Культура Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ..doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

скрепленных между  собой цепочками.

  Широко использовались  накосные украшения — шашбау—  в виде рядов

медальонов или  пластин, соединенных между собой  кольцами. Центральные

медальоны всегда украшались филигранью со вставками  из цветных камней. К

накосным украшениям относились и подвески «шолпы».

  Перстни  были литые и чеканные, венчики  овальной, круглой, грушевидной,

многогранной  формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.

  Казахские  ювелиры изготавливали и другие  украшения: нагрудные — омырауша,

онир-жиек, «бой тумар», застежки к поясам — ильгек, фигурные бляхи к

саукеле — шылтыр, массивные шаровидные пуговицы —  торсылдак туйме, булавки

— туиреуиш.

  При изготовлении  женских украшений применялась  различная техника: литье,

гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.

  Разнообразным  было и казахское оружие. Из  особой стали делали кривые

сабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги

— сапы, кинжалы  — канжар, длинные ножи с изогнутым  клинком — жеке ауыз,

длинные узкие  ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были

лук — садак  и стрелы. Наконечники стрел были различных форм:

четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья —  найза — имели стальной

наконечник и  кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные

и металлические  доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных

шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных  щитов, обшитых железными

пластинами.

  С конца  XVII в. стали использовать и  ружья, частью купленные в городах

Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких

видов: с фитилем  и украшением насечкой серебром —  билтели мылтык, без

насечки — кара мылтык, с коротким стволом —  самкал. Короткоствольные ружья,

стреляющие на семьсот метров, назывались «козы  кош». Порох и пули казахи

изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины

«сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время  войны они редко

употреблялись.

  Пища казахов  состояла в основном из мясных  и молочных продуктов. Молочная

пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз),

из верблюжьего  — шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для

изготовления  квашеного молока, масла, различных  сыров.

  Один из  любимых напитков казахов было  кислое молоко — айран. Смесь  айрана

с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло

— сары май. Для  длительного хранения масла его  промывали холодной водой,

солили и укладывали в бараний желудок — карын. Важное место в рационе

казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог—  курт употреблялся в

пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались  другие виды

сыров — сары иримшик, ак иримшик и др.

  Мучные продукты  использовались преимущественно  зимой. Основными

продовольственными  культурами были просо, реже—пшеница и рожь. Из проса

казахи готовили пшено — тары, шедшее на приготовление  пшенной похлебки тары

коже. Жареное  пшено ели с молоком, маслом: приготовляя  из него толокно

—талкан. Из пшена  мололась мука, приготавливались пресные  просяные лепешки

— тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент».

  Пшеница  ценилась более. Из нее готовили  похлебку бидай коже, талкан и

жент. Мука шла  на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе),

обжаренного в  сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе

казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов (палау) и

кашу (ботка). •

  Основной  пищей казахов были мясные  блюда. Наиболее ценным мясом  считалась

конина, из которой  приготавливали различные блюда: подкожный  жир верхней

части шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили

«карта», из реберного  мяса с подпозвоночным жиром —  «казы». Колбасы из

мяса, других частей туши назывались шужик.

^аранина употреблялась  в основном в летнее время.  Вареное мясо

— основное блюдо  казахов — подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и

без него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть,

обжаренные мелкими  кусками на медленном огне. назывались «куырдак».

  Посуда и  утварь казахов-скотоводов была  приспособлена к подвижному образу

жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки  бьющейся посуды

использовались  специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей

частью из войлока, реже — деревянные и плетеные.

^

   Самой  разнообразной по форме, размерам  и назначению была кожаная посуда:

саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной

лошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме

(заготовке мяса  на зиму) для саба специально  оставляли шкуры,

предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур

снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли,

сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в

специальных коптильнях.

  Разнообразны  и красочны были деревянные  ковши для разливки кумыса (шомиш,

ожау), нередко  украшенные резьбой, инкрустацией из серебра  и кости.

Обязательной  принадлежностью кухонной утвари был  металлический котел

(казан), в оседлых  районах Казахстана широко использовалась  керамическая

посуда.

  Материальная культура казахов отражала особенности хозяйственной жизни

народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных

скотоводов. Хозяйственно-экономический  уклад, пища, одежда была наиболее

приспособлены к тем природным условиям, в  которых они жили.

  Материальную  и духовную жизнь народа отражают  традиции и обычаи. Много

исторически ценного  имеется в социальной, юридической  и хозяйственно-

бытовой терминологии казахов, сохранившейся в исторических преданиях.

  Казахские  народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык

салт». Отношения  родителей невесты к жениху были свободны от многих

обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого  взноса калыма

жених имел право  тайно посетить невесту, и его  первое посещение (урын-

келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или

родственника  невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило

название «калындык  ойнау».

  В XV—XVII вв. ислам не имел большого влияния  на семейную жизнь казахов,

не было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы

(жубайлык) скреплялись  общим одобрением народа, пением  хоровых песен «жар-

жар», исполнявшихся  на свадебном торжестве.

«Жар-жар» —  песня-состязание. Ее поют обычно две  группы молодежи: мужская,

возглавляемая женихом, женская — невестой.

  Песня рассказывает  о положении женщины в патриархальной  семье, выражает

грусть девушки  в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с

родными, удалением  от родных мест. Переживания невесты, часто отягощенные

сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, выливались в

искренние и  волнующие песни-плачи (сынсу, «Кыз-танысу»), в которых она,

прощаясь с  родными и аулом, выражала свою печаль.

  Традиция  требовала, чтобы девушка в  сопровождении подруг с прощальной

песней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с

родными у казахов  называлось «кыз-таны-су».

В ауле жениха невесту  встречали традиционным песнопением  «бет-ашар»

(открывание  лица невесты). Он имел свой  канонический текст из двух частей:

в первой части  невеста обычно представлялась родителям  и одноаульцам

жениха, вторая часть состояла из назиданий и  наставлений невесте, только

что переступившей  порог своего семейного очага.

  Помимо калыма  со стороны жениха готовились  обрядовые подарки: матери —

сут-акы (за молоко матери), отцу—той мал (свадебные расходы), братьям

невесты — тарту (седла, пояса и т. п.) близким родственникам  невесты —

каде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали  помощь родственники и

друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны

были внести так называемый каргы-бау— залог  верности сговора, кит — подарки

сватающим. Приданое (жасау) невесты обходились им очень  дорого, иногда

превышая стоимость  калыма. Родители заказывали свадебный  головной убор

(саукеле) и  повозку (куйме). Богатые родители  снабжали невесту летним

жилищем (отаутигип.беру) со всем оборудованием.

  Погребальные  обряды XV—XVIII вв. были смешанными: основывались  как на

обрядах ислама, так и на обычаях культа «танир». У казахов существовала

вера в загробную  жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук,

копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье. В доме

покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший

подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов

хоронили в  Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Ясави. В дальних районах на

время зимы покойников подвешивали на лесину (соре) и лишь с наступлением

теплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным.

  Надгробные  сооружения казахов строго дифференцированы  в зависимости от

социального положения  умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича в

XV—XVII вв. еще  существовала древняя традиция' насыпного холма из камня.

  По древнему  обычаю покойника долго оплакивали, в знак выражения скорби

женщины царапали себе лицо (бет-жырту). Жена, соблюдая траур  по умершему

мужу, в течение  года, носила черный головной убор (кара-салу). Лошадь

покойника, на которой  он ездил при жизни (если это был  богатый человек),

Информация о работе Культура Казахстана