Культура Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ..doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

путешественник  и знаток жизни народов Средней  Азии и Казахстана, награжден

орденом и повышен  в чине.

  Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) духовно

обогатило Ва-пиханова и укрепило его демократические  взгляды. Он окунулся в

гущу общественной жизни и развернул широкую  деятельность, работал в Военно-

учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и

Географическом  обществе. Составление карт Средней  Азии и Восточного

Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании

энциклопедии (где  впервые была его известная статья «Аблай»), изучение

восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском

географическом  обществе — все это составляло содержание его жизни в

Петербурге. Большое  влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н.

Бекетов, редактор «Записок Русского географического  общества» востоковед,

дипломат и  публицист Е. П. Ковалевский, известные  ученые-ориенталисты В. В.

Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и

дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент  Русского

географического общества П. П. Семенов-Тяньшанский. В Петербурге Валиханов

вновь встретился со своим другом Ф. М. Достоевским. Среди  его петербургских

друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С.

Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная

литературная  среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему

лучше разобраться  в событиях общественной жизни России в период

революционной ситуации.

  Чтение Валихановым  литературно-художественных и общественно-политических

журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки»,

«Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к

истории и формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало

утверждению демократических  взглядов Валиханова.

  Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана

Валиханова. Он вынужден был покинуть столицу.

  Переехав  в Омск, Валиханов принял непосредственное  участие в мероприятиях

правительства по реорганизации местного управления степи, внес ряд

практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде

«Записок», поданных на имя властей: «О мусульманстве  в степи», «О

кочевниках киргизах», «Записка о судебной реформе». Весной 1864 г.

Валиханов участвует  в экспедиции Черняева, целью которой было присоединение

к России территории Южного Казахстана. В чине штаб-ротмистра  он служил

переводчиком  при главном командовании, где, исполняя служебные обязанности,

способствовал установлению дружественных ваимоот-ношений  русских властей с

местным населением, а также справедливому решению споров из-за пастбищ

между казахами и киргизами.' Но деятельность Чокана на этом поприще была

недолгой. Летом 1864 г.

он вынужден был покинуть отряд, возвратиться в  Верный, а затем уехать в аул

Тезека, старшего султана казахов рода албан. Вероятно, уже в этот период

Валиханов не мог  переносить тяготы походной жизни. В  письме к отцу из аула

Тезека он писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости,

скоро не увижу  света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими

родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее

письмо. Прощайте, обнимаю всех».

  Ч. Валиханов  умер в апреле 1865 г. в ауле  Тезека, в урочище Кочен-Тоган,

у подножья Алтын-Эмельского хребта.

  Оценивая  деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического

общества и  от ученых России, крупный ученый-востоковед И. И. Веселовский

писал: «Как блестящий  метеор промелькнул над нивой  востоковедения Чокан

Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его

феноменальное явление и ожидали от него великих  и важных открытий о судьбе

тюрских народов: но преждевременная кончина Чокана лишила нас этихнадежд.Он

умер от чахотки, недостигнув и 30-летнего возраста».

  Научное  наследие Ч. Валиханова охватывает широкий круг проблем Казахстана

и других народов, в решении каждой и них проявился  его могучий научный

талант.

  Во второй  половине XIX— начале XX в. научная  жизнь казахского общества

обогатилась творениями М.-С. К. Бабажанова, К. Халиди, М. Чорманова, А.

Байтурсынова  и др.

  Выпускник  Оренбургского кадетского корпуса  М.-С. К. Бабажанов опубликовал

ряд историко-этнографических  статей, посвященных проблемам коневодства,

лечебных свойств  кумыса, религиозных представлений  казахов, памятников

истории. Главным произведением К. Халиди, родившегося в Аягузе, является

«Тауарих хамса», опубликованная в 1910 году казанским  издательством

«Урнэк». В нем  содержится анализ исторического прошлого пяти народов

Востока — уйгуров, узбеков, казахов, монголов, китайцев.

  Широко образованным  человеком для своего времени  был Ш. Кудайбердыев. Он

знал несколько  восточных языков, работал в библиотеке и архивах Стамбула и

Парижа. Круг его  научных интересов охватывал  вопросы истории, философии,

музыки, литературы, религии. Исторические взгляды Ш. Кудайбердыева наиболее

полное выражение  нашли в книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов и

ханских династий», увидевший свет в 1911 г. В книге  систематизированы

основные сведения о родах Среднего жуза, династии ханов и тюркских народов

Азии.

  Ш. Кудайбердыев  высоко ценил роль науки, знание  в жизни общества и

человека. Он избирался  членом Семипалатинского подотдела  Западно-Сибирского

отдела Русского географического общества, совершил хадж в Мекку.

Целая полоса истории  казахской культуры, науки и народного образования

связана с именем А. Байтурсынова. Родился он в ауле № 5 Тосынской волости

Тургайского уезда. В 1886—1891 гг. обучался в двухклассном русско-казахском

училище, в 1891—1895 гг. — в Оренбургской учительской  семинарии. Годы учебы

были сопряжены  с многочисленными трудностями, материальными лишениями.

Педагогическую  деятельности Байтурсынов начал  и аульных школах, затем

продолжил б  двухклассных училищах Актюби некого, Кустцнаи-ского и

Каркаралинского уездов. Как педагог и просветитель Байтурсынов глубоко

переживал невежество народа. Именно в приобщении к образованию, науке,

культуре видел  он путь к свободе народа. За участие  в составлении петиции

царю каркаралинской группой казахской интеллигенции  Ахмет Байтурсынов,

работавший заведующим Каркаралинским двухклассным училищем, был арестован

(июль 1909 г.) вместе  со своими единомышленниками.  Восемь месяцев без суда

и следствия  находился в Семипалатинской  тюрьме. После освобождения ему

разрешили проживание только за пределами Казахстана, что приравнивалось к

ссылке. Как за политически неблагонадежным за Байтурсыновым был установлен

полицейский надзор.

  С марта  1910 г. вплодь до Октябрьской  революции Байтурсынов жил в

Оренбурге.

  В 1900 г.  в Петербурге вышла в свет  его книга «Кырык мысал» (Сорок басен)

— басни И. Крылова  в переводе на казахский язык и  несколько собственных

произведений, написанных в том же духе. В 1911 г. в Оренбурге  вышла вторая

книга «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается вопросами  реформы

казахского алфавита, педагогики, методики, обучения и др. С 1913г.

Байтурсынов стал редактором газеты «Казах». Статьи Байтурсынова по вопросам

просвещения, литературы, языка знакомили читателей с  культурным наследием

казахов, призывали  их к овладению знаниями, духовному совершенствованию.

  С июля 1917 г. газета «Казах» становится  официальным органом партии

«Алаш», идеи и  программу которой поддерживала значительная часть

дореволюционной казахской интеллигенции.

  А. Байтурсынов  — один из первых среди казахских  мыслителей определил

значение и  место Абая как поэта, философа, ученого. Призывал широко

проанализировать  духовное наследие и идеи «главного  поэта казахского

народа». В образованности и культуре он видел решающий фактор социального

прогресса. Для  того, чтобы школьное образование было на должной высоте,

считал он, нужны  три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение

учащихся соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка

высококвалифицированных учителей.

  Имя Байтурсынова  приобрело широкую известность задолго до революции. Оно

олицетворяло  просвещенную часть казахского общества.

  Наука дооктябрьского  Казахстана, хотя и достигла, определенных

результатов, не вошла в жизнь и быт широких  слоев населения.

  Многие ее  направления находились на стадии зарождения. На рубеже XIX—XX

вв. научная мысль  казахского общества испытывала тяжести  колониального

края, отсталых общественных отношений. 

§ 3. Художественная культура. Печать. 

  Художественная  культура дореволюционного Казахстана  вобрала в себя как

новации, рожденные  колониальной эксплуатацией, так и  традиционные черты,

свойственные  патриархально-феодальному

строю. Наиболее выразительными составляющими ее были литература и музыка.

Религиозные догмы  и запреты сильно задержали развитие изобразительного

искусства и  театральной культуры.

  Литературные  процессы шли по двум направлениям: устное творчество и

письменная литература. Устное творчество развивалось в  виде айтыса акынов,

дастанов, героических  и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок  и пословиц,

загадок и т. д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в.

отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием

Информация о работе Культура Казахстана