Хоровое творчество Юрия Фалика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Имя петербургского композитора Юрия Александровича Фалика (19362009) известно не только в России, но и за рубежом. Удивительные грани его таланта раскрывались постепенно — сначала он зарекомендовал себя как исполнитель-виртуоз (победа на Международном конкурсе виолончелистов в Хельсинки), затем как инструментальный композитор, несколько позже — как автор хоровой и вокальной музыки

Содержание работы

Введение.
Глава I. Хоровые миниатюры и циклы миниатюр
• Основные художественные тенденции хорового искусства 60-80-х годов XX века.
• Начало пути.
• Ранние хоровые сочинения.
Глава II. Хоровые концерты
• Хоровой KOHijepm второй половгты XXвека.
• К понятию «хоровая концертностъ».
• Хоровые концерты Юрия Фалика.
Глава III. Сакральные жанры
• «Новая сакралъностъ» в хоровой музыке конца XX века
• «Литургические песнопения».
• «Месса».

Файлы: 1 файл

Хоровое творчество Юрия Фалика.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Хоровое творчество Юрия Фалика

 

Оглавление: 

Введение.

Глава I. Хоровые миниатюры и  циклы миниатюр

• Основные художественные тенденции  хорового искусства 60-80-х годов XX века.

• Начало пути.

• Ранние хоровые сочинения.

Глава II. Хоровые концерты

• Хоровой KOHijepm второй половгты XXвека.

• К понятию «хоровая концертностъ».

• Хоровые концерты Юрия Фалика.

Глава III. Сакральные жанры 

• «Новая сакралъностъ» в хоровой музыке конца XX века

• «Литургические песнопения».

• «Месса».

Введение: 

Имя петербургского композитора Юрия Александровича Фалика (19362009) известно не только в России, но и за рубежом. Удивительные грани его таланта раскрывались постепенно — сначала он зарекомендовал себя как исполнитель-виртуоз (победа на Международном конкурсе виолончелистов в Хельсинки), затем как инструментальный композитор, несколько позже — как автор хоровой и вокальной музыки. Параллельно разворачивалась педагогическая деятельность Фалика, а в последние десятилетия он активно концертировал как симфонический дирижёр.

В пёстрой музыкальной палитре  современности творчество этого  художника предстаёт как самобытное явление. За годы разносторонней творческой деятельности он создал значительное количество сочинений в разных жанрах - это и симфоническая, и камерно-инструментальная, и вокально-хоровая музыка. Среди наиболее известных - одноактный балет-мистерия ' «Тиль Уленшпигель», опера, «Плутни Скапена», симфонии, концерты для оркестра, квартеты, а также музыка к драматическим спектаклям, романсы, вокальные циклы, где представлены самые различные сферы образности — от высоко интеллектуального размышления до ироничного гротеска.

При всём многообразии творческих устремлений Фалик уделяет значительное внимание хоровой музыке. Его хоровое наследие представлено различными жанрами - это миниатюра-и хоровой концерт, поэма и хоровой цикл, православные песнопения и католическая ординарная месса. Хронологически оно укладывается в, рамки четырёх десятилетий, (1969 — 2008). Период активной композиторской- работы, в жанре хоровой миниатюры, и хорового цикла разных масштабов приходится на 70-80-е годы - время переосмысления в отечественной музыке существующих и возрождения старинных жанров, прошедшее под знаком неоромантизма.

Кульминацией этих десятилетий  для Фалика станет создание хоровых концертов.

В 90-е годы композитор активно работает с текстами православного молитвослова, а также сочиняет католическую мессу. Это время интенсивного возрождения и развития духовных жанров, получившее название «новой сакральности», или новой религиозной волны. В 2000-е годы работа в хоровой сфере продолжается в избранных направлениях, но становится менее интенсивной по сравнению с предыдущими десятилетиями - Фалик создаёт несколько светских и духовных хоровых циклов.

Композитор не сразу обратился к хоровой музыке, но однажды соприкоснувшись с ней, почувствовал вкус к хоровой фактуре, хоровому звуку и очень скоро обрёл свой стиль письма. Яркие мелодии инструментального характера, блестящая «хоровая инструментовка», терпкие гармонические созвучия, богатство и изощрённость ритма позволяют слушателю узнать его музыку буквально с первых тактов.

Индивидуальность фаликовского стиля складывается- из. сочетания универсальности мировосприятия и самобытности музыкального языка, склонности к усвоению нового и уважительного отношения к традиции. Последнюю он понимает не как мёртвое и отжившее явление, но как динамичную структуру, несущую в себе «зачатки потенциальной изменчивости"1. По мнению композитора, художник,, отказывающийся от традиции, не имеет почвы под ногами.

Воспитанный на отечественной музыке XX века, прежде всего на сочинениях Прокофьева, Мясковского и Шостаковича, влияния которых он, как и большинство его современников, не избежал, в 60-е годы- Фалик воспринимает авангардные техники, но авангардистом не становится.

Своеобразными маяками среди композиторов XX столетия были* для* него две фигуры. Прежде всего, назовём имя Витольда Лютославского

1 Чернов А. Феномен традиции  как культорологическая проблема // Традиции в контексте русской  культуры: вып. 6. — Череповец, 1999. — С. 5. крупнейшего композитора польской школы. Изобретательность его оркестрового письма, разнообразие тембровых красок, найденные в результате авангардистских поисков, безусловно, повлияли на оркестровый стиль Фалика. Многие принципы работы с музыкальной тканью были перенесены и в область хоровой музыки.

Другим «богом» в музыкальном мире, по словам самого Фалика2, стал для него Игорь Стравинский, чье творчество зарубежного периода было заново «открыто» советскими композиторами после снятия железного занавеса в 60-е годы XX века. Параллели с творчеством И. Стравинского заметны, прежде всего, в области ритма и инструментального концертирования. Вплоть до последних дней Фалик продолжал учиться на партитурах этих двух корифеев, сохраняя чуткость ко всему новому, неустанность творческого поиска в соединении с интеллектуальным контролем, исключительную продуманность сочинений до мельчайших подробностей.

Музыка Фалика широко известна. Нет  ни одного сочинения, которое бы «лежало в столе». Первым исполнителем его квартетов был выдающийся коллектив - Квартет имени Танеева, многие его концерты написаны в расчёте на исполнительскую манеру или сильные стороны того или иного музыканта или коллектива. Так были созданы Скрипичный концерт для Виктора Либермана, Виолончельный - для Натальи Гутман, концерт для оркестра «Симфонические этюды» для оркестра Рождественского.

В 1979 году появился блестящий хоровой  концерт «Поэзы Игоря Северянина» - яркий образец хорового стиля композитора. К 1990-м годам хоровые жанры заняли равное положение с инструментальными, и сейчас Фалика с полным правом можно назвать художником, обладающим. 2

Смотреть на партитуры Стравинского для меня величайшее наслаждение: продумано всё до мельчайших штрихов, до артикуляционных деталей. Стравинский всегда находился в движении, шёл вперёд, искал новое. Так же и Лютославский всю свою творческую жизнь искал новые идеи, техники, стили. Примером и ориентиром ему в этом был Стравинский». — Цит. по: Ванилихина О. Юрий Фалик. Концерт для хора a cappella «Поэзы Игоря Северянина». К проблеме концертности как черты стиля: дипломная работа.-СПб., 1997.-С. 131-132. самобытным хоровым стилем. Доказательством тому служит факт, что его сочинения исполняются лучшими хоровыми коллективами, звучат в крупнейших городах России и зарубежья. Многие из них имеют посвящения, например, хоровой концерт «Поэзы Игоря Северянина» и «Литургические песнопения» были написаны для хора Петербургской Капеллы, обладающего мощным tutti. Ряд сочинений последних лет возник благодаря активному сотрудничеству композитора с хорами Б. Тевлина и JT. Лицовой.

Несмотря на большой исполнительский  интерес, исследовательская литература о Фалике немногочисленна. Единственная монография, о написанная Е. А. Ручьевской , издана в 1981 году и охватывает период творчества до 1979 года. Книга содержит обзор основных сочинений всех жанров, что позволяет судить о творческом облике Фалика и чертах его стиля. Среди изданных статей особо выделяется обзорная статья А. Климовицкого4, автор которой акцентирует внимание на самых показательных инструментальных произведениях. При этом сама работа была написана в 1976-78 годах, т.е. приблизительно в то же самое время, что и монография Е. Ручьевской.

В названных исследованиях основное внимание музыковедов сосредоточено на инструментальных сочинениях, и это не удивительно. В начале творческого пути Ю. Фалик зарекомендовал себя как яркий инструментальный композитор5, и его хоровая музыка Фалика не попала в сферу активного музыковедческого интереса. К тому же, его фигура оказалась в тени крупнейших корифеев хоровой музыки второй половины XX века - Г. Свиридова, Р. Щедрина, В. Гаврилина.

Исследовательская литература о хоровых  сочинениях Фалика фактически ограничена лишь одной достаточно полной статьёй  Ж. Макеевой

3 Ручьевская Е. Юрий Фалик. — Л., 1981.

4 Кпимовицкий Л. Юрий Фалик  // Композиторы Российской Федерации: выпуск 5. — М.,1994. - С.279

321.

5 Напомним, что Фалик — прекрасный виолончелист. Блистательно начиналась его карьера как солиста - инструменталиста, он был лауреатом международных виолончельных конкурсов, но впоследствии полностью сосредоточился на композиции. Среди наиболее известных сочинений два концерта для оркестра, «Элегическая музыка памяти И. Стравинского».

Некоторые особенности хорового письма Ю. Фалика»6. Однако в ней затронуты только произведения, созданные до 90-го года, т.е. в поле внимания исследователя не попадают духовные композиции. Этот пробел

-1 частично восполнен в статье  Г. Овсянкиной , где идёт речь  об одном из духовных сочинений - Мессе - в аспекте поэтики католических жанров.

Заметным вкладом в изучение жанра хорового концерта в творчестве о 

Ю. Фалика стала дипломная работа О. Ванилихиной , где дан детальный  анализ одного из ярчайших сочинений  композитора - хорового концерта «Поэзы Игоря Северянина» - с точки зрения концертности.

На сегодняшний день хоровое  творчество Фалика и его авторский  стиль мало изучены, многие произведения ещё не введены в научный обиход. Отсутствует обобщающий труд о его  хоровых сочинениях, составляющих одну из ведущих областей творчества. Это определяет актуальность исследования и позволяет считать хоровое творчество и хоровой стиль композитора, достойным диссертационного исследования, объектом которого стали хоровые сочинения Фалика, а предметом — его хоровой стиль. Цель настоящего исследования - представить хоровое творчество Фалика в историко-стилевом и жанровом контексте русской хоровой музыки последней трети XX столетия. Актуальность исследования определяется также тем, что изучение современной музыки является одним из приоритетных направлений в музыкальной науке.

Хоровая музыка Ю. Фалика рассматривается  нами как целостное явление, имеющее  внутреннюю эволюцию и обладающее * специфическими эстетико-стилевыми  характеристиками. В процессе работы автором были поставлены следующие задачи:

• • дать, аналитическое описание наиболее показательных с* точки  зрения стиля хоровых сочинений  композитора;

6 См.сб. Русская хоровая музыка. - Краноярск, 2004. - С. 146-164.

7 Овсянкина Г. Concerto della Passione и Месса Юрия Фалина в аспекте поэтики католических культовых жанров // Музыкальный Миллениум. - Петрозаводск, 2000. — С. 121-133.

8 Ваншшхина О. Юрии Фалик.  Концерт для хора a cappella «Поэзы Игоря Северянина». К проблеме концертности как черты стиля: дипломная работа. - СПб., 1997.

• вписать их в контекст отечественной  хоровой музыки последней трети XX века;

• выявить жанрово-стилевую эволюцию хорового творчества композитора;

• определить важнейшие стилевые константы творчества Фалика. Теоретической базой исследования послужили работы о тенденциях и важнейших явлениях в хоровом искусстве последней трети XX века. Среди них труды Г. Григорьевой, Е. Долинской, Ю. Паисова, А. Тевосяна, И. Батюк, М. Дынник, Ю. Фроловой, а также исследования Е. Ручьевской, А. Климовицкого, Ж. Макеевой, О. Ванилихиной, посвященные творчеству Фалика.

При анализе хоровых концертов  были затронуты вопросы классификации  данного жанра и теории хорового концертирования. Выявляя специфику  последнего, мы опирались на теоретические и эстетико-стилевые понятия, выдвинутые JI. Раабеном, М. Таракановым, М. Арановским, Н. Ахмеходжаевой, Г. Батичко, JI. Рязанцевой, Н. Герасимовой-Персидской, Г. Григорьевой, М. Лобановой, Е. Дуковым, Е. Назайкинским.

Большинство хоровых концертов  Ю. Фалика создано на тексты поэтов Серебряного века, что вызвало необходимость обозначить универсальные стилевые категории поэзии названного периода и обратиться к литературоведческим исследованиям М. Гаспарова, И. Минераловой, Н. Богомолова, О. Ронена, Н. Тамарченко, Ю. Безелянского, Б. Туха.

В главе о духовных сочинениях затрагиваются  не только музыкально-стилевые, но и  эстетико-философские понятия: В  ходе исследования мы привлекали религиозно-философские  источники — работы П. Евдокимова, П. Флоренского, Е. Трубецкого, А. Меня, а также музыковедческие исследования о «новой сакральности» - прежде всего, это труды Н. Гуляницкой, JI. Раабена, В. Мартынова, Т. Левой, Е. Долинской. Специфика духовных сочинений обусловила обращение к литургическому музыковедению - фундаментальному труду И. Гарднера по истории богослужебного пения9.

Новизна работы состоит в следующем:

• Диссертация представляет собой  первую монографическую работу по заявленной теме. Впервые хоровое наследие Фалика представлено в максимально широком аналитическом охвате и рассматривается как самостоятельная область творчества;

• Многие сочинения введены в  научный обиход впервые;

• Обозначена жанровая и стилевая эволюция хорового творчества композитора;

• Концертностъ выдвигается как важнейшая  стилевая константа; под концертностью понимается, прежде всего, виртуозное хоровое исполнительство и различные способы его проявления;

• Многие положения и выводы работы базируются на информации, почерпнутой  из личных бесед с композитором.

Методология исследования определяется традицией отечественного историко-теоретического музыкознания. Его основу составляет комплексный подход к художественному материалу. В процессе исследования применялись различные методы анализа: целостный, трактующий сочинение в единстве его содержания и формы, контекстуальный, позволяющий сопоставить хоровые сочинения не только между собой, но и соотнести их с произведениями других композиторов. Избирательно мы пользовались методом хороведческого анализа, позволяющим раскрыть особенности использования и сочетания певческих партий, а также фактурно-тембровую специфику сочинений.

Терминологический аппарат сочетает элементы теоретических систем Г. Батичко  и Г. Григорьевой. В ходе исследования мы будем пользоваться следующими терминами:

Информация о работе Хоровое творчество Юрия Фалика