Выдающиеся личности в дизайне: Марианна Брандт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, реферат

Описание работы

Жизнь и творчество единственной женщины в Баухаусе - Марианны Брандт, создателя множества интереснейших дизайнерских разработок (посуда, светильники, предметы интерьера)

Файлы: 1 файл

реферат_Марианна Брандт.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

 

 

 

  

                                        РЕФЕРАТ

 

 

 

по дисциплине:     История дизайна

на тему:    Выдающиеся личности в дизайне: Марианна Брандт

 

 

 

                                         Москва  –  2012 г.

 

          Содержание

 

 

Введение

Баухаус… Любой человек, так или иначе прикасавшийся к истории дизайна, архитектуры, живописи несомненно слышал об этом уникальном явлении.

Баухаус (Bauhaus) - художественное объединение, возникшее в Германии в одноименном учебном заведении (Высшей школе строительства и художественного конструирования). Несмотря на относительно небольшой период существования (с 1919 по 1933 гг.), мастера Баухауса внесли неоценимый вклад в развитие абсолютно всех дизайнерских дисциплин. Имена, связываемые с Баухаусом, по сей день приводят в трепет, ведь среди них ведущие архитекторы и художники-авангардисты: И.Иттен, Л.Мохой-Надь, П.Клее, В.Кандинский, Л.Фейнингер, О.Шлеммер, Г.Маркс, Ю.Шмидт, Г.Штёльцль.

Марианну Брандт называли «железной  леди» Баухауса. Она была одной  из немногих женщин, которой удалось  пробиться и найти свое место среди целой когорты выдающихся мужчин-архитекторов, художников и дизайнеров. Впрочем, засилье мужчин объясняется тем, что в то время профессия дизайнера была почти исключительно мужской - представить себе женщину в промышленном дизайне в период становления профессии, тесным образом связанной с требованиями индустрии и массового производства, было практически невозможно. Тем не менее, в двадцатые годы ХХ века Марианна Брандт не только уверенно и по праву заняла заметное место в европейском дизайне, но и во многом опередила свое время на многие годы.

В наше время Марианну Брандт знают, прежде всего, как промышленного дизайнера, автора множества серийно реализованных проектов, определивших, в некоторой степени, внешние черты предметной среды интерьеров XX века. Среди ее самых известных работ - посуда и светильники, а также мебель и детские игрушки. При этом ее еще хорошо знают, как фотографа, и гораздо в меньшей степени - как живописца и графика, а также автора интереснейших фото-коллажей.

О том, как развивалась творческая карьера этой талантливой женщины, и пойдет речь в данной работе.

 

1. Жизнь до Баухауса

 

                   

Жизнь Марианны Брандт можно разделить  на 3 важных периода: до Баухауса, затем  работа в его составе, и жизнь  после Баухауса. Вне всяких сомнений, именно второй период жизни стал для  нее самым плодотворным и значимым.

До переломного в жизни Марианны Брандт 1923 года, когда она впервые  узнала о Баухаусе, она была вполне удачливым живописцем. Получив диплом Высшей школы изобразительного искусства  Великого герцогства Саксония, она  плодотворно работала и активно участвовала в выставках. В 1922 году Марианна решила добавить к диплому живописца еще и диплом скульптора, и записалась на курс по скульптуре.

В 1923 году, будучи уже тридцатилетней, опытной и довольно известной  художницей, она попала на выставку «Государственный Баухаус: 1919 -1923», где экспонировались работы мастеров и студентов из Веймара. Эта выставка полностью изменила ее представление о том, куда ей надо двигаться дальше. Вернувшись в свою мастерскую, Брандт сожгла все свои работы, и первого января следующего, 1924 года официально стала студенткой Баухауса.

Позднее Брандт объясняла свой приход в Баухаус еще и практическими соображениями: «Я оставила карьеру свободного художника и пошла в Баухаус потому, что двум живописцам (Марианна Брандт имела в виду своего мужа художника Эрика Брандта) тяжело поддерживать постоянный приличный заработок исключительно одним только изобразительным искусством, за которое никто не платит. Но помимо этого Баухаус обладал для меня каким-то волшебным притяжением».

Скорее всего, «волшебное притяжение»  стояло все же на первом месте, так  как полное уничтожение своих ранних работ практическими соображениями объяснить довольно сложно.

 

2. Баухаус

2.1. Студент-подмастерье

Несмотря на то, что к моменту поступления в Баухаус Марианна Брандт была уже  дипломированным живописцем, свою учебу она начала с базовых курсов. Ее преподавателями стали Йозеф Альберс (Josef Albers), Ласло Мохоли-Надь (Laszlo Moholy-Nagy), Василий Кандинский и Пауль Клее (Paul Klee). Одна из ее студенческих работ «Композиция с основными цветами и формами», сделанная под руководством В.Кандинского, осталась в коллекции учителя на всю жизнь.

Однако одним из главных  учителей в ее жизни стал, пожалуй, мастер Ласло Мохоли-Надь. С первых дней в Баухаусе, Марианна Брандт начала заниматься в его мастерской фото-коллажами, а летом 1924 года Марианна Брандт стала подмастерьем в его мастерской по металлу. Выбора по большому счету не было. Позднее Брандт вспоминала: «…В то время мне не очень нравилась живопись, которой они там занимались, и я не чувствовала, что смогу двигаться в этом направлении. Монументальная живопись мне была совсем не интересна, а в мастерской по тканям не нравилась тамошняя атмосфера. Было бы интересно заниматься деревом, но там требовалась большая физическая сила. В общем, я обсудила этот вопрос с Мохоли, и мы решили, что металл - это то, что нужно…»

Ценность обучения в Баухаусе того времени заключалась не только в общении с Учителями, но и в том, что учебный процесс был тесно интегрирован в практическую проектную деятельность мастерских. Студенты не только изучали теорию, но и могли тут же применить ее на практике, и даже потом увидеть свой проект реализованным в серийном производстве.

Удивительно, что некоторые вещи, ставшие позднее едва ли не главными визуальными идентификаторами Баухауса, как дизайнерской школы, были сделаны Марианной Брандт в этот первый год ее работы в мастерской по металлу. Например, ее знаменитый заварочный чайник, растиражированный сейчас тысячами изображений на плакатах, книжных обложках и даже попавший на немецкие почтовые марки, был сделан именно в 1924 году.

                

Несмотря на успешные проекты, мастерская не очень гостеприимно приняла Брандт - ведь всегда считалось, что металл не женское дело. Марианна писала: «Мне давали всю самую неинтересную, нудную и монотонную работу. Невозможно сосчитать, сколько полусфер я терпеливо выколотила, считая, что так и надо, что начинать всегда сложно. Но потом все наладилось, и мы подружились».

В 1925 году Баухаус переехал из Веймара в Дессау. Марианна Брандт решила уйти  в академический отпуск и почти на год уехала к мужу в Париж. Там она практически всецело посвятила себя созданию коллажей, используя для своих работ немецкие и французские газеты и журналы. Материалом служило все: фотографии, заголовки, фрагменты текста, буквицы, рекламные объявления. Добавляя авторские фотографии и используя свой талант художника-графика, Марианна создавала уникальные коллажи.

 

 

     

 

 

       

 

 

 

Она собрала их своих коллажей настоящее портфолио и попыталась с помощью него получить место дизайнера-графика, однако результат ее поисков неизвестен. Скорее всего, более-менее значимого места ей найти так и не удалось.

2.2. Мастер по металлу

В 1927 году Марианна Брандт вернулась из Парижа в Дессау. Она получила однокомнатную квартиру-студию в жилом корпусе здания Баухауса и из подмастерья превратилась в полноправного работника мастерской по металлу. Это было уже настоящее рабочее место, на котором Марианна начала получать зарплату. Помимо проектирования, в ее обязанности входило также ведение переговоров с заказчиками и производителями.

С этого года начался самый активный и яркий период для Марианны Брандт. Она стала профессионально востребованной, у нее было множество заказов и предложений работы, ее проекты шли в производство один за другим, она стала прилично зарабатывать, и при этом ее разработки приносили неплохой доход Баухаусу.

                 

 

                   

                   

     

 

Марианна много проектировала с освещением и формой для него - она одна из первых придумала шинные системы и регулируемое освещение. Совместно с Хансом Прзирмбелем была разработана система такого освещения для новых зданий Баухауза в Дессау. Также оказался крайне удачным их совместный проект: стол Kandem и прикроватные лампы. Некоторые из ее конструкций освещения были запущены в производство фирмами Körting и Матисен в Лейпциге.

 

 

 

После нескольких реализованных проектов и подписания выгодных контрактов с производителями светильников, Марианна Брандт была назначена исполнительным директором мастерской по металлу.

 

Но успех не заставил ее остановиться и «почивать на лаврах». Она продолжила свое обучение, и в 1928 -1929 годах основной выбранной специализацией становится фотография.

                                Автопортрет Марианны Брандт, 1929 г.

 

 

 В 1929 году, ставшем для Марианны переломным, она продолжала руководить мастерской, и даже активно включилась в теоретическую полемику о Баухаусе. В ответ на скептическую статью Наума Габо (Naum Gabo) «Дизайн?» («Gestaltung?»), Брандт публикует программный ответ «Баухаус-стиль». Габо называет баухаусовский дизайн «поверхностным и анти-конструктивистским, имеющим весьма слабое отношение к современному развитию общества». Притом, основными примерами служат работы мастерской по металлу, выполненные либо самой Марианной Брандт, либо под ее руководством. В 20-е годы, когда дизайн служил предметом бурных идеологических споров, Брандт приходилось принимать вызов и отвечать обидчику тем же оружием - печатным словом. Она делала акцент на технологическом и даже научном подходе к проектированию в мастерской по металлу: «… автор совсем не знает нас, если полагает, что мы стараемся создать некий стиль, и что, к примеру, круглая лампа была создана исключительно из-за любования чистыми формами сферы и цилиндра. В наши дни мы должны отталкиваться от совокупности функциональных идей, почерпнутых из опыта практической работы и наших проектов, которые мы неоднократно перепроверяем и просчитываем. Конечно, без интуиции и общего чувства равновесия не обойтись… да, мы делаем ошибки - это неизбежно, но с каждым днем их становится все меньше и меньше…».

В статье Брандт причисляла себя и своих коллег по Баухаусу к числу инженеров-конструктивистов, ориентирующихся в первую очередь на функциональность проекта, его практическую ценность и возможности внедрения в производство. Это было ответом на обвинения в формализме, выдвинутые Наумом Габо.

Однако в том же, 1929 году, Брандт стала всерьез задумываться об уходе из мастерской. В своем письме к Хансу Майеру она пожаловалась, что ее должность требует все больше административной работы, переговоров с заказчиками и производителями, а времени на проектирование почти не остается, и что она уже готова к серьезным переменам.

3. Жизнь после Баухауса

В рекомендательном письме, которое было написано ее главным учителем Ласло Мохоли-Надем, он рекомендовал Марианну как свою «лучшую и самую изобретательную ученицу», отмечая, что «90 % баухаусовских проектов принадлежат ей».

Это письмо позволило Марианне устроиться в берлинское проектное бюро к Вальтеру Гропиусу - отцу-основателю Баухауса, к тому времени уже оставившему пост директора Школы. В Берлине Брандт продолжила заниматься промдизайном, проектируя мебель, посуду, интерьеры, однако, несмотря на отличные отзывы самого Гропиуса, тот начал постепенно уменьшать поток заказов для нее. И всего через пять месяцев Брандт была вынуждена искать новое место работы.

Новым работодателем Марианны стала фабрика металлоизделий Руппельверк (Ruppelwerke), где она была назначена главой дизайн-отдела прикладного искусства. К сожалению, при переходе в стан непосредственных производителей, Брандт тут же потеряла былую творческую свободу и не нашла на новом месте единомышленников среди коллег. Но, несмотря на это, ее влияние на продукцию завода было огромным, и ей удалось во многом перестроить их производственную линейку.

                           

                           

Новый экономический кризис в начале 30-х годов заставил Брандт поменять и эту работу.

Более десяти лет спустя после того, как она сожгла свои старые холсты, она снова вернулась к масляной живописи.

В тридцатые годы многие из мастеров закрытого нацистами Баухауса уехали в США. Но оттуда они едва ли могли помочь своим коллегам, оставшимся в Германии. С 1935 года ситуация продолжала ухудшаться. При Третьем Рейхе слово «Баухаус» в биографии почти автоматически закрывало любые возможности трудоустройства. В 1939 году Марианна решила поучаствовать в конкурсе на дизайн обложки модного журнала «Новая линия», но ее имя оказалось лишь на семьдесят девятом месте.

В 1945 году в результате бомбардировок был разрушен ее дом в Хемнице, и большая часть работ и личного архива была утеряна.

После войны Марианна Брандт осталась в ГДР, где, как и при национал-социалистах, причастность к Баухаусу была нежелательным фактом биографии. Но бывшие коллеги по Баухаусу оставались друзьями и старались помогать друг другу. Например, Вальтер Гропиус присылал Марианне из США  посылки, в которых были мука, сахар, иглы для швейной машинки, гвоздики для починки обуви… Брандт отвечала ему: «…распаковывая Вашу посылку, я плачу от радости и чувства благодарности».

Информация о работе Выдающиеся личности в дизайне: Марианна Брандт