Шпаргалка по "Историческим личностям кыргызов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:50, шпаргалка

Описание работы

Билет № 1. 1. Источники по истории Кыргызстана. Китайские, Орхоно-енисейские, Арабо-персидские письменные источники. 2. Первые Кыргызско - Российские посольские Связи. Атаке батыр.
Билет № 2. 1. Архитектурные памятники Кыргызстана. 2. Присоединение Северного Кыргызстана к России.
Билет №3. 1.Этноним «кыргыз» и прародина кыргызов. 2.Восстание 1873-1876 гг. Пулат-хан.
....
Билет 25 Шабдан Джантай(1840-1912), крупнейший Сары-Багышский монах, родился в местности Туюк- Булуп, на северном берегу иссык-куля.

Файлы: 1 файл

Билет.docx

— 114.17 Кб (Скачать файл)

Билет № 1. 
1. Источники по истории Кыргызстана. Китайские, Орхоно-енисейские, Арабо-персидские письменные источники. 
Информация об истории кыргызов в основном содержится в письменных источниках народов, соседствующих с кыргызскими племенами китайцев, арабов, персов, а так же в виде каменных эпитафий (в форме рунического письма)-  
(надгробные записи о жизни покойного). Первая информация о сакских племенах найдена в древне-персидских надписей времен Дарья 1 (царь персов). Геродот в IV в. До н.э.  
в книге «История» Сообщает так же о Саков скифские племена. Византийских источниках IV- VII вв. Есть Сведения о тюркских племенах и народов. Китайский историк Сыма Цянь 145-86г. до н. э. сообщает о динлинах и кыргызов. Историк Бань-Гу в труде «история ранней Династии Хань» 49 г.до н. э. рассказал о походов гуннов во главе с ханом Чжичжи на Тянь-Шань к землям усуней. Из этого источника Следует что древние кыргызов является Восточный Туркестан. 
Орхоно-енисейская письменность. 
Памятники этой письменности обнаружены в южной Сибири, Ср. Азии, Монголии относятся к VII-XII В-м. В1893 г. датский профессор Толкун и академик Радлов расшифровали эти письмена и установили что этим письмом пользовались 
в Государстве Енисей кыргызов, Тюркских каганах, уйгурском государстве.  
Арабо-персидские источники сообщают об истории тюркских народов до Чингиз Хана, Рашида ад – Дин (историк, написал труд « Джами ат Таварих», сообщающий о племени кыргыз). Рукописное произведение на Персидском языке Сейф-ад-Дина «Сборник истории» сообщает о генеалогической таблице кыргызских племен. 
2. Первые Кыргызско - Российские посольские Связи. Атаке батыр. 
Первоначально установить политические отношения с Россией предпринял Атаке-Баатыр, бий рода Сарыбагыш, занимавшего предгорья Чуя.  
В перовое посольство, направленное в Россию, были выбраны Кучаков и Шергазы. Прибывшие в Омск 23 августа 1785 года Кыргызское посольство передало генерал-губернатору Сибири письмо Атаке-Баатыра, одно из которых было направлено самой ЕкатеринеII. Посольству было поручено заручиться поддержкой России, а так же изменить караванные маршруты, идущие в Россию из Центральной Азии и Туркестана, что бы они проходили через Кыргызстан.  
Атаке-Баатыр, не дожидаясь возвращения своего первого посольства, направляет второе, что бы опровергнуть слухи, что сыновья Атаке-Баатыра якобы разграбили русский торговый караван. Первые посольства кыргызов в Россию, преодолевая существенные трудности, свои задачи выполнили успешно, но еще не были налажены постоянные связи. Усиление угрозы агрессии кокандского ханства по отношению к северным кыргызам послужили толчком к новому оживлению кыргызско-российских взаимоотношений. Поздней осенью 1813 года от Иссык-кульских кыргызов в Семипалатинск прибыло посольство. Их принял генерал-губернатор Западной Сибири Г.И.Глазенап и, обещал всяческую поддержку. С этого времени политические и торгово-экономические кыргызско-российские связи начали стабильно развиваться. Кыргызы 1825 году приняли Российское подданство. Кыргызская сторона должна была обеспечить.  
1. Свободу и беспошлинную торговлю русским купцам. 
2. Сопровождать их в пути до Восточного Туркестана. 
3. Охранять караваны от разбойных нападений  
Таким образом, были налажены первоначальные дипломатические отношения с Россией.  
Атаке-Баатыр. Это неординарная личность того времени. Мудрый, дальновидный и многоопытный человек. 

Билет № 2. 
1. Архитектурные памятники Кыргызстана. Башня Бурана, мавзолеи г. Узген. Кошой-Коргон. Таш-Рабат. Шах-Фазиль.  
Таш-Рабат В первые о Таш-Рабате упоминал Мухаммед Хайда во второй половине XIV века. Он считал что памятник был построен правителем Магалистана в 1408-1416 году. Казахский ученый Чокан Валиханов осмотрел этот памятник: Таш-Рабат сложен из каменных плит, длинной 11 метров, с шириной 7 метров, состоит из длинного коридора, зала, диаметром 10 метров с круглым потолком, по бокам коридора есть низкие двери в маленькие помещения 40-41 комнат. Внутри здания сохранены арабские письмена. Оно служило для кыргызов местом поклонения и жертвоприношений. На полу зала обнаружены глубокие ямы, заполненные глиной. Таш-Рабат расположен в 70 километров от города Кошой-Коргон.  
Кошой-Коргон 
Расположен в 8 километрах от центра Ат-Баши. Город являлся крепостью, легенды кыргызского народа связывают этот город с именем наставника Манаса – Кошоем. Этот город являлся центром ремесла и торговли, ставкой тюркских каганов. Город занимал площадь 245-250 км2. По периметру 60 крепостных бастионов. В городище обнаружены бронзовые изделия, украшения, остатки домов построенных их кирпича. С четырех сторон имелись ворота. В XIII веке был разрушен татаро-мангольским нашествием.  
Шах-Фазиль 
Относится к 11-14 векам. Расположен в районе Ала-Бука, в селе Болиста – четырехугольной формы, толщина стен 100-160 см., высота 15,37 метров, в мавзолее есть три двери. Изнутри украшен орнаментом на потолке арабские письменности. Похоронен один из правителей караханидского государства. Вокруг сохранились могильные плиты с арабо-персидскими письменностями. 
Башня Бурана 
Расположена в 13 километрах от г. Токмака. Высота составляла 40 метров, сегодня 24 метра. Внутри находится винтовая лестница, украшена орнаментом из кирпичей в виде поясов. Строилась в эпоху караханидов, служила в качестве минарета.  
Узгенская башня 
Построена на 100 лет позже Бураны в г. Узген. Высота 44,7 метра, а сегодня 27,4 метров, орнамент выполнен фигурной кладкой кирпича (дардана). Была реконструирована в 1923 году.  
2. Присоединение Северного Кыргызстана к России. 
Многолетнее противостояние, биев и манапов родов Сарыбагыш и Бугу привело в 50–х. годах XIX века к открытому столкновению. 1854 года – Ормон-хана взяли в плен и убили, его сын Уметаалы раз за разом организовывал побеги на бугунцев. Чтобы избежать истребления, главный манап рода Бугу Боронбай пришел к решению – принять Российской подданство. С этой целью 26 сентября 1854 года было снаряжено посольство бугунцев во главе с манапом Калымбеком. 
17 января 1855 года в Омске Калымбек, являясь доверенным и полномочным послом от своего народа на каране дал клятву о переходе в протекторат России.  
Полное присоединение Северного Кыргызстана к России произошло в 1868 году.  
В 1862 году – манап рода Сарыбагыш – Жантай Карабеков уулу направился в Верный с извещением о вхождении кыргызов Чуйской долины в состав России.  
Нескорая часть рода солто возглавляемы манапами Маймылом и Тынаалы, не захотела подчиняться русским властям, и перекочевала в верховья Таласа. Но в 1865 году они все же покорились России.  
Таким образом, присоединение Чуйских и Таласких кыргызов к России проходило на добровольных так и на насильственных началах. Власть России в Северном районе приобрела реальные очертания, таким образом, в 1863-1868 годах русская власть в Кыргызстане была фактически установлена.


 

 
Билет №3. 
1.Этноним «кыргыз» и прародина кыргызов. 
Древнейшее упоминание встречается в китайских источниках и относится к 209-201ходах до н.э. Они были названы правителем гуннов Шаньюнем Модэ, как народ гэгун. Их местом пребывания в это время считается Восточное Притяньшанье и озеро Кыргыз-Нур. От сюда этнос под напором мощных кочевых племен передвигался в верховья Енисея, затем через Алтай на свою современную родину – Тянь-Шань, по дороге ассимилируя встречающиеся племена и народов. Так образом в течение двух с лишнем тысячелетий этнос в результате сложных этнополитических процессов развивался на базе автохтонных и пришлых миграционных племен. Соответственно трансформировалась и государственность кыргызского народа, прошедшая несколько этапов своего развития, взлета и разрушения. Следует сказать, что процесс образования государственности в Центрально Азии не был однотипным и не ограничивался только державой гуннов. Параллелно протекали процессы государственного генезиса и других соседних народов, которые сумели организовать свои государственные образования, раз они стали известны далеком Китае, и вошли в его официальные исторические сочинение. Находясь в III-I веке до н.э. рядом или в составе могущественной гуннской империи, представляющей кочевую цивилизацию Центральной Азии, кыргызы, как и другие народы, восприняли уроки политического управления государственной власти гуннов при создании собственных государств. В 99 году до н.э. войско китайского императора под предводительством полководца Ли Лиина вторглись во владения гуннов. Гунны заманили китайские войска в засаду и разгромили их Ли Лиин попал в плен и за его смелость был назначен гуннским шаньюнем правителем “владения Кыргызы”. Ли Лиин и его потомки правили кыргызскими владением в течение нескольких поколений. С 56 года до н.э. когда восставшие динлины и кыргызы добились политической независимости, тем самым, став самостоятельным государством. К середине I века до н.э. кыргызы обладали опытом правления государством, освоили опыт гуннской империи и овладели китайским опытом военного и административного управления территориями. Так были освоены основополагающие принципы государства.  
2.Восстание 1873-1876 гг. Пулат-хан. 
В начале 50-х гг. XIX в политическая ситуация в  
Когандском ханстве приобрела кризисных характер. Это было обусловлено внутренним распрями орды, участившимися восстаниями и переворотами беспрестанной сменной правителей на ханском престоле. В 1865г. для русского правительства создались благоприятные  
условия взять имеющий стратегическое значение самый крупный город Когаского ханства - Ташкент. Поводом послужила начавшееся между Бухарским эмиратом и кокандским ханом война. В отличии от разобщенных выступлений истинно народное восстание вспыхнуло весной 1873. это, движение, продолжавшееся 3 года, привело к ликвидации Коканского ханства. Всенародный 
бунт жителей ферганской долине известен в истории под названием «народное движение», «Восстание Пулат - хана», «кокандское восстание», возглавил это восстание Исхак Асан Уулу под именем Пулат – хана. Восстание, возглавленное Исхаком, по своей сущности было антифеодальным и антиколониальным, направленных как против гнета Кокандского ханства, так и против русских захватчиков 
и носило широкий народно-освободительный характер. Народное восстание 1873-1876гг. можно разделить на два временных этапа. Первый этап, охватывающий 1873-1874гг. имел прогрессивные цели, хотя восстание зачастую выражалось в стихийных, разобщенных вспышках, это было антифеодальное движение против узурпаторской власти хана Кудаяр и шло снизу вверх. Народное движение этого периода проходило в основном в 4-х регионах: Алайское восстание, Ак-суйское восстание, в Ак-суйском междуречье, Лейлейское восстание. Весной 1875г. начинается второй этап движение, Охвативший 1875-1876гг. Увеличение ханом Кудаяром размера подати в три раза послужило новым толчком к развитию этого народного движения. Пулат-хан, Исхак Хасан уулу(1844-1876гг.) один из основных руководителей восстания 1873-1876гг. против кокан ханства. Родился в кишлаке Охна-Маргиланского уезда в семье Молдо Асана из 
рода Бостон. Получил образование в Медресе. Некоторое время исполнял обязанности служителя религии. Порвав с ней, перебрался в Андажан и стал джигитом Коканской орды. На службе приобрел светские знания и опыт, начал интересоваться политикой.

Билет №4. 
1. Формирование кыргызского народа. Этнические процессы на Тянь-Шане в середине века. 
В IIIв.до н.э. окрепли кочевые племена проживавшие от северных границ Китая до озера Байкал. В 209г. до н. э. племена возглавил хан Маодунь. Он покорил кыргызские племена в Монголии и увел их на Енисей. Ввел завоевательные войны расширил границы государство, Китайцы выплачивали хунном дань. 
В 201г до н. э. в китайских источниках упоминается о завоевании Маодуня нескольких племен. В 99г. до н. э. правителем владения кыргыз был назначен Ли Лиин (Китай. Полководец). В 49 г. до н. э. гунны совершают  
поход на кыргызов во главе с ханом Чжичжи. Укрепил войска с кыргызами и напал на динлинов. Так, кыргызы в I в.до н. э. вместе с гуннами оказались на Сев. Енисее. Древние кыргызы на Енисее вели комплексное хозяйство. 
Жилище 3-х типов(юрты, срубные дома, аркастные шестиугольные постройки. Самые большие поселения составляли 75 жилищ).Виды захоронение – трупосооженние (кремирование) хранили и животных. Общество древних Кыргызов находилось на стадии разложения  
первобытнообщинного строя. Его основу составляли свободные общинники. Скотоводы и земледельцы, были рабы. 
2.Народное - освободительное движение 1916г. И его значение. 
Одной из основных причин восстания было массовое переселение крестьян из России и усиления произвола при их расселении. перед восстанием 1916 г. 43% крестьян-переселенцев были вооружены. Восстание, начавшееся 4 июля 1916 г. в городе Ходженте самаркандской области, быстро распостранилось на Сыр-Дарьинскую и Ферганскую область. В июльском восстании Ферганской области активно участвовали и кыргызы. Горные кыргызы тоже принимали активное участие в восстании Кокандского и Намандского уезда. Восстание в Намандском уезде руководил Таласбай Алыбаев.Освободительное движение распространилось в долинах Кетмен-Тюбе, Читкала, Тогуз-Торо. Восстание на севере Кыргызстана характеризовалось особой остротой, динамичностью. Здесь оно проходило на уровне вооруженных столкновений с отлично вооруженными царскими войсками. Вместе с кыргызским народом в восстании приняло участие большинство проживавших в округе представителей других национальностей – казахи, уйгуры, дунгане. Начавшееся в июле восстание в августе набрало силу. Одними из первых в северном Кыргызстане на путь вооруженной борьбы встали кеминские кыргызы. Руководителем восстания был провозглашен манап Мокуш Шабдан уулу. Провозглашение хана восстание было связано с укоренившимся в сознании людей традиций, когда среди феодальной верхушки нужно было выбрать хана или предводителя. Большинство родовитых людей, испытавших на себе притеснения колониальной политики, в трудное для народа время были на его стороне.


 

Билет №5. 
1. Общественный строй саков и борьба против иноземных завоевателей. Гос-во Усунь. 
8-3 вв. до н. э. на территории средней Азии и Казахстана проживали саксие племена (скифы), китайцы назвали “cэ” этноним сак – обозначает сильный, мужественный воин. VI-V вв. до н. э. сакские племена делись на север и юг. Племена Северные – Массогеты, абии, даки, отокарибанты, тигрохауды (остро-шапочные). На юге прживали племена Хаумаварга (покланяющиеся хауме(растение)). Основное занятие земледелие и скотоводство. Внешний облик европеоидный, монголоидные черты. Переживают социальные расслоения. Выделение знати (появляются цари). 
Было развито ювелирное ремесло. VI вв. до н. э.  
Сакские племена вступили в борьбу за независимость с Персией. В 550 г. до н. э. – царь Кир II попытался завоевать сакские племена. 530 г. до н. э. столкновение с племенами Томерис заключились поражением. 519-518 гг. до н. э. – Дарий I завоевал Саков и обложил их данью. Затем сакские племена участвовали в Греко-персидких войнах. Походы Александра Македонского на территорию сакских племён. В 329 г. до н. э. война на берегу реки Сырдарьи. А македонский дошел до реки Кожо-Бакырган-Сай. Во II в. До н. э. сакские племена были разбиты  
Тохарами. Саки объединились с усунями и возникло новое государство Усуньго. 160 г. до н. э. в Темир-Тоо образовалось государство во главе царя Кюньбак (повелитель солнца), столица Чигу. 
2. Установление советской власти в Кыргызстане. 
Установление советской власти в Кыргызстане проходило с большими трудностями и в специфических условиях. Слабое развитие производственных сил, малочисленность промышленного пролетариата, недостаточное влияние партии большевиков, враждебное отношение между кыргызами и русскими, возникшее как следствие колониальной политики царизма, всё это оказало негативное воздействие на процесс становления новой власти. Третий краевой съезд рабочих, олдатских и крестьянских депутатов 28 ноября объявил о переходе государственной власти в Туркестане к Совету Народных Комисаров и принял постановление о передаче власти на местах в руки рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В это время власть в Кыргызстане находилась в руках временного правительства, а большинство в совете рабочих солдатских и крестьянских депутатов составляли большевики и эсеры. На территории Кыргызстана первыми Советскую власть объявили Сулюкта и Киргизия. В ускорении и становлении советской власти в Кыргызстана большую роль сыграл Ферганский областной VI съезд, проходившим 6-7 декабря 1917 года, большевики имели письменные преимущества в результате было принята их революция, был решен вопрос о взятие советами всей полноты власти в свои руки. В декабре 1917 года Советская власть установилась в Джалал-Абаде, в январе 1917 года – в Оше. В северном Кыргызстане Советская власть первые была установлена в Таласе в начале декабря 1917 года. 5 января 1918 года состоялся съезд советов Пишпекского уезда, который объявил об установлении Советской власти во всем регионе. Таким образом, к середине 1918 года Советская власть утвердилась на всей территории Кыргызстана.


 

Билет № 6 
Государство Давань – первое государство на территории Кыргызстана.  
В I тысячелетии до н.э. возникло государство с оседло-земледельческой культурой. В Китайских источниках государство называется Давань или Фергана. Во II веке до н.э. оно считалось достаточно сильными и развитым. “Страна небесных скакунов”, выращивали аргашак. Государство насчитывало около 70 городов, столица город Эрши. Приграничный город Ю с населением 300 тысяч человек. Внешний облик европеоидный, язык восточно-иранский. Попытки Китая завоевать Фергану в 105 году до н.э., в союзе с усунями, во главе с полководцем Ли Гуанли. В 103 году до н.э китайцем не удалось захватить Фергану, они возвратились с поражением. После этого поражения Китайская империя потеряла престиж. Поэтому был задуман второй поход на Фергану. В 101 году до н.э. 100 тысячная армия вела осаду столицы 40 дней. Китайцы смогли временно установить власть над Ферганой.  
В течении 4 лет жители Ферганы боролись с захватчиками и восстановили свою независимость.  
2. Начало массовых репрессий в Кыргызстане и их последствия. Мемориальный комплекс “Ата-Бейит”. 
27 декабря 1929 г. советское правительство активно проводило политику отмежевания от кулаков, Сталин провозгласил лозунг ”О ликвидации кулачества как класса”. С этого момента в стране начались массовые репрессии по отношению к целому слою крестьянства.  
Вместо 3-5 % по плану для выполнения и перевыполнения, спущенных сверху разнарядки местные органы власти, искажая факты, привлеки к раскулачиванию 10 % крестьян. В результате значительная часть крестьян середняков, а в некоторых и бедняков, подвергались раскулачиванию, привлекались к судебной ответственности. Семьи кулаков испытывали многие лишения, часть из них погибло, лишены имущества и избирательных прав. Недовольство крестьян Иссык-кульского, Нарынского, Ат-Башинского, Балыкчинского районов доходили до вооруженных выступлений. На насилие и произвол, чинимые в ходе коллективизации, крестьяне отвечали уничтожением скота, имущества, поджогами, бегством в Китай и другим саботажем. В результате перегибов насильственной коллективизацией в СССР уровень с/х. резко упал. Это привело к снижению жизненного уровня населения, росту недовольства людей. Карались все, кто имел связь с разоблаченными кулаками. 
Органы ГПУ (Главное политическое управление) проводили работу по ликвидации “контрреволюционных” и “вредительских” группировок.  
Установившаяся в стране, в том числе в Кыргызстане, административно-командная система, массовые репрессии наносили социалистическому строительству тяжелые удары и имели негативные последствия. Тем не менее, массовый террор, не куль поклонения личности не смогли исказить саму суть советского общества и остановить массовый трудовой подъем народов на прогрессивном пути развития СССР.  
 
Мемориальный комплекс “Ата-Бейит” у подножья Ала-Тоо в Чойташе. 1938 году совершилась революция за независимость, а революция пожирала детей. Тогда было такое время, сталинские жернова перемалывали лучших представителей народов, ее лидеров. И не важно было для карательной машины, какой национальности или вероисповедания был репрессированный. Здесь, в “Ата-Бейит”, покоятся вечным сном братья – кыргызы, русские, немцы, казахи и …. Дети невинно убиенных долгое время носили на себе клеймо “потомков врагов народа”. Мемориальный комплекс “Ата-Бейит” – единственный памятник в СНГ, репрессированным.  
Областная партийная организация Кыргызстана за 8 лет своей региональной самостоятельности прошла четыре чистки в общесоюзных кампаниях. В результате множество преданных народу и государству талантливых руководителей было исключено из партии и снято с занимаемых должностей.  
Порождаемый политическими репрессиями страх, подозрительность и недоверие составляли основу беспрекословного подчинения верхним эшелоном власти. Руководители под страхом исключения из партийных рядов совершенно утратили самостоятельность и инициативу. В итоге республиканские и местные партийные органы ориентировались только на исполнение спускаемых сверху приказов и указаний, зачастую с излишним усердием.  
Установившееся в стране, в том числе и в Кыргызстане, административно-командная система, массовые репрессии наносили социалистическому строительству тяжелые удары и имели негативные последствия. 

Информация о работе Шпаргалка по "Историческим личностям кыргызов"