Трагедия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:22, доклад

Описание работы

Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, tragōdía, буквально — «козлиная песнь», от τράγος, tragos — «козёл» и ᾠδή, ōdè — «песнь») — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.
Действие, разворачивающееся в трагедии - это результат свободного выбора трагедийного героя. Через трагедию зритель приходит к катарсису (очищению).

Содержание работы

Введение
1. Трагедия – жанр драматургии
1.1.Понятие «жанр». Классификация жанров
1.2. Понятие «трагедия»
2. История развития трагедии
2.1.Греческая трагедия
2.2. Римская трагедия
2.3.Трагедия в эпоху Возрождения
2.4.Трагедия в Новое время
2.5. Трагедия соцреализма
3. Специфические черты
3.2. Единство действия
3.3. Герой трагедии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Трагедия.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                 

 

Тема: «Жанр трагедия»

Введение

1. Трагедия  – жанр драматургии

1.1.Понятие  «жанр». Классификация жанров

1.2. Понятие «трагедия» 

 

2. История  развития трагедии

            2.1.Греческая трагедия

2.2. Римская трагедия

2.3.Трагедия  в эпоху Возрождения

2.4.Трагедия в Новое время

2.5. Трагедия соцреализма

 

3. Специфические черты

3.2. Единство действия

3.3. Герой трагедии

 

  Заключение

 

Литература

 

 

 

 

 

 

Тема: «Жанр трагедия»

 

Введение

 

Драма (drama /греч./ – действие) – один из трех родов литературы, наряду с лирикой и эпосом, написанный в диалогической форме и предназначенный для сценического воплощения.

Драма принадлежит и  театру и литературе; являясь первоосновой спектакля, она одновременно воспринимается и в чтении.

Драма сформировалась на основе эволюции театрального представления: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее возникновение как рода литературы.

В буквальном переводе с  древнегреческого языка драма означает «действие».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Трагедия – жанр драматургии

1.1.Понятие  «жанр». Классификация жанров

ЖАНР – это вид  произведений, принадлежащих к одному и тому же роду.

Жанр объединяет группу произведений, близких по поэтической структуре.

Драматические жанры:

трагедия

драма (жанр)

драма в стихах

мелодрама

иеродрама

мистерия

комедия

водевиль

фарс

Хотелось бы подробнее  рассмотреть жанр трагедии.

 

1.2. Понятие «трагедия»

 

Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, tragōdía, буквально — «козлиная песнь», от τράγος, tragos — «козёл» и ᾠδή, ōdè — «песнь») — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

Действие, разворачивающееся в трагедии - это результат свободного выбора трагедийного героя. Через трагедию зритель приходит к катарсису (очищению). Трагедийный герой не имеет характера, поскольку зритель смотрит на происходящее его глазами. Для существования трагедии необходимо наличие четких моральных устоев и этических понятий. А так же наличие трагедийного героя — человека, обладающего особыми моральными качествами. Этот жанр зародился в Древней Греции, затем исчез на довольно длительный период, возродился вновь в эпоху ренессанса, затем существовал в эпоху классицизма. В XX веке жанр трагедии возник вновь в связи с появлением философского направления экзистенциализма.

 

2. История развития трагедии 

 

2.1.Греческая трагедия

 

Понятие "трагедия" связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса.

Греческая трагедия не что иное как сценическое разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к реальности. Мастера греческой трагедии - Эсхил, Софокл.

 

2.2. Римская трагедия

 

Сохраняя формы древнегреческой, римская трагедия последовательно усиливала внешние эффекты, сосредоточиваясь на показе кровавых злодеяний. Ярчайшим представителем древнеримской трагедии был Сенека, воспитатель императора Нерона, создававший свои произведения по мотивам и на материале древнегреческих трагедий (Эдип, Агамемнон, Геракл безумный, Медея, Федра и др.). Многие римские трагедии были предназначены не для постановки на сцене, а для чтения.

 

2.3.Трагедия в эпоху Возрождения

 

«Золотым веком» трагедии считается  эпоха Ренессанса. Наиболее яркие  образцы трагедии этого времени  дал английский театр, и, конечно, в  первую очередь — У.Шекспир. Основу сюжетов английской трагедии составляли не мифы, а исторические события (либо легенды, приобретавшие статус реальности — например, Ричард III Шекспира). В отличие от античной, ренессансная трагедия имела свободную сложную композицию, обладала неизмеримо большей динамикой, выводила на сцену многочисленных персонажей. Отказ от строгих композиционных канонов, — при сохранении главных типических черт жанра, — сделал ренессансную трагедию вечной, актуальной во все времена. Это справедливо не только для английской, но и испанской трагедии Возрождения (в современном театре широко ставятся трагедии Лопе де Вега, Кальдерона).

Германия – Грифиус: жизнь — жестокое, кровавое действо накануне конца истории, и задача трагического персонажа — окончательный нравственный выбор вечного блаженства или вечных мук.

Французская классицистская трагедия возродила форму античной, отказавшись  только лишь от хора. Свое законченное  и совершенное выражение классицистская трагедия приобрела в драматургии  П.Корнеля и особенно — Ж.Расина - трагедия «высокого стиля» с непременным соблюдением так называемых «трёх единств» (времени, места, действия); эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.

Для трагедии Ренессанса характерен отказ от полной чистоты жанра, истинно трагические сцены перемежались комическими интермедиями.

 

2.4.Трагедия в Новое время

 

Реальность буржуазного общества оказалась критической для самого существования жанра.

Англия:  Дж. Байрон - основа содержания его произведений   не мир, а индивид с его душой.

Австрия: Ф. Грильпарцер сталкивает «барочный» стройный образ мира с опустошённостью современности;

Германия: К. Ф. Хеббель пытается возродить героическую действительность через трагедию, изнутри её.

Россия: реализм даёт убедительные образцы трагической драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого); родство с жанром трагедии сохраняет «историческая драма» А. С. Пушкина и А. К. Толстого.

 

2.5. Трагедия  соцреализма

 

В литературе социалистического реализма получили выражение трагические конфликты современности, основанные на непримиримом столкновении враждующих сил истории. Победа героического начала, гибель не по собственной вине или ошибке («трагической вине» в классической трагедии), трагическая катастрофа не как исход, а как преодолеваемый рубеж, — всё это даёт основание исследователям называть даже наиболее трагедийную революционную драму — «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского — героической драмой. В ряду героической драмы рассматривают также «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Орла на плече носящий» И. Л. Сельвинского, воплощающих трагическое начало в революционной, антифашистской и социальной борьбе.

 

Для театрального искусства 20 в. характерна тенденция смешения жанров. Однако признаки трагедии отмечаются в драматургии всех стилевых течений — экспрессионизме, реализме, экзистенциализме, романтизме, абсурдизме и т.д. Этому, несомненно, способствовало то обстоятельство, что 20 в. наполнен масштабными трагическими событиями, оказавшими серьезное воздействие на судьбы всего мира: Первая Мировая война, революция, Вторая Мировая война.В жанре трагедии работали такие разные по творческой манере и уровню дарования драматурги 20 в., как А.Луначарский и Ф.Г.Лорка, М.Горький и Р.Роллан, В.Вишневский и Ж.Жироду, К.Тренев и Ж.Ануй, А.Корнейчук и Ж.П.Сартр, Б.Брехт и С.Беккет, и многие другие.

 

3. Специфические черты

 

 Первое фундаментальное  теоретическое исследование трагедии  предпринял древнегреческий философ  Аристотель в своей Поэтике  в 4 в. до  н. э. Он определил  основные признаки трагедии, на  которые теоретики театра ссылаются  и сегодня.

 

3.1. Конфликт трагедии

 

Неотъемлемой частью любого произведения является конфликт,  который лежит в основе действия.

Конфликт – столкновение двух противоборствующих сил за разрешение проблемы. Бывает внешний и внутренний; разрешенный и неразрешенный.

Конфликт бывает социальный, исторический, психологический.

В трагедии конфликт более  выражен, чем в других драматургических жанрах.

Основу трагедии составляет столкновение личности с миром, обществом, судьбой, выраженные в борьбе сильных  характеров и страстей. Но, в отличие от обычной драмы, трагическая коллизия обычно завершается гибелью главного героя.

Обязательный составляющий элемент трагедии — масштабность событий. В ней всегда идет речь о  высоких материях: о справедливости, любви, принципах, нравственном долге и т.п. Вот почему героями трагедии часто становятся персонажи, занимающие высокое положение — монархи, полководцы и т.п.: их поступки и судьбы оказывают решающее влияние на историческое развитие общества. Герои трагедии решают кардинальные вопросы бытия. При этом неизбежная гибель героя в финале отнюдь не означает пессимистического характера трагедии. Напротив, стремление противостоять складывающимся обстоятельствам дает обостренное ощущение торжества нравственности, обнажает героическое начало человеческой сущности, вызывает осознание непрерывности и вечного обновления жизни. Именно это позволяет зрителю достичь  т. н. катарсиса (очищения), и показывает глубокое родство трагедии с темой циклического умирания и обновления природы.

 

3.2. Единство действия

 

Принцип композиционного построения трагедии – единство действия.

Об этом Аристотель в  своей Поэтике написал: «…части событий должны быть так составлены, что при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целого» (Поэтика, гл.8). Таким образом, канон единства действия подразумевает отображение только тех событий, которые оказывают значимое воздействие на судьбу главного персонажа.

.

3.3. Герой трагедии

 

Особый интерес представляет герой трагедии. Аристотель утверждал, что героем трагедии не может быть ни идеальный человек, ни «вполне негодный», но лишь тот, «…кто не отличается особенной добродетелью и справедливостью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке…» (Поэтика, гл.13). Только судьба такого героя может возбудить в зрителе жалость, сострадание и страх. Двойственность восприятия обусловливаются тем, что не только слабости героя, но и его достоинства, благие намерения в трагедии также приводят к роковым, губительным последствиям. Это рождает у зрителя напряженное сопереживание герою, оказавшемуся заложником обстоятельств.

Разницу между трагедией  и другими жанрами в драматургии  можно продемонстрировать простым примером. Произведение В. Шекспира «Ромео и Джульетта» часто ошибочно называют трагедией, но это произведение не является трагедией, поскольку всё происходящее с персонажами является чередой случайностей, а не результатом их выбора. В то время как произведение Шекспира «Гамлет» есть трагедия в её чистом виде — Гамлет сам делает свой выбор, он отказывается от всего, чтобы выполнить свой долг, но поскольку этот долг противоестественен для него, тем самым он обрекает себя на гибель. Но совершает он всё совершенно осознанно.

 

 

 

  Заключение

Таким образом, трагедия – один из основных видов драматургии. Она имеет жанровую устойчивость, так как предмет изображения  – проблемы бытия, нравственности. Трагедия рождает в сердцах зрителей сильный душевный подъем, сложное чувство сопереживания к происходящему на сцене, в котором переплетаются страх за героя, сострадание к нему. Историческое развитие трагедии происходило весьма драматично, жанр переживал самые разнообразные трансформации, при этом сохраняя свои основополагающие черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000;

2. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. Собр. соч. в 3-х т.т. Т. 2, М., 1948;

3. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978;

4. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957;

5. Гармаш Т. В поисках утраченной трагедии. Современная драматургия, 1990, № 6;

6. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991;

7. Ищук-Фадеева Н. И. Жанры русской драмы. Тверь, 2003;


Информация о работе Трагедия