Вокально-хоровое творчество Г.В. Саиридова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:25, реферат

Описание работы

Георгий Васильевич Свиридов — один из весьма своеобразных художников. Мощный революционный порыв, суровая героика революционных лет остро запечатлелись, в сознании будущего композитора, а позднее отразились и в его сочинениях. Своеобразие творческого облика Свиридова прежде всего выражено в ярко национальном, глубоко русском складе его натуры, в русском характере его дарования, выросшего из подлинно народного, крестьянского корневища.
Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.

Файлы: 1 файл

семинар свиридов.docx

— 28.59 Кб (Скачать файл)

Оратория создавалась на стихи поэтов-декабристов А. Одоевского, Ф. Глинки, В. Кюхельбекера, К. Рылеева, А. и М. Бестужевых. А заключительная часть — на стихи А. Пушкина «К Чаадаеву». Это произведение о России, о судьбе ее народа, о ее первых революционерах, посягнувших на монархию, об их трагедии, о надеждах на будущее обновление. «...Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена». Оратория «Декабристы», или «Песни вольницы», не исполнялась. Композитор тогда не завершил этой работы, хотя в клавире оратория была почти закончена. Опыт же ее сочинения имел огромное значение для дальнейшего творчества Свиридова в вокально-симфонических жанрах.  
     В том же 1955 году начинается, а в следующем завершается работа над «Поэмой памяти Сергея Есенина. Через год созданы пять произведений для смешанного хора а саррellа. Во всех этих сочинениях тема Родины, сыновней любви к русской земле звучит в полный голос.  
     В 1959 году возникает поразившая необычайностью замысла, масштаба, своеобразием музыкально-выразительных средств «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского.  
     Появление «Патетической оратории» было крупным событием в советской музыке. В 1960 году оратория была удостоена Ленинской премии. 

Творческий путь Свиридова 50—60-х годов логичен и закономерен. От «Декабристов» и«Поэмы памяти Сергея Есенина» через «Патетическую ораторию» путь этот пролегает по русской почве и идет к «Курским песням», тематизм которых, тексты и образы почерпнуты из вечного, животворящего источника народного искусства. «Курские песни» для смешанного хора и симфонического оркестра были завершены автором в 1963 году.  
     Созданием «Курских песен» композитор вносит новый и очень ценный вклад в советскую музыку. Произведение это весьма характерно для своего времени с его новым интересом к народному творчеству. (Вслед за «Курскими песнями» Свиридова в советской музыке возникают другие сочинения такого рода в различных жанрах: «Русская тетрадь» В. Гаврилина для голоса с фортепиано, «Песни вольницы», Фортепианная соната и опера «Виринея» С. Слонимского, в которых различно и по-новому используются народно-песенные богатства.) 

В 1960-е годы композитор работает преимущественно в жанре кантаты. Наподобие есенинских «маленьких поэм» у композитора возникает замысел «маленьких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. Есенина, «Грустные песни», в 1970-е – «Барка жизни» и «Несказанный свет» (известной в другой редакции под названием «Ночные облака», все – на слова А. Блока). Среди завершенных кантат 1960-х – 1970-х гг. – «Курские песни» и «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова.  
     В 1967 году создается маленькая кантата на слова Б. Пастернака «Снег идет» для женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического ансамбля в трех частях.  
     В 1960-е гг. композитор пишет музыку к кинофильмам «Метель» по повести А. С. Пушкина и «Время, вперед!» по роману В. Катаева, получившие поистине всенародное признание.  
     В конце 1950-х годов композитор впервые пробует себя в жанре хоровой музыки без сопровождения (Пять хоров на слова русских поэтов, 1958). В этом жанре особенно интенсивно композитор работает в 1970-е – 1990-е гг. В это время появляются несколько десятков отдельных хоровых миниатюр, хоровых циклов, поэмы и концерты для хора.   

К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), замыслы цикла для баса с оркестром «Из Пушкина» и кантаты «Золотой сон» на слова Н. Рубцова, концерт для хора «Пушкинский венок» и др. сочинения.

В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии», куда должны были войти, наряду с хорами без сопровождения, части, написанные для солистов, хора и оркестра. Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров – была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал в своем Первосвятительском слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией». Болезнь и смерть (в ночь с 5 на 6-е января 1998 г.) застигли композитора в момент подготовки к печати рукописи этой последней работы, ставшей своеобразным «Реквиемом» Свиридова. 

Черты хорового письма:

1. Главенствующее положение занимает  сфера вокальных жанров, мир композитора  – человеческий голос;

2. Тяготение к народной музыке, ее интонациям, ладам, ее внутреннему  духу и содержанию;

3. Основа хоров – мелодический  пласт, покоящийся на сопровождении (инструмента или других голосов);

4. Характерная диатоничность мелодий, яркость;

5. Тональная гармония, неподвижна  на долгом протяжении, неуловимый  штрих – наложение аккорда;

6. Тональная сдержанность. В большинстве  хоров – одна, несменяемая тональность (даже в смежных частях циклов);

7. Ритмика – отличается простотой, однако бывает и изысканно  прихотливой (как в хоре «У  берега зеленого» из кантаты  «Ночные облака»);

8. Типы хоровой фактуры:

1) Выразительность свиридовских аккомпанементов. В хоровых произведениях всегда происходит расслоение музыкальной ткани на два пласта – главный и вспомогательный (сопровождение). Так под мелодию подкладываются выдержанные звуки, в «другом» тембре (или другая группа смешенного хора, соло, или разные приемы звукоизвлечения – закрытым ртом, на гласный звук и т.д.).

2) аккордовый, хоральный тип («Вечером  синим», «Ты запой мне ту песню»). Полифонической фактуры в классическом  виде не найти, так как смешение, переплетение линий мешает, по  мнению композитора, выражению поэтической  мысли. А Свиридов ценил предельную  четкость слова.

9. Важнейший принцип – сцепление  слова и музыки. Никогда не  подчиняет слово музыке, не иллюстрирует  текст, он прочитывает главную  мысль, главное настроение стиха, и его музыка усиливает слово  – она форма выражения стиха  и мысли («Об утраченной юности»);

10. Использует поэзию Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока, Маяковского, Прокофьева.

 


Информация о работе Вокально-хоровое творчество Г.В. Саиридова