Введение в графику и рисунок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:23, реферат

Описание работы

Термин «графика» охватывает две группы художественных произведений: рисунок и печатная графика. Различие их – во взаимоотношении между художником и зрителем. Рисунок художник делает для себя. Предназначен для внутреннего употребления. Подобен монологу; существует только в одном экземпляре.
Печатная графика (эстамп, книжная иллюстрация,..) – часто выполняется на заказ, рассчитана на многих. Это не всегда рисунок, который для размножения гравированный на дереве или на металле. Это особая композиция, специально задуманная в определенной технике.

Файлы: 1 файл

Виппер Введение в историческое изучение искусства конспект.docx

— 15.86 Кб (Скачать файл)
    1. Графика.

Различные классификации искусства; наиболее распространенной является классификация  на пространственные и временные  искусства. К пространственным искусствам относят архитектуру, скульптуру, живопись (формы развертываются в пространстве); а к временным искусствам –  музыку, мимику, поэзию (формы существуют во времени). Дальнейшая классификация  – использование художественных средств (прямые, или непосредственные, и косвенные, или непосредственные, искусства). Непосредственные: музыка, поэзия, мимика (без особых инструментов и материалов), косвенные: архитектура, скульптура, живопись. Искусства с одним измерением не существует; живопись – два измерения; скульптура и архитектура – в трех измерениях; музыка, мимика, поэзия – в четырех измерениях.

Графика – самое популярное из изобразительных искусств; множество  трактовок: «искусство грифеля» (М.Клингер), «искусство бумажного листа» (А.Свиридов). Графика во многих случаях является подготовительной стадией для других искусств (в качетсве эскиза, наброска). В то же время она – популяризатор произведений других искусств (репродукционная графика).  Принципиальное отличие графики от живописи – совершенно особое отношение между изображение и фоном, специфическое понимание пространства. Если живопись по существу своему должна скрывать плоскость изображения (холст, дерево) для создания объемной пространственной иллюзии, то художественный эффект графики состоит в своеобразном конфликте между плоскостью и пространством.  Термин «графика» - греческого происхождения, происходит от «graphein» - скрести, царапать, писать, рисовать. 

Термин «графика» охватывает две  группы художественных произведений: рисунок и печатная графика.  Различие их – во взаимоотношении между  художником и зрителем. Рисунок художник делает для себя. Предназначен для внутреннего употребления.  Подобен монологу; существует только в одном экземпляре.

Печатная графика (эстамп, книжная  иллюстрация,..) – часто выполняется на заказ, рассчитана на многих. Это не всегда рисунок, который для размножения гравированный на дереве или на металле. Это особая композиция, специально задуманная в определенной технике.

РИСУНОК

Начала восходят к древнейшим периодам истории человечества; уже в эпоху  палеолита – рисунки животных, процарапанные или нарисованные. Можно проследить эволюцию: от процарапывания до рисунка, от контура – к силуэту, к штриховке, к тону, красочному пятну.  Только в эпоху готики и раннего  Возрождения живопись начинает отделяться от архитектуры (в виде алтарной и  станковой  картины). Именно с этого  момента и начинается история  графического искусства как самостоятельной  области.

Древнейшие материалы для рисования  с раннего Средневековья вплоть до 15 века (в Германии до 16 века) были деревянные дощечки. Их первоисточниками являлись древнеримские вощеные  таблички (из букового дерева, квадратной формы, величиной с ладонь, грунтовали костяным порошком, иногда обтягивали пергаментом). Рисовали на них металлическим грифелем или штифтом.  Иногда их соединяли в альбомы.

Более утонченным материалом для рисования  был пергамент, который изготовлялся из различных сортов кожи, грунтовался  и полировался.  Пергамент вытесняет  бумага (ранее ее делали из древесного луба, была рыхлая и ломкая) . В Европе бумагу изготовляли из льняных тряпок. Художники стали использовать бумагу лишь в 14 веке.  Бумагу проклеивали и грунтовали.  Для того, чтобы избежать грунтовки (неприятный желтоватый оттенок), стали примешивать светло-голубую краску. В конце 15 века голубая бумага появляется в Венеции. В 16-18 веках применяли цветную бумагу (синяя, серая, светло-коричневая, розовая). Розовая бумага – в академиях для рисунка обнаженной модели.

Инструменты рисования. Различные  классификации.  Австрийский ученый Г.Лепорини предлагает делить на три группы: 1) Линейный рисунок пером и штифтом. 2) Рисунок кистью. 3) Тональный рисунок мягкими инструментами. Советский же специалист А.А.Сидоров предлагает другую классификацию: 1) сухие инструменты (штифт, карандаш, уголь) 2) мокрые, или жидкие (кисть, перо)

  1. Металлический грифель. До конца 15 века наряду с пером – он самый распространенный.  Был чаще подготовительным средством: для наброска композиции,  которую потом разрабатывали пером, сангиной или итальянским карандашом.  Свинцовый грифель – дает мягкие, легко стирающиеся линии.
  2. Серебряный грифель. Любимый инструмент для 15 века. Представляет собой металлический грифель с припаянным к нему серебряным наконечником (работы ван Эйка, ванн дер Вейдена, Дюрера).  Серебряные грифели бывают самой разнообразной формы, иногда украшены статуэткой (например, мадонны).  Серебряным грифелем рисовали только на грунтованной и тонированной бумаге, причем его линии почти не стираются (ранее стирали хлебным мякишем, резинки появляются только в конце 18 века). Штрихи этого грифеля почти не имеют тона, они тонкие, бестелесные и поразительно ясные при своей мягкости. Требует от художника точности, не допускает поправок. Контур и легкая штриховка внутренних форм. Его эффект – строгость, простота.  Гольбейн Младший, умбрийская школа во главе с Перуджино и Рафаэлем. В 19 веке серебряный грифель снова переживает расцвет (Энгр и прерафаэлиты). Причина упадка серебряного грифеля – эволюция рисунка от линии к пятну и тону, + появление опасного конкурента – графитного карандаша.

Информация о работе Введение в графику и рисунок