Иммануил Кант

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Трансцендентальный идеализм Канта есть и отрицание и признание традиционной метафизической тематики. Признание, условное в том смысле, что оно ограничено обоснованием необходимости основных метафизических идей безотносительно к тому, обладает ли мыслимое в них содержание независимой от человеческого сознания, абсолютной реальности.

Содержание работы

Введение 2
1. Немецкая классическая философия 4
2. Иммануил Кант 6
2.1 Личность и творчество 6
2.2 Творчество в докритический период 7
2.3 Руссо и Кант: проблема цивилизации и человека 8
2.4 Бессмертные идеи "Критики чистого разума" 10
2.5 "Революция в способе мышления" 11
2.6 Возможна ли и как возможна свобода? 12
3. Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

КАНТ.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, свобода состоит в человеческой способности "моделировать" свое и чужое поведение, судить о них по принципу свободных альтернативных возможностей не только применительно к настоящему и будущему, но и к совершившемуся прошлому.

В-четвёртых, свобода заключается в способности человека, не нарушая последовательности эмпирического временного ряда мира явлений, как бы выходить за его пределы. И свобода истолковывается Кантом не только "негативно как независимость от эмпирических условий", но и позитивно - как "способность самопроизвольно начинать ряд событий". (с. 491-492)

Кант не случайно связывает свободу  с "умопостигаемым миром идей": прорыв к свободе тесно связан с пробуждением мыслей, чувств, настроений, делающих для каких-то людей и групп нетерпимой "силу обществ". Эти люди, эти новые силы, действительно способны "начинать новый ряд явлений", т. е. Ввязываться в перестройку "старого ряда явлений", который продолжает своё существование и свою борьбу, ибо воплощается в интересах и целях других людей, других групп.

В-пятых, речь здесь идет о различии между адаптирующимся, хорошо приспосабливающимся к любому режиму человеком и человеком, способным к социальной критике и самокритике, тяготеющим к перестройке мира и способным её осуществлять.

Видно, что в кантовском толковании свобода объединяется со способностью человека к любому, в том числе  духовно-нравственному, новаторству. На сегодняшний день, по моему мнению, это актуально в отношении практическом о солидно в теоретическом отношении в обосновании свободы.

На мой взгляд Кант сосредотачивает  внимание на понимании мироздания, человека цивилизации и его места  в мире, т. е. человека свободного и нравственного. Актуальным, нравственно-достойным является в кантовском учении и то, что великий мыслитель, убедительно демонстрируя несминаемость самого спора о подчинении внутренней и внешней необходимости и о свободы, неизбежность появления идейных противоположностей и их напряжённого существования в качестве противоречия, при своем этом не придерживается принципа "оба правы". Он четко защищает сторону свободы, более того, наиболее аргументированную защиту свободы как главного в человеке делает едва ли не основной целью.

Человеку, устремлённому к свободе, если и надо познать жёстко необходимую  естественную причинность, то для того, чтобы не дать ей собою владеть.

 

3. Заключение

 

Начало и конец кантовской "Критики  чистого разума" - это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе. Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой. Я привержена этим выводом Канта.

Закончить разговор о Канте хотелось бы его бессмертными словами - помещённые в "Заключении" "Критики практического разума", они раскрывают суть и замысел свей его философии.

"Две вещи наполняют душу  всегда новым и всё более  сильным удивлением и благоговением,  чем чаще и продолжительнее  мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен...".

 

Список литературы

 

Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986.

Введение в философию, М., 1989.

Гулыга А. Кант, М., 1981.

История философии (в кратком изложении), М.: Мысль, 1991.

Кант И. Соч.: т.2, т.6.

Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980.  /Памятники философ. мысли/.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: т.20.

Методическое пособие по философии, М.: Политическая литература, 1973.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.: Политическая литература, 1991.

Современная западная философия (словарь), М.: Политическая литература, 1991.

Философия Канта и современный  идеализм, И.С.Андреева, И.И.Ремезова, Л.А.Боброва  и др.; Отв. ред. И.С.Андреева, Б.Т.Григорьян; АН СССР, ИНИОН, М.: Наука, 1987.

Философия, основные идеи и принципы / Под ред. А.И. Ракитова, М.: Политиздат, 1990.

Философия: учебник для высших учебных  заведений, Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Философский словарь, изд. "Политическая литература", М., 1985.

 

Уральский Институт Экономики Управления и Права

 

                                 Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

       Реферат

                        

                           ПО ФИЛОСОФИИ

 

 

Тема:   Биография Иммануила Канта.

Догматический и критический этапы творчества.

 

 

Исполнитель: студент  группы ФК-101 Касимовцев Дмитрий Александрович

 

 

Руководитель: проф. Пивоваров  Данил Валентинович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург - 2000

 

Содержание:

 

1. Введение                                                                                                          3

2. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта                             5  

3. Глава II:Переломный период или переход от догматического

к критическому                                                                                                    10

4.Глава III: Критический период:

      а) «Критика чистого  разума»                                                                        14

      б) Этика  по Канту                                                                                          18

      в) Эстетика по  Канту                                                                                     21

5. Глава IV: Завершение пути                                                                         26

6. Заключение                                                                                                  28

7.Список литературы                                                                        30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Две вещи наполняют  душу все новым и нарастающим  удивлением и благоговением, чем  чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

                                                    И. Кант

 

Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого  философа Иммануила Канта, следует  подчеркнуть особую важность изучения его творчества. Канта принято называть «основоположником немецкой классической философии». Действительно, почти все виды классического и современного философствования, так или иначе, восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть её состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперёд рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий учёный впервые в истории философии отвлёкся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества – в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

 

Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью и разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимо отметить, что у Канта смолоду  выработалась привычка любую пришедшую в голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально подготовленные листы, чаще – первый попавшийся на глаза клочок: только что поступившее письмо, счёт от торговца и т.д. На таких клочках можно найти поражающие глубиной идеи – прозрения, которые обгоняют систематизированную мысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, и заготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершённым произведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые свои лекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику – по Майеру, метафизику – по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновение записывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободных местах, даже в тексте между строчками, всё то, что приходило ему в голову в этот момент. За многие годы преподавания, принадлежащие ему учебники, оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера «Логика» составили почти целиком содержание шестнадцатого тома академического собрания сочинений. А все черновые наброски составляют десять томов – больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Канта отсутствуют, но на основании целого ряда признаков публикатору кантовского рукописного наследия Э. Адикенсу удалось не только рассортировать материал тематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическом порядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научным дневником Канта. Для того чтобы составить верное представление о характере, привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до настоящего времени соответствующие свидетельства его современников. Таким образом, помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу – любому, кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо внимательно изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы философа, в которых зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие мысли, высказанные в оконченных произведениях, а также множество других, дошедших до современного читателя источников, в которых содержатся сведения о его жизненном и творческом пути.

 

Как автор данного  реферата, я не претендую на всестороннее и исчерпывающее рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена, прежде всего, описанию жизни учёного. Но у  Канта нет иной биографии, кроме истории его духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина – процесс. Никогда философом не овладело чувство, что, всё сделано, что обретён абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал своё учение. Его жизнь – непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет, когда мысль вышла из-под его контроля.

 

Материал в данной работе изложен в хронологическом  порядке, с учётом традиционного  деления творческого пути Канта  на два периода. Границу между  ними различные исследователи определяют по-разному. Одни считают такой границей середину 60-х годов XVIII века, другие – приблизительно 1770 год. По-видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одного этапа на другой происходил постепенно, путём долгих и часто мучительных исканий. Первый этап – так называемый «докритический» или «догматический». В этот период философ занимался главным образом естественнонаучными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную» космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из существования «первоначальной туманности». В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной, галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и основанием логическим. Своё состояние в эти годы сам Кант называл «догматическим сном». Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап – так называемый «критический». В работах этого периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением». В этот период он придает большое значение использованию в философии опытного знания. Объём данного реферата не позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизни и творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимые эпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого из этапов.

 

 Глава I.

 

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге  в семье шорника Иогана Георга Канта. Сам Кант полагал, что его  предки были родом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери – уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым здоровьем, и мать – Анна Регина – старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение.

Информация о работе Иммануил Кант