Иммануил Кант

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

В 1747-1755 годах разработал космогоническуюгипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В развитой с 1770 «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания — общезначимые априорные формы

Файлы: 1 файл

Иммануил Кант.docx

— 47.32 Кб (Скачать файл)

Иммануил Кант - биография

 

Иммануил Кант (Kant) (1724-1804) — немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794).

В 1747-1755 годах разработал космогоническуюгипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В развитой с 1770 «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания — общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.

 

 

Жизнь Иммануила Канта

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года, в Кенигсберге (ныне Калининград) в многодетной семье Иоганна Георга Канта, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину». Среди университетских преподавателей Канта особо выделялся вольфианец философ, профессор логики и метафизики Мартин Кнутцен, ознакомивший его с достижениями современной науки. С 1747 года Кант в силу финансовых обстоятельств работал домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа.

В 1755 году Иммануил возвратился в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защитил магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защитил еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не стал и работал экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770 года, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. За свою преподавательскую карьеру И. Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 году он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803 года.

Стали знамениты  образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе. Иммануил вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.

По вечерам Кант любил разглядывать здание собора, которое было очень хорошо видно из окна его комнаты.

Иммануил Кант всегда тщательно следил за своим здоровьем и разработал оригинальную систему гигиенических предписаний. Он не был женат, хотя и не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества.

В своих философских  взглядах Кант испытал влияние Христиана Вольфа, Александра Готлиба Баумгартена,Жан Жака Руссо, Дэвида Юма и других мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна».

«Докритическая» философия Канта

В творчестве Иммануила Канта выделяют два периода: «докритический» (примерно до 1771 года) и «критический». Докритический период – это время медленного освобождения Канта от идей вольфовской метафизики. Критический – время постановки Кантом вопроса о возможности метафизики как науки и создания им новых ориентиров в философии, и прежде всего теории активности сознания.

Докритический период характерен интенсивными методологическими  поисками Канта и его разработкой  естественнонаучных вопросов. Особый интерес представляют космогонические  изыскания Канта, изложенные им в  работе 1755 года «Всеобщая естественная история и теория неба». Основу его  космогонической теории составляет концепция аэнтропийной Вселенной, самопроизвольно развивающейся от хаоса к порядку. Кант утверждал, что для объяснения возможности формирования планетных систем достаточно допустить материю, наделенную силами притяжения и отталкивания, опираясь при этом на ньютоновскую физику. Несмотря на натуралистический характер данной теории, Кант был уверен, что она не представляет опасности длятеологии (любопытно, что у Канта все же возникали проблемы с цензурой по теологическим вопросам, но в 1790-е годы и совсем по другому поводу).

Большое внимание в  докритический период Кант уделял также исследованию природы пространства. В диссертации «Физическая монадология» (1756) он писал, что пространство как непрерывная динамическая среда создается взаимодействием дискретных простых субстанций (условием которого Кант считал наличие у всех этих субстанций общей им причины – Бога) и имеет релятивный характер. В связи с этим уже в своей студенческой работе «Об истинной оценке живых сил» (1749), Кант высказывал предположение о возможности многомерных пространств.

Центральная работа докритического периода – «Единственно возможное основание для доказательства бытияБога» (1763) — является своего рода энциклопедией докритической философии Канта с акцентом на теологической проблематике. Критикуя здесь традиционные доказательства бытия Бога, Кант вместе с тем выдвинул собственный, «онтологический» аргумент, основанный на признании необходимости какого-то существования (если ничего не существует, то нет материала для вещей, и они невозможны; но невозможное невозможно, а значит какое-то существование необходимо) и отождествлении этого первосуществования с Богом.

Переход Иммануила Канта к критицизму

Переход Канта к  критической философии не был  одномоментным событием, а прошел несколько важных стадий.

Первый шаг был  связан с радикальным изменением взглядов Канта на пространство и  время. В конце 1960-х годов философ  принял концепцию абсолютного пространства и времени и истолковал ее в  субъективистскомсмысле, т. е. признал пространство и время независимыми от вещей субъективными формами человеческой рецептивности (доктрина «трансцендентального идеализма»). Непосредственные пространственно-временные предметы чувств таким образом оказались лишены самостоятельного, т. е. независимого от воспринимающего субъекта существования и получили название «феноменов». Вещи же, как они существуют независимо от нас («сами по себе»), были названы Кантом «ноуменами». Результаты этого «переворота» были закреплены Кантом в диссертации 1770 года «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира».

Диссертация также  подвела итог поискам Канта строгого метафизического метода в докритический  период. Он выдвинул здесь идею четкого  различения сфер применимости чувственных  и рассудочных представлений  и предостерег от поспешного нарушения  их границ. Одной из главных причин путаницы в метафизике Кант называл  попытки приписывания чувственных  предикатов (например «где-то», «когда-то») рассудочным понятиям, таким как  «существование», «основание» и  т. д. При этом Кант все еще был  уверен в принципиальной возможности  рассудочного познания ноуменов.

Новым повортным пунктом стало «пробуждение» Канта от «догматического сна», произошедшее в 1771 году под влиянием анализа принципа причинности, предпринятого Д. Юмом, и эмпирических выводов, следующих из этого анализа. Обдумывая угрозу полной эмпиризации философии и, стало быть, уничтожения принципиальных различий между чувственными и рассудочными представлениями, Кант сформулировал «главный вопрос» новой «критической» философии: «как возможны априорные синтетические познания?». Поиски решения этой проблемы заняли несколько лет («десятилетие молчания Канта» — период высшей интенсивности его творчества, от которого осталось большое количество интереснейших рукописей и несколько студенческих записей его лекций по метафизике и другим философским дисциплинам), вплоть до 1780 года, когда «за 4-5 месяцев» Кант написал «Критику чистого разума» (1781), первую из трех «Критик». В 1783 вышли «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», разъясняющие «Критику». В 1785 Кант опубликовал «Основоположение метафизики нравов», в 1786 году – «Метафизические началаестествознания», в которых излагаются принципы его философии природы, базирующейся на тезисах, сформулированных им в «Критике чистого разума».

В 1787 Кант опубликовал  второе, частично переработанное издание  «Критики чистого разума». В это  же время Кант определился в том, чтобы расширить систему еще  двумя «Критиками». В 1788 вышла в  свет «Критика практического разума», в 1790 — «Критика способности суждения».

В 1790-е годы появились  важные работы, дополняющие три «Критики»  Канта: «Религия в пределах одного только разума» (1793), «Метафизика нравов» (1797), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798). В этот же период и вплоть до последних месяцев жизни Кант работал над трактатом (так и незавершенным), который должен был соединить физику и метафизику.

Система Кантовской критической философии

Система критической  философии Канта состоит из двух основных частей: теоретической и  практической. Связующим звеном между  ними оказывается учение Канта о  целесообразности в двух ее формах: объективной (целесообразность природы) и субъективной (постигаемой в  «суждениях вкуса» и эстетических переживаниях). Все главные проблемы критицизма сводятся к одному вопросу: «что такое  человек?» Этот вопрос суммирует  более частные вопросы человекознания: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?».

Теоретическая философия  отвечает на первый вопрос (равносильный указанному выше вопросу о возможности  априорных синтетических познаний), практическая – на второй и третий. Изучение человека может осуществляться либо на трансцендентальном уровне, когда выявляются априорные принципы человечности, либо на эмпирическом, когда человек рассматривается в том виде, как он существует в природе и обществе. Исследованием первого рода занимается «трансцендентальная антропология» (вбирающая в себя основоположения трех кантовских «Критик»), вторая же тема, сама по себе гораздо менее философская, разрабатывается «антропологией с прагматической точки зрения».

 

Учение  Канта о чувственности и рассудке

Принципы теоретической  философии изложены И. Кантом в «Критике чистого разума». «Критика» решает проблему источников, возможности и  границ априорного синтетического познания. Все компоненты понятия «априорное синтетическое познание» играют исключительно важную роль в философии  Канта. Познание, по Канту, это такое истинное суждение, которое имеет объективные основания для признания его истинным, т. е. такое суждение, истинность которого может быть строго доказана.

Априорным Кант считал знание, истинное независимо от опыта. Критерием априорного знания является строгая всеобщность и объективная  необходимость. Синтетическими Кант называл  суждения, предикат которых не мыслится в субъекте, а извне прибавляется к нему (например, «тела имеют  тяжесть»). Синтетическим суждениям  противоположны аналитические, предикат которых заранее смутно мыслится в субъекте и извлекается из него по закону тождества (например, «все тела протяженны»).

Аналитические суждения всегда априорны, эмпирические – всегда синтетичны. Синтетические суждения расширяют знание, аналитические  – разъясняют уже имеющиеся понятия. Уточняя, Кант давал понять, что аналитические  суждения являются суждениями о словах и правилах их употребления, синтетические – о вещах и их отношениях. Возможность априорных синтетических суждений, утверждал философ, не очевидна, хотя сам факт их существования не подлежит сомнению. Они имеются в «чистой математике» и «общем естествознании». В метафизике как науке о трансцендентном они невозможны.

Возможность априорных  синтетических суждений в математике и естествознании показаны Кантом в  двух главных разделах «Критики чистого  разума» – «Трансцендентальной  эстетике» и «Трансцендентальной  аналитике». Эти и другие разделы  основной части «Критики» (помимо которой  в «Критику» входит прикладное «Учение  о методе») раскрывают структуру  познавательных способностей человека. Кант говорит о «двух стволах» человеческого познания: чувственности  и рассудке. В «Трансцендентальной  эстетике» Кант разобрал устройство человеческой чувственности. Чувственность трактуется им как способность испытывать воздействия со стороны предметов. Результатом такого воздействия оказываются ощущения. Форма чувственности априорна.

Кант различал внешнее  и внутреннее чувство. Формой внешнего чувства он называл пространство, формой внутреннего – время. Время  «шире» пространства, так как его  законы распространяются не только на внешние, но и на внутренние эмпирические созерцания. Однако внутренняя психическая  жизнь, считал он, невозможна без внешней (на этом положении основывается кантовское «опровержение идеализма»). Априорность форм внешнего и внутреннего созерцания означает возможность предвосхищения законов чувственного опыта еще до этого опыта, т. е. означает возможность a priori познавать предметы возможного опыта в математике.

Чувственности противостоит мышление или рассудок в широком смысле слова. Рассудок характеризуется активностью, или «спонтанностью», и оперированием общими понятиями. Главным действием рассудка Кант считал суждения. Априорные формы рассудка и вытекающие из них познания рассматривались Кантом в «Трансцендентальной аналитике», разделе, являющемся композиционным центром всей «Критики».

Философ классифицировал  «элементарные понятия» рассудка, составляя  таблицу этих понятий (категорий). Он насчитывал четыре группы категорий, параллельных четырем классам суждений:

  • 1) Категории количества (куда входят понятия единства, множественности и целокупности);
  • 2) Качества (реальность, отрицание, ограничение);
  • 3) Отношения (субстанция-акциденция, причина-действие, взаимодействие);
  • 4) Модальности (возожность-невозможность, существование-несуществование, необходимость-случайность).

Информация о работе Иммануил Кант