Теоретические обоснования проблемы в воспитании культуры детей на занятиях хореографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.

Содержание работы

Введение

Глава I Теоретические обоснования проблемы в воспитании культуры детей на занятиях хореографии.

1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания дошкольников.
1.2 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

Глава II Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии.

2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей
2.2 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст (подростковый),

от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст (юношеский).

 

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так  как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

 

К 6-7 годам дети усваивают  понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание  от восприятия прекрасного. Проявляется  потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.

 

7-11 лет (1-3 класс) - в этом  возрасте происходят качественные  и структурные изменения головного  мозга (он увеличивается). Происходят  изменения и в протекании основных  нервных процессов - возбуждения  и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети  требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять  свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание  добиться результатов, даже если  не понимают цели или не  имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

 

11-14 лет (4-8 класс) - в этот  период происходят быстрые количественные  изменения и качественные перестройки  в организме. Ребенок быстро  растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета  и мышц происходит перестройка  моторного аппарата, которая может  выражаться в нарушениях координации  движений (говорят: стал таким  неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.

 

Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез  внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что  с ними происходит, что побуждает  их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности  -оно исходит из желания быть и считаться взрослым.

 

Эмоциональное состояние  характеризуется силой чувств и  трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным - это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность - родная сестра подлости» [11, с. 45]. Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается.

 

 

Для этого возраста занятия  могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.

 

15-17 лет (9-11 классы) - в физиологическом  отношении это период интенсивного  развития мускулатуры, продолжение  развития мозга. Юноши и девушки  готовы к физической и умственной  нагрузке. Формируются убеждения  и мировоззрение, возникает потребность  понять себя, смысл жизни. Встает  проблема выбора профессии. Возникает  желание быть замеченным, хочется  выделиться. Появляется самостоятельность  в суждениях. Юности свойственно  состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по  хореографии должны строиться  с полной нагрузкой. Педагог  может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.

 

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без  учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

 

2.2 Методы воспитательной  работы в хореографическом коллективе  и их воздействие на повышение  активности детей

 

В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного  характера. Воспитывает все, что  связано с участием детей в  коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные  и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные  беседы, лекции на этические темы формируют  маленького человека, развивают в  нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается  на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.

 

Формы можно условно разделить  на основные, дополнительные и формы  художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание  музыки, знакомство с творчеством  мастеров хореографии. Такой работой  можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или  индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для  детей время. К формам художественно-эстетического  самообразования относятся: самостоятельное  изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих  знаний в области хореографии.

 

Методы можно разделить  на словесные, практические, наглядные [7, с. 38].

 

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей  является наглядный метод. Исполнительское  мастерство педагога-руководителя, его  профессиональный показ порой восхищает  детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным  показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят  методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный  и выразительный показ, но и его  возможные ошибки. Дети подражают  своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

 

Педагог применяет в своей  работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной  подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому  искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста  личности. Интеллектуальное чувство, которое  испытывает ребенок в процессе овладения  знаниями - это та ниточка, на которой  держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень  крепким и необходимым. Занятия  становятся интересными, и тогда  ребенок видит результаты своих  усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать  и укреплять.

 

В целях повышения эффективности  воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.

 

Каждый педагог, в зависимости  от степени владения теми или иными  методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует  от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой  не сразу понимают педагога. Это  бывает от неумения ребенка слушать  и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается  постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви  к детям при использовании  этого метода.

 

Для повышения нравственного  потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно  обновлять и обогащать используемые формы и методы. Воспитательную функцию  берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие  у детей в коллективе единой, нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес.

 

У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают  педагоги, которые на начальном этапе  работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую  постановочную работу на несложных  танцевальных элементах. Это придает  стимул детям в учебно-тренировочной  работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких  целей, достижение которых требует  больших возможностей, чем те, которыми они обладают [7, с. 39].

 

Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.

 

Каждое занятие, каждый шаг  в овладении детей исполнительским  мастерством рассматривается как  поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное  единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и  благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного  влияния коллектива на личность, о  которой мечтает вдумчивый воспитатель» [17, с. 49].

 

К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические  нормы, которые имеют большое  воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом  и учениками, наличие здорового  мнения в коллективе и активного  творческого процесса побуждает  детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.

Информация о работе Теоретические обоснования проблемы в воспитании культуры детей на занятиях хореографии