашем обществе тяжело отразились на положении общественных наук. От некомпетентного вмешательства высокопоставленных лиц пострадала и историческая наука. В нашей республике тоже нередки случаи, когда игнорировался фактический материал, а исторические события преподносились в розовом цвете, замалчивались исторические личности или же их деятельность освещалась в самых мрачных, черных красках и при ком обходились "острые углы". В результате история напоминала пищу без соли6.

Курманджан-датха пользовалась влиянием. С нею считались Кокандский хан и другие правители соседних государственных объединений. Как замечают исследователи, Кокандские ханы всегда заискивали перед ней Во время пребывания ее в Коканде делали ей почетный прием, а Бухарский эмир и Кашгарский бек даже раз в год присылали на Алай своих послов с богатыми подарками. Курманджан-датха пользовалась и признанием царского правительства России. Не говоря уже о представителях туркестанской колониальной администрации, сам российский император дважды удостоил ее своим вниманием: один раз он пожаловал Курманджан-датху дорогим перстнем с драгоценным камнем, в другой - подарил золотые часы, осыпанные бриллиантами. Она пережила восемь генерал-губернаторов. Каждый из них постарался повидать ее и оставил ей какой-либо ценный подарок на память. ' Л.Ф. Костенко, знавший Курманджан-датху. положительно оценил ее и как правителя: она, как уже сказано, объединяла до некоторой степени разрозненные отделения родов, пыталась добиться независимости подвластных ей киргизов от Кокандских ханов, во всяком случае, не давать их в обиду. Однако население Алая и Гульчи продолжало оставаться в номинальной зависимости от Кокандского ханства, потому что Курманджан-датха не желала принять подданства России и попасть под власть царского правительства. Абдулабек, Оморбек и другие ее дети во главе местного населения выступили против присоединения Алая к России. В апреле 1876 года повстанцы под руководством Абдулабека разбили карательный отряд.25 апреля того же года Абдулабек, Оморбек, Сулайман удайчи во главе 1500 повстанцев в Янгы-Арыке (Жанырык) в 25 верстах от Гульчи целые сутки упорно боролись против царского карательного отряда под командованием генерал-майора Скобелева, но не смогли одержать победу.

Ее сыновья Камчибек, Мамытбек, Асанбек и Батырбек стали управителями Кичи-Алайской, Наукатской, Гульчинской и Узгенской волостей.

Вскоре Алай был присоединен к России. На его территории было образовано пять волостей. Теперь вся Южная Киргизия вошла в состав России. Курманджан-датха и ее сыновья, потеряв надежду на независимость, решили верой и правдой служить царской власти и заслужить ее доверие и поддержку (что им, надо сказать, удалось). Конечно, нельзя в них видеть защитников интересов трудящихся или народных вожаков. Они, как и раньше, продолжали жестоко эксплуатировать подвластных им дыйкан. И.П. Ювачьев, тепло отзывавшийся о самой Курманжан-датхе, в то же время писал, что дети ее, опираясь на правительство высших русских властей, очень зазнались, творили в своих волостях

любые беззакония. Но в то же время Курманджан-датха - не будем забывать - была первой и единственнойженщиной - правительницей, которая достигла этого в условия) средневекового мракобесия и господства патриархально-родового быта, полностью игнорировавшего интересы и права женщин. Она представляла собой противоречивую, сложную и неповторимую историческую личность, с одной стороны, Курманжан датха как бы старалась оградить подвластное ей население от ига внешних угнетателей и отстоять его не зависимость, с другой - она служила со своими сыновьями как Кокандским ханам, так и царской колониальной власти.

Увидев, что низы не хотят ни того, ни другого претендента, и горой стоят за Курманжан. Абдулабек после смерти Джаркын-бая согласился на пост хакима (наместника) в Оше, а Осмон-хан признал и согласился, чтобы трон заняла Курманжан. Так, 12 лет назад состоялись по существу первые всенародные выборы правителя.

Курманжан, стоявшая во главе Южной Киргизии де-факто, заняла трон де-юре. Оставалось получить подтверждение титула датки в Бухаре и Коканде. Худояр-хан, правивший в то время в Коканде, хорошо понимал, что лучше действовать пряником, кнутом же усмирять вновь Южную Киргизию, было бы. накладно. Единственной фигурой, которая могла удержать в подчинении южные племена кыргызов, была Курманжан.

Прибывший на помощь Худояр-хану в Ош с войском бухарский эмир Саму-Музаффар-Эддин тоже верно оценил ситуацию. Вопреки мусульманским обычаям, он присвоил женщине почетное звание Датки, снабдив, ее надлежащим ярлыком и одарив подарками. Затем Худояр-хан подтвердил право Курманжан править Южной Киргизией.

Курманжан-датка со своей свитой побывала на приеме у Худояр-хана в Коканде. Впервые на Востоке официальный прием был устроен женщине.

Маленький аил - Гульча - где была ставка Курманжан, становится центром притяжения. На Алай ехали униженные и оскорблённые, знатные и богатые.; Кто-то жаждал справедливого суда, кто-то ехал за умным советом, а кто и просто посмотреть на человека, о котором шло много разговоров. 7

На Алай ежегодно прибывали послы из Кашгара, Коканда и других государств с богатыми подарками. Влияние Курманжан-датки росло. С нею, как с равной, считались кокандские ханы. Ситуация в Туркестане во второй половине 19 века начала резко меняться. Быстро падало влияние Кокандского ханства, росли акции России. Отряды, посылаемые генерал-губернатором Туркестана, проникали все дальше, в глубь Средней Азии.

Современники Курманжан особенно выделяют следующее присущее ей качество. Датка была большим дипломатом. Это особенно ценно еще и потому, что в те времена больше, ценилось искусство владения мечом, нежели умение вести переговоры.

Однажды алайскую правительницу навестил манап Шабдан Джантаев, проведший войска Скобелева из Северной в Южную Киргизию. В ставку датки Шабдан прибыл с двумя джигитами.

Между ними состоялся краткий, но поучительный разговор. Курманжан сказала Шабдану: "Я думала увидеть сына великого Джантая, а. прибыл просто проводник генерала. Да еще и с предложением выдать сына. Видимо, не зря говорят люди, что ты, Шабдан - сын плохой матери ".

Выслушав эти убийственные слова, Шабдан ничего не смог возразить и ушел ни с чем. Главной и роковой ошибкой для него стало то, что он нарушил протокол, процедуру ведения переговоров. А на Востоке всегда ценили соблюдение этикета.

Информация о работе Курманжан датка историческая личность