Воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественной предметно-практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет: Воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественной предметно-практической деятельности.
Задачи:
Изучить литературу о понятии художественного воспитания;
Рассмотреть формы и методы художественного воспитания дошкольника.
Рассмотреть понятие и классификацию предметно-практической деятельности;
Изучить педагогический опыт по художественному воспитанию дошкольника средствами предметно-практической деятельности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме художественного
воспитания детей дошкольного возраста……………..….5
1.1. Художественное воспитание: понятие, критерии
художественной воспитанности……………………………………5
1.2. Формы и методы художественного воспитания дошкольника…16
1.3 Возрастные особенности средней группы…………………….….18
Вывод ………………………………………………………………...…...20
Глава II. Предметно-практическая деятельность как средство
художественного воспитания……………………………....21
2.1. Предметно-практическая деятельность: понятие, роль в развитии
детей дошкольного возраста………………………………………21
Анализ педагогического опыта по художественному воспитанию
дошкольника средствами предметно-практической
деятельности……………………………………………………….26
Художественная деятельность по декоративно-прикладному
искусству в средней группе одно из средств воспитания
дошкольников……………………………………………………..29
Вывод…………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………34
Литература………………………………………..……………………...36

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ1.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Задача состоит не в том, чтобы сделать из каждого воспитанника грамотного исполнителя, а в том, чтобы использовать огромный потенциал практической деятельности для более интенсивного и гармоничного развития ребенка. Поэтому на занятиях, разумеется, могут использоваться в числе других методов и средств и карточки с заданиями. Однако содержащаяся в них информация должна объективно моделировать такую ситуацию, которая заставляла бы воспитанника активно осмысливать стоящую практическую задачу, искать пути ее решения, а не просто выполнять.[20, 99]

 

2.2 Анализ педагогического  опыта по художественному воспитанию дошкольников средствами предметно-практической деятельности

 

Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий  достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.[7, 35]

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

1. Образец хорошей  работы.

2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.

3. Новаторство, свои  педагогические находки, открытие  нового педагогического знания.

Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает  опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:

- высокая результативность  в формировании знаний, умений, навыков,  уровня воспитанности, в развитии учащихся;

- творческая новизна  опыта, новаторские начинания  педагога;

- длительность функционирования  опыта (развивая и совершенствуя  систему работы, педагог добивается  стабильных высоких результатов);

- актуальность темы  опыта, перспективность.

- научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;

- рациональный расход  времени на достижение высоких  результатов с помощью оригинальных  методик.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей сада возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция воспитателя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский). Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.

Программа «Природа и  художник» Т. А. Копцевой нацелена на формирование у детей дошкольного  возраста целостных представлений  о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства  решаются проблемы экологического и художественного воспитания подрастающего поколения.[9, 14]

Данное пособие адресовано воспитателям и педагогам изобразительного искусства детских садов и  учебно-воспитательных комплексов. В  результате органичного взаимодополнения содержания творческих заданий второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада решается проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.

Содержание художественно-экологической  программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

На занятиях по программе  «Природа и художник» мир природы  выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного  воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.[9, 21]

 

2.3. Художественная деятельность по декоративно-прикладному искусству в средней группе одно из средств воспитания дошкольников

 

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для  формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.[7, 105]

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные  нормы, свой опыт поведения, отношение  к людям. Интенсивно формируются  нравственные чувства ребенка.[7, 137]

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется  как процесс целенаправленного  воздействия средствами искусства  на личность, благодаря которому у  воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

 В качестве средства  эстетического воспитания целесообразно использовать декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

 Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

 Организация занятий по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира

Декоративно-прикладное искусство является источником художественной деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно-прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.[17, 9]

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать  мир, развивает в детях нестандартность  мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться  и наблюдать, а также видеть в  реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, в совокупности все направляет на развитие творческих способностей.

 Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка,  воспитывающими в нем чувство  красоты, любознательности являются  народные игрушки. В детском  саду с раннего возраста малыши  знакомятся с народными игрушками  (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). Именно в дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымка, гжель, хохлома, филимоновская игрушка, русская матрешка и другие – все это расширяет кругозор и создает большое пространство для воображения и творчества.

Отбирая мотивы народных росписей и орнаментов для воспроизведения  их в детских работах, учитывается  доступность техники изображения  и степень выразительности образов  в узорах.

Выполняя работы по мотивам  народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.[18, 64]

Декоративное рисование  вводится со средней группы. Детям  этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. В  средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфетки, полотенца и т. п. То есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги.

 Со среднего возраста  в декоративном рисовании важно  формировать чувство формы. Для  этого надо обращать внимание  дошкольников на характерные  особенности каждой из форм  и соответственное расположение элементов. Педагог должен отметить зависимость выразительности узора то соответствия композиции форме.

 Поскольку в средней  группе дети впервые осваивают  все элементы узора и простейшие  композиции, то образец, предлагаемый  для прямого следования, применяется всякий раз при освоении новой композиции, или нового элемента. В процессе исполнительской части деятельности на первых занятиях широко применяется индивидуальный показ, по необходимости – совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм.

 В средней группе  следует особенно следить за  тем, чтобы на одном занятии  не было сразу двух новых  задач – освоения нового элемента  и новой композиции. Новые элементы  осваиваются при создании узора  на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя элементы и цветовые пятна. При начальном освоении композиции на квадрате следует использовать знакомые элементы.

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение строится от простого к сложному. В процессе обучения технике рисования дети учатся подбирать и сочетать цвета друг с другом.

 Так постепенно  можно переходить к творчеству. После того как технические  навыки у детей сформированы начинаем развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.[13,74]    

Вывод

 

Предметно-практическая деятельность - это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное сенсорное познание действительности.

Мышление - это всегда искание и открытие существенно  нового.

Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий  достигать хороших результатов  в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Программа - термин, в переводе означающий «предписание», то есть предварительное описание предстоящих событий или действий.

 Также выделили три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта и критерии обобщения педагогического опыта.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для  формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации.

 В процессе художественной предметно-практической деятельности декоративно-прикладное искусство является одним из средств воспитания детей. Декоративно-прикладное искусство оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

 

 

Заключение

 

Художественное воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в ребенке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественного воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что предметно-практическая деятельность является одним из основных средств художественного воспитания.

Информация о работе Воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественной предметно-практической деятельности