Шпаргалка по "Культуре народов Казахстана во второй половине XIX в."

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 11:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 3 вопроса по дисциплине "Культура народов Казахстана во второй половине XIX в.".

Файлы: 1 файл

билет 18.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)
  1. Труд  М. Хайдара «Тарих-и Рашиди» о ранней истории казахского ханства. Этноним «казах» в исторической литературе.

Летописью истории казахских племен и народов  Могулистана, является научный труд XVI в. на персидском языке «Тарих-и- Рашиди»  Мухаммед Хайдара. Сочинение богато совершенно оригинальным материалом не только по истории Могулистана и Восточного Туркестана, но и многих соседних государств и народов (Средней Азии, Казахстана, Тибета и др.), что оно послужило первоисточником многим последующим авторам как средневековья, так и современности. «…больше всего касается вопросов политической истории, почти не затрагивая вопросов о составе и быте населения», — писал П. П. Иванов. Узбекское происхождение казаков Джанибека и Гирея потверждается Мухаммадом  Хайдаром, , что и получило отражение в их первоначальном названии «узбеки-казаки». Именно в это время происходит (откочевка) так называемое присваивание будущего имени казаки (казахи). откочевка Джанибека и Гирея – судьбоносное событие и в истории самого слова казак». Казак – исконно тюркско-кыпчакское слово с изначальным значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник». В исторической литературе встречаются самые разнообразные толкования происхождения слова казак. Начиная с вывода из тюркских глаголов каз – «рыть», кез – «скитаться», кач – «бежать, спасаться», до создания этимологии этого слова от каз – «гусь» и ак – «белый» («гусь белый»).Тынышпаев –первоначально казахи означало не народ, не гос-во, а особую социальную группу, выступил против дословного перевода – белая гусыня. Ибрагимов:1) глагол – каз – бродить, скитаться2)казах-белый гусь3)кази-хан – истинный воитель веры. Джанибеков: кассак – указывает на родство с древними саками.Салгарин – свободный , настоящий человек

  1. Культура народов Казахстана во второй половине XIX в. и ее взаимодействие с культурой народов соседних стран.

Материальная  культура, сохраняя традиционные формы, несла на себе печать новых экономических  реалий. Это выражалось в применении новых материалов, приемов обработки  сырья, проникновения в казахское прикладное искусство заимствований из культур других народов. В Казахстане было несколько видов школ: мектебе, существовавшие практически в каждом ауле, джадидские школы (в основном в центральном, западном и северо-восточном Казахстане), русско-казахские и русско-туземные школы (при администрациях, находились в городах). Следующая форма образовательных учреждений – кадетские корпуса, учились и юноши из богатых казахских семей. Неплюевский кадетский корпус открылся в Оренбурге в 1825г., а Омский – в 1846 г.  Престижным было обучение детей в гимназиях, например в Омской, основанной в 1876 году. Действовали в Казахстане училища и семинарии. Туркестанская учительская семинария - 1879, Оренбургская, Актюбинская, Верненская, Семипалатинская, Уральская – готовили педагогов, были также сельскохозяйственные и фельдшерские школы.Развитие женского образования в Казахстане. Инициатором открытия первых женских школ и училищ стал выдающийся казахский педагог Ибрай Алтынсарин. Первое было открыто в Иргизе в 1887 году, позже – в Тургае, Актюбинске, Кустанае.  В конце XIX века начали издаваться первые периодические издания на казахском языке – газеты «Дала уалаяты» и «Туркестан уалаяты».,сыграли большую роль в развитии духовной культуры.  Развивалось устное народное творчество и музыкальное искусство. Наиболее яркими представителями этих видов искусства были Ахан-сере, Суюнбай, , Курмангазы, Таттимбет, , Жаяу Мусса и другие.  Особое место в развитии казахской культуры второй половины XIX века занимают Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев. Параллельно развивалось творчество до сих пор недостаточно изученных поэтов – Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева, Мурата Монкина и др, подвергались критике за неприятие перемен, происходивших в Казахстане в результате российской колонизации.Таким образом, вы видите, что казахская культура встала на новую ступень развития, оставив неизгладимый след в мировой истории и культуре.

3. Экономическое положение  Казахстана в 70-80-е  годы: промышленность, кризисные явления в сельском хозяйстве. Взаимоотношения центра и регионов. Д.А. Кунаев.

Экономическое развитие шло в условиях резкого  усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества, ограничения экономической власти республик и местных Советов.

Экономика СССР превратилась к 70-м годам в единый народнохозяйственный комплекс, народное хозяйство всех 15 союзных республик составляло неразрывное целое. В этом видели главную экономическую гарантию нерушимости Советского Союза и дружбы народов СССР.

Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использования резервов республики, вовлечения в оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За этот период объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резино-технических изделий. Павлодасркий и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате, и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы: Мангышлакский, Каратау-Джамбулский, Павлодар-Экибастузский.На территории Казахстана была развернута довольно обширная инфраструктура военно- промышленного комплекса. До распада СССР в Казахстане насчитывалось около 50 предприятий оборонного значения. Сырьевая направленность экономики республики привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.

Нарастание  кризисных явлений в экономике  выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального дохода. Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису.

Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Факт, что 1981-1985 годы фактически не произошло прироста валовой продукции сельского хозяйства. стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убыточным. 80-е годы был широко известен так называемый «тощак», за которым выстраивались длинные очереди.

Противоречия  и трудности, руководство пыталось компенсировать импортом продовольствия и зерна. Ежегодно СССР закупал за рубежом продовольствия. В 1985 году в СССР каждая третья булка хлеба, каждая вторая пачка макарон была из импортного зерна,. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном выражении более чем в 10 раз.

К началу 80-х годов сельское хозяйство  страны оказалось в кризисном  состоянии. Необходимы были решительные меры, программа, разработанная в рамках устаревшей системы управления, несла на себе следы застоя, половинчатости. Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве – интересов крестьянства, преобразования экономических отношений в деревне, коренной перестройки хозяйственного механизма. В результате, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания, снова появились карточки.ХІ пятилетка не была выполнена ни по одному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана. 1982 года новый Генсек ЦК КПСС Ю.В.Андропов попытался исправить положение в экономике ужесточением трудовой дисциплины и широкомасштабной борьбой с «теневиками. Кунаев - советский государственный и общественный деятель, Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР с 1960 по 1962 и с 1964 по 1986 гг., член Политбюро,Трижды Герой Социалистического Труда. Автор более 100 научных трудов. Академик АН Казахской ССР. 16 декабря 1986 года в ходе рекордно короткого пленума ЦК КП Казахстана, длившегося всего 18 минут, обвинявшийся в коррупции Динмухамед Кунаев был снят с поста На его местоКолбин. Смена руководителя республики привела к уличным беспорядкам, вошедшим в казахстанскую историю под названием Желтоксан.


Информация о работе Шпаргалка по "Культуре народов Казахстана во второй половине XIX в."