Курманжан датка историческая личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Издание удачно дополняет раздел, где свои мысли о роли Курманжан датки оставили люди, которые немало сделали, чтобы книга состоялась: постоянный координатор ООН в Кыргызстане Ежи Скуратович, глава представительства Всемирного банка в республике Мохиндер Мудахар, руководитель Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане Урс Херрен. В книге, которая, мы уверены, будет подарочным изданием, опубликована хроника жизни и правления алайской царицы, издана библиография (что чрезвычайно важно) литературы о самой Курманжан датке самых разных жанров и стилей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
Заключение
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

Курманжан датка.docx

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Шабдан не известил заранее с своем приезде, о намерениях провести переговоры. Прибыл без свиты, всего с двумя - джигитами, как случайный прохожий. И был поставлен на место.

И подчиненные ее, родовитые беки и манапы, учились рядом с ней разрешать свои споры не силой оружия, а искусством слома. Мир и покой пришли в истерзанную, повидавшую много сражений Ферганскую долину. Происходили, конечно, мелкие стычки, но разрушительных войн в это время не велось, хотя поводов было достаточно.

И такие экспедиции, направлявшиеся в Афганистан, Индию проходили через ставку датки нередко. Им устраивали приемы, вели беседы. Дипломатические способности и умные речи Курманжан восхищали путешественников. Слава о ней разносилась далеко за пределы горного края.

В 1895 году арестовали ее младшего сына Камчибека по подозрению в контрабандных действиях: Стражники явились к нему в дом с обыском. Камчибека в это время не было, он находился в Оше. Стражники оскорбили его жену: отрезали ей косу под предлогом того, что там спрятаны драгоценности. Нукер Камчибека Ак-Палван решил смыть кровью обиду с дома бека. Без ведома Камчибека он убил двух стражников.

Карасакал, сын старшего брата Алымбека Осмона, оклеветал Камчибека. Он заявил, что у Камчибека есть жорго (иноходец), способный за одну ночь обернуться из Оша в Алай и обратно. Проверили: жорго уложился в срок. Это с, тало главной уликой против Камчибека. Верный конь сгубил хозяина. Вместе с Камчибеком арестовали Мамытбека, Арстанбека, Мирзапаяса и Ак-Палвана. Два года любимый сын датки Камчибек сидел в тюрьме.

За это время к Курманжан приходили не раз уважаемые и авторитетные люди с предложением силой освободить заключенных под стражу беков. Многие были готовы идти тотчас же брать тюрьму. И кивни головой датка, от гарнизона и тюрьмы не осталось бы ничего8.

Но мать дала ответ, достойный царицы: "Горько осознавать, что уйдет в мир иной мой младший, но я никогда не перенесу того, что из-за моего сына погибнет мой народ. Не будет мне тогда ни на том, ни на этом свете оправдания". Вот в этих словах - суть величия характера, личности этой легендарной женщины. Она стоически перенесла и казнь сына. Когда вешали Камчибека, порвалась веревка. Площадь замерла, палач "начал растерянно озираться вокруг. Всевышний против - заметила Курманжан и обратилась с просьбой освободить сына. Но был отдан повторный приказ. На сей раз палач справился со своей работой. А через год, в Андижане, чиновник, отдавший повторное приказание, умер мучительной смертью от неизвестной болезни.

Более полувека правившая Южной Киргизией Курманжан-датка не нажила себе несметных богатств. Она пришла в эту жизнь, практически ничего не имея, и ушла, не накопив ничего. Но эта женщина получила то, чего не измерить земной мерой: признание и уважение народа. Ее называли матерью и еще при жизни начали, слагать легенды.

Конечно, личность людей масштаба Курманджан-датки не следует, повторяя ошибки недавнего прошлого, укладывать в прокрустово ложе каких-то схем и одномерных подходов. Называя вещи своими именами, надо признать: да, она содействовала проведению колониальной политики царской России в регионе, за что впоследствии оказалась внесенной в реестр правящих фамилий двора Романовых, получила чин полковника царской армии, к ней обращались "ваша светлость". Но ни на минуту не следует забывать главные цели, которым подчинила свою государственную деятельность эта женщина. А они в высшей степени гуманны и благородны: прекращение междоусобиц, установление и сохранение мира между кыргызским родами, жизнь в добре и взаимопонимании со своими соседями, независимо от их национальности, культуры, религии, со всем окружающим миром. Трудно переоценить ее роль и в развитии отношений дружбы между кыргызскими и русским народами. Конечно, объективно эта взаимная тяга вызревала прежде всего в среде простых тружеников. Но ускорили позитивный процесс народные герои типа Курманджан-датки.

Она по праву принадлежит истории не только кыргызов. но и общемировой, может быть, поставлена в один ряд с ее выдающимися деятелями, опережавшими современников и ставшими для них своеобразными маяками на пути духовного, культурного и социального прогресса. К сожалению, среди архивов Средней Азии почти не сохранилось первоисточников о жизни этой удивительной женщины. Те же, которыми располагаем, оставлены русскими исследо вателями, перед которыми мы с благодарностью склоняем сегодня головы. Считаю, дан ный факт еще раз подтверждает нетленность принципов, которым служила и Курманджан - датка: все люди, независимо от различия в язы ках и традициях, дети одной природы, и сохранить свою человеческую самобытность.

Она, безусловно, была представительницей феодальной знати, обладательницей значительных по тем временам богатств. И вместе с тем пользовалась огромным авторитетом среди народных масс. По сведениям известного путешественника А.П. Федченко, посетившего Алай в 1871 году, имя Курманжан произносилось кыргызами с великим уважением, а кокандский хан принимал "алайскую правительницу не иначе как важнейшего бека". Незаурядный характер и своеобразный взгляд на общественный уклад жизни на фоне восточного деспотического пренебрежения к женщине вызывали удивление всего мусульманского Востока и российской прессы. Не только личные качества, но и поддержка кыргызов-кочевников, воинственных, способных постоять за себя, создавали этот феномен.

Датха никогда не увлекалась городской жизнью. И зиму, и лето она проводила в войлочной юрте, кочуя по склонам Алайского хребта. До нас дошло мало сведений о ее будничной, повседневной жизни, о том, как она кочевала, работала, управляла свободолюбивыми кыргызами в смутное, неопределенное время развала Кокандского ханства. А там, в Коканде, шла напряженная борьба между предворными группировками феодалов за власть и постоянная смена ханов. 9

В этой обстановке умная и энергичная Курманджан, находясь в гуще кочевников, не могла не чувствовать их настроения, что и определило ее политику, во многом противоположную той, которую вели ее предшественники. Она решительно отказывается и от прямой поддержки ханской воли, от воздействия на него через придворные интриги, и от трагического противостояния. Выбрав свой путь, Курманджан выступила за компромисс между, различными политическими силами, за поиск взаимопонимания. "С этой целью в 1865 году она, пренебрегая опасностями, едет к своенравному и безжалостному Худояр-хану в Коканд. И ему не оставалось ничего другого, кроме как подтвердить ее звание датхи, жалованное бухарским эмиром, право мужественной женщины на управление Алаем, а ошским хакимом определить ее старшего сына Абду-лабека. Датха благополучно возвращается в родные кочевья, наделенная ханскими подарками.

Вместе с Абдулабеком в Афганистане находился его младший, брат Асанбек, четвертый сын датхи. Восприняв просьбу матери, он в 1877 г. вернулся на родину и был назначен волостным управителей в Ошском уезде. 'На рубеже нашего века оставил эту должность и полностью отдался работе мутаваиля медресе Алымбека в Оше, т.е. управляющего доходами с недвижимого имущества, завещанного его отцом и старшими братьями для духовного училища.

Но расчеты царских властей управлять краем через вассальные ханства неожиданно пошатнулись. Произошел взрыв антиханских настроений среди кыргызов и кыпчаков на юго-востоке Коканда, а затем быстро распространившийся по всему Алаю и Фергане. В этой обстановке симпатии Курманджан были на стороне восставших. Учитывая изменившуюся ситуацию, она ориентировала их на обращение за помощью и поддержки со стороны России. Тогда смелая датха со своими сыновьями решилась на отчаянный шаг и подняла кыргызские кочевья против царской армии.

Такова была логика политических событий в Туркестане, в ходе развития которой восставшие кыргызы. кыпчаки, узбеки все больше убеждались в том, что царская Россия не является избавительницей от кокандского хана, а защитой его интересов. Это была политика, которая консервировала феодальные порядки, втягивала царские войска в кровавые столкновения с повстанцами, сеяла антирусские настроения среди жителей Ферганы и Алая.

Начиная с мая 1918 года сформированный в Оше совет народного образования стал концентрировать вокруг себя лучшие учительские силы. Своими знаниями и эрудицией выделялся среди них Джамитбек Карабеков, учитель русско-туземной школы, выпускник Казанского университета. Спустя год он был избран заведующим Ошским уездным отделов народного образования, возглавив преобразования всей систему школ на новых началах

Около двадцати лет жизни отдали Джамшитбек Карабеков и Камчибеков Кадырбек - внуки Курманджан-датхитяжелой борьбе с врагами революции, одержали ряд славных побед, доказав своими действиями преданность ленинской партии, в состав которой вошли в первые годы Советской власти. Но в 1937 году они были арестованы как "враги народа". Факты свидетельствуют, что внуки Курманджан-датхи явились жертвой беспрецедентной подозрительности к гражданам своей страны ее политического руководства.

Конец 50-х годов явился началом их реабилитации. Но степень изученности их биографий продолжает оставаться слабым звеном. Исторической науке мало что известно о подвигах бойцов Гульчинского добротряда под командованием Кадырбека Камчибекова.

Заключение

1 февраля 1907 года у роскошной  белой юрты в селе Мады, в  нескольких верстах от древнего  Оша, собрались огромные толпы  народа. Старики в парадных халатах  с царскими медалями, джигиты  на лошадях в богатом убранстве, русские офицеры с золотыми  погонами...

В плотном живом кольце время от времени образовывались коридоры: стоящие в угрюмом молчании люди пропускали к юрте энаменитых ошских таби и русских военных лекарей.

Увы, все усилия врачей были напрасны.96-летняя царица Алая покинула бренный мир.

... От того трагического  февральского дня 1907 года до дня  сегодняшнего прошло меньше лет, чем Курманджан-датка прожила  на свете. Такие долгожители - редкость  и сейчас. А в начале XX века  продолжительность ее жизни представлялась  современникам настоящим чудом.

Еще в 1832 году, когда Пишпек был небольшой кокандской крепостью, Курманджан Маматбай кызы сочеталась браком с Апымбеком-даткой, правителем Алайской долины.

В начале нынешнего века они были очень популярны. Слава "алайской царицы" Курманджан-датки гремела на всю Российскую империю. А гербами Оша, Пишпека и Пржевальска жители одноименных уездов весьма гордились. Затем, на протяжении семи-восьми десятилетий XX века, ситуация была совсем иной. Замеченным в родстве с "великой царицей" ее потомкам объявляли выговоры "за сокрытие социального происхождения".

Что касается старинных кыргызстанских гербов "с феодально-монархической символикой", то они были просто забыты.

История жизни выдающегося государственного деятеля Кыргызстана Курманжан-датки достаточно хорошо изучена по устным преданиям ее современников, родственников и детей, бережно передаваемым из поколения в поколение.

Русские и зарубежные путешественники, ориенталисты Генерального штаба России, другие военные деятели и чиновники колониальных властей, посещавшие - юг Киргизии, обязательно наносили визит Курманжан-датке, т.к им важно было знать позицию влиятельной правительницы "беспокойных", вольнолюбивых южных киргизов.

На представителей европейской цивилизации, получивших, как правило, блестящее образование, мудрость и государственный ум Алайской царицы оказывали столь глубокое впечатление, что они считали своим долгом опубликовать его в научных журналах. Статьи о ней выходили не только в русских, но и французских, немецких, польских изданиях.

По большому счету, в том, 1907, году на похоронах великой царицы Алая кыргызы и русские, узбеки и казахи кыргызстанских земель впервые собрались на своего рода неформальный курултай.

"Алайскую царицу" похоронили  на кладбище Сары - Мазар с видом  на священную ошскую Сулейман-гору.

Курманжан-датку уважали и почитали при жизни. Не забыли ее и после смерти. Кыргызстан может гордиться тонким и мудрым политиком, а народ своей дочерью. Истинной дочерью Востока.

Список используемой литературы:

  1. Абрамзон С.М. Кыргызы и их этногенические и историко-культурные связи. Ленинград, 1971
  2. Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1998
  3. Акаев А. О выдающихся личностях. Бишкек, 1999
  4. Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991
  5. Кыргызстан - Россия: история взаимоотношений. Сборник документов и материалов. Бишкек, 1998
  6. Мокрынин В.П. Последам прошлого. Бишкек, 1986
  7. Плоских В. Кыргызы. Кокандское ханство. Бишкек, 1977
  8. Плоских В. История кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 2000

1 Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991

2 Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991

3 "Горная царица Курманжан  датка и ее время" А. Какеева

4 Бартольд В.В. Избранные  труды по истории кыргызов  и Кыргызстана. Бишкек, 1998

5 Бартольд В.В. Избранные  труды по истории кыргызов  и Кыргызстана. Бишкек, 1998.

6 Бартольд В.В. Избранные  труды по истории кыргызов  и Кыргызстана. Бишкек, 1998

7 Абрамзон С.М. Кыргызы  и их этногенетические и историко-культурные  связи. Ленинград, 1971

8 Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991

9 Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991


Информация о работе Курманжан датка историческая личность