Воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественной предметно-практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет: Воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественной предметно-практической деятельности.
Задачи:
Изучить литературу о понятии художественного воспитания;
Рассмотреть формы и методы художественного воспитания дошкольника.
Рассмотреть понятие и классификацию предметно-практической деятельности;
Изучить педагогический опыт по художественному воспитанию дошкольника средствами предметно-практической деятельности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме художественного
воспитания детей дошкольного возраста……………..….5
1.1. Художественное воспитание: понятие, критерии
художественной воспитанности……………………………………5
1.2. Формы и методы художественного воспитания дошкольника…16
1.3 Возрастные особенности средней группы…………………….….18
Вывод ………………………………………………………………...…...20
Глава II. Предметно-практическая деятельность как средство
художественного воспитания……………………………....21
2.1. Предметно-практическая деятельность: понятие, роль в развитии
детей дошкольного возраста………………………………………21
Анализ педагогического опыта по художественному воспитанию
дошкольника средствами предметно-практической
деятельности……………………………………………………….26
Художественная деятельность по декоративно-прикладному
искусству в средней группе одно из средств воспитания
дошкольников……………………………………………………..29
Вывод…………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………34
Литература………………………………………..……………………...36

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ1.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребёнок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством замысла, поэтому в этой главе будут освещены те выразительные средства, которые характерны для детей именно старшего дошкольного возраста.[10, 113]

Одним из самых доступных для детей средств выразительности является цвет. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому- то определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым. В чём причина? Что это - предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребёнок-дошкольник может  использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечён изображением, скорее его содержанием, и делает своеобразный “подарок” (Е.А. Флёрина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением, является применение нескольких ярких цветов сразу.

К примеру, яркий осенний  колорит солнечного дня контрастирует  с тёмно-серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру.

Многими исследователями  детского рисунка замечено применение детьми цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами дети обычно изображают любимых героев, животных, приятные события и явления, а тёмными “грязными” - не любимых героев, объектов, явлений и т.д. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые тона, а неприятных - холодные.

Подрастая, ребёнок может  более тонко чувствовать и  передавать колорит разных времён года, состояния погоды и даже времени  суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках старших дошкольников.

Многими исследователями  детского рисунка отмечено, что иногда дети используют цвет однозначно, земля - всегда чёрная, коричневая, небо - синее, солнце - желтое, красное, трава - зелёная и т.п. То есть цвет не является выражением отношения ребёнка, а лишь средством обозначения предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.

Н.П. Сакулина, Л.А. Раева  в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира - снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым. В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к реальному, и “не подражательный”. У ребёнка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.[15, 13]

Другое средство выразительности, используемое дошкольником, - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Так, дети старательно  рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.

Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребёнок строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На поляне деревья - справа и слева. Цветы - с одной стороны и с другой и т.д.

Как и взрослые, дошкольники  нередко используют приём гиперболизации - преувеличение каких-то признаков. Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребёнок нарисовал серые  тучи, которые закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и  других объектов, сообщая о том, что скоро будет дождь, гроза.

Девочка изобразила цветы  на поляне, которые “выросли” до облаков, были больше домов и деревьев. Для этой девочки важно было показать красоту, яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.

Композиция - это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся  как с сюжетами, передающими развёрнутое  повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развёрнутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам - дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребёнок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет детей избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.[6, 37]

Детям очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер, раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребёнок использует и такое средство, как агглютинация - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств разных предметов  - курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом, цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев.

В выразительном рисунке  форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур. Мальчик увидел в море дельфинов, и они так поразили его воображение, что он нарисовал двух больших дельфинов, тщательно прорисовывая их, давая изгибающийся хвост “чтобы они плавали”. В данном случае дельфины явились центральными “фигурами” рисунка.

Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 6-7 лет наблюдается  уже сознательное использование  цвета, формы, построение рисунка, выразительных  средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании.[14, 165]

Художественное постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Художественная воспитанность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений - этика, труда - техническая эстетика, дизайн.[6, 79]

С эстетическим идеалом, как части художественной воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком художественной воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.

С элементом любования  тесно связана общая способность  к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных  чувств и глубокого духовного  наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной художественной воспитанности.

Естественно, что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью художественного суждения о художественных явлениях в искусстве и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия художественной воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично соединились, слились и художественная развитость, и художественная образованность, и главные элементы художественной воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней художественной зрелости детей.[6, 82]

Уровень художественной воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания педагоги стремятся к оптимальному уровню художественной воспитанности. Другими словами, основную цель художественного воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом художественной воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает художественную воспитанность детей недостаточной, ограниченной.

Измерение художественной воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями художественной воспитанности попадают, прежде всего, способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько дети общаются с художественными предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Для художественной воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

Наконец, к социальным критериям художественной воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Художественная воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношения детей. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени художественной воспитанности человека.[1, 48]

 

 

1.2 Формы и методы художественного воспитания дошкольников

 

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности - потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности - потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.[16, 24]

Каждой группе задач художественного воспитания соответствуют свои методы.

Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом художественной действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

Информация о работе Воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественной предметно-практической деятельности