Формирование личности Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ исторического портрета Александра II.
Среди основных задач можно выделить следующие:
Рассмотреть воспитание и характер императора;
проанализировать внешнюю политику в период царствования Александра II;
показать основные направления во внутренней политике;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Формирование личности Александра II
Детские и юношеские годы…………………………………………………12
Женитьба и воцарение………………………………………………………24
Глава II. Внешняя и внутренняя политика
2.1 Отмена крепостного права…………………………………………………..27
2.2 Буржуазные реформы………………………………………………………..32
2.3 Внешняя политика…………………………………………………………...38
Глава III. Последние годы правления и гибель………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….53
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

Александр II.doc

— 811.00 Кб (Скачать файл)

Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» - адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.

В 1861-1874 годах была проведена  серия военных реформ.

В 1874 году был издан  устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону, призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников)64. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней :в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование – до полугода65.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что новая система  предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным).

Военные расходы, вызванные  Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время  заставило правительство выйти  из рамок бюджета. Правительство  брало кредиты за границей, прибегало  к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Для увеличения государственных  доходов был принят ряд мер, одна из которых - отмена винных откупов.

При Екатерине II частные лица «откупали» право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось «акцизом» (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).66

Россия начала терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I67. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков»68. Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о  значении классицизма, она не вошла  в нравы нашего общества.

Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.

Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

 

2.3 Внешняя  политика

 

Внешняя политика России при Александре II была направлена прежде всего на решение восточного вопроса. Поражение в Крымской войне подорвало международный авторитет России, привело к утрате ею преобладающего влияния на Балканах. Нейтрализация Черного моря делала беззащитными южные морские границы страны, препятствовала развитию Юга и тормозила расширение внешней торговли.

Главной задачей российской дипломатии была отмена статей Парижского трактата. Для этого необходимы были надежные союзники. Англия продолжала оставаться самым опасным противником России из-за соперничества в Закавказье и Средней Азии. Австрия сама пыталась закрепиться на Балканах. Турция в своей политике ориентировалась на Англию. Пруссия была еще слаба. В наибольшей степени интересам России отвечало сближение с Францией, соперничавшей с Англией в Средиземноморье.69 Для усиления своих позиций на Востоке Россия по-прежнему делала ставку на освободительную борьбу христианских народов против Турции.

Во главе российского внешнеполитического ведомства с апреля 1856 г. стоял талантливый политик и дипломат Александр Михайлович Горчаков (1798-1883 гг.).

Горчаков заботился  о согласии держав, настаивая на исключительном праве России отстаивать свои национальные интересы70. Добиваясь сближения с Францией, он попытался вывести Россию из международной изоляции.

В марте 1859 г. состоялось заключение русско-французского договора о благожелательном нейтралитете России в случае войны Франции и Сардинии против Австрии. Но вскоре убедившись в нежелании Франции гарантировать свою поддержку российских интересов на Востоке, Россия обратилась к сближению с Пруссией. В 1863 г. была заключена военная конвенция с Пруссией, которая облегчила царскому правительству борьбу с Польским восстанием.71

Россия поддержала стремление прусского канцлера О. фон Бисмарка к объединению германских земель. Эта дипломатическая поддержка помогла Пруссии одержать победу в войнах с Данией (1864 г.), Австрией (1866) и Францией (1870-1871). На Лондонской конференции держав, подписавших Парижский трактат (январь-март 1871 г.), Россия добилась отмены запрета держать военный флот на Черном море и строить военные арсеналы на Черноморском побережье.

Торговые связи со Средней Азией, столь важные для российской экономики, осложнялись из-за постоянных междоусобиц в этом регионе. Беспокойство русского правительства вызывали попытки английской дипломатии через афганского эмира воздействовать на Кокандское и Хивинское ханства. В 1864 г. было начато решительное наступление на среднеазиатские ханства72.

Весной 1866 г. начались успешные военные действия против бухарского эмира. Бухарский эмир в марте 1868 г. объявил «священную войну» против русских, но потерпел поражение и в июне был вынужден подписать унизительный договор.

Последним крупным ханством была Хива. Но прежде чем приступить к ее завоеванию, российское правительство приняло меры к ослаблению напряженности в отношениях с Англией. После длительных переговоров в 1873 г. было заключено русско-английское соглашение о признании Афганистана нейтральной зоной и о предоставлении Хивы «попечению» России. В феврале 1873 г. русские войска начали поход на Хивинское ханство. В мае 1873 г. столица ханства Хива была окружена и капитулировала, в августе хивинский хан подписал мирный договор и признал вассальную зависимость от России.

После подавления восстания в Коканде (1875-1876) 19 февраля 1876 г. Россия объявила о включении Коканда в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Бухарское и Хивинское ханства, сильно уменьшившись в размерах, сохранили номинальную независимость. В 1878-1879 гг. Англия оккупировала Афганистан и установила над ним протекторат73.

В конце 70-х годов началось наступление России на туркменские племена.

Русская администрация проводила свою политику в присоединенных среднеазиатских государствах с учетом местных традиций. На Среднюю Азию распространялось российское законодательство. Прекратились междоусобные войны. Наличие свободных земель вызвало поток переселенцев из России и других соседних стран.

На Кавказе с продвижением войск России подчинялись все новые области.

В апреле 1873 г. была заключена русско-германская военно-оборонительная конвенция. В том же году Россия и Австро-Венгрия подписали политическую конвенцию, к которой присоединилась Германия. Так был оформлен «Союз трех императоров».

Летом 1875 г. Разразился новый ближневосточный кризис. Несмотря на требования европейских держав, Турция отказывалась уравнять в правах с мусульманами христианское население провинций Болгария, Босния и Герцеговина. В Боснии и Герцеговине вспыхнули восстания.

Не добившись уступок  дипломатическими средствами, 12 апреля 1877 г. Александр II издал манифест о войне с Турцией74. Обеспокоенная успехами России, Англия послала военную эскадру в Мраморное море и вместе с Австрией угрожала разрывом дипломатических отношений в случае захвата русскими войсками Константинополя.

19 февраля (3 марта) 1878г.  в Сан-Стефано был подписан  мирный договор России с Турцией. Турция признала независимость Сербии, Черногории и Румынии, передавала России Южную Бессарабию и крепости Каре, Ардаган и Батум. На Балканах создавалось Болгарское княжество, что фактически означало обретение болгарами независимости.75

Под нажимом Англии и  Австро-Венгрии Россия была вынуждена передать статьи договора на международное обсуждение. Дипломатическому поражению России способствовала позиция Бисмарка, взявшего курс на сближение с Австро-Венгрией. На Берлинском конгрессе (июнь-июль 1878 г.) Сан-Стефанский мирный договор был изменен: Турции возвращалась часть территорий, в том числе крепость Баязет, сумма контрибуции сокращалась в 4,5 раза, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия получила остров Кипр76.

Дальневосточная политика России была связана с колонизацией этого края и развитием русско-китайской торговли. Айгунский договор 1858 г. и Пекинский договор 1860 г. о разграничении земель дополнились соглашениями о морской и сухопутной торговле. В отношениях с Японией существовала проблема «неразделенного» совместного владения Сахалином по Симодскому договору 1855 г. Япония активно заселяла Сахалин. 25 апреля 1875 г. Россия и Япония подписали в Петербурге договор о передаче Японии Курильских островов взамен японской части Сахалина77.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Последние годы правления и гибель

 

Несмотря на свои либеральные взгляды, Александр II твердо был уверен в правильности существующего в России монархического строя. Позже, незадолго до смерти, он пересмотрит свои взгляды и займется проектом конституции, дабы перейти к конституционной монархии, однако этим его планам не суждено будет свершиться…

Поначалу либеральная часть российской интеллигенции полностью поддерживала все начинания нового царя, рассчитывая и на свое участие в процессе общественного преобразования. Но, по прошествии некоторого времени, стало понятно, что все реформы будут проводиться непосредственно царем и правительством в тех пределах, которые они считают необходимыми, и прислушиваться к рекомендациям либеральной общественности никто, собственно говоря, и не собирается78.

Информация о работе Формирование личности Александра II