Теоретические обоснования проблемы в воспитании культуры детей на занятиях хореографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.

Содержание работы

Введение

Глава I Теоретические обоснования проблемы в воспитании культуры детей на занятиях хореографии.

1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания дошкольников.
1.2 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

Глава II Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии.

2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей
2.2 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

      • учащиеся имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;

      • учащиеся умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;

      • увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;

       • значительно улучшились темпо-силовые показатели у всех детей;

       • учащиеся знают основы правильного дыхания при движении;

       • учащиеся освоили хореографическую нумерацию точек класса, знают основные направления движения, умеют использовать пространство класса относительно зрителя;

       • учащиеся сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего занятия.

       На основании критериев музыкально-ритмического (слух, ритм) и эмоционального развития (пластическая передача характера и настроения музыки, положительное влияние занятий на эмоциональное состояние учащихся) можно сделать вывод, что учащиеся:

       • знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;

       • могут определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;

       • умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.);

       • получают удовольствие от занятий танцем.

       Занятия хореографией оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других уроках, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Дополнительное развитие на уроках хореографии получила зрительная память учащихся.

       Большое влияние занятия хореографии оказывают на развитие творческого потенциала и общекультурного становления детей.

      Таким образом хореография, как никакое другое искусство,  обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество.

 

 

 

 

 

 

 

2. Воспитание детей искусством  хореографии, их возрастные и  индивидуальные особенности в  обучении

 

Воспитательная работа в  художественном коллективе - процесс  сложный, многогранный. Он связан с  реализацией обширной программы  организационно-педагогических и художественно-исполнительских  мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная  организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной  деятельности, но и обеспечение педагогического  процесса в целом.

 

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена  органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением  детей в художественно-исполнительскую  деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его  как исполнителя. Второй уровень  воспитания - это формирование ребенка  как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей  культуры.

 

Родители отдают детей  в хореографические коллективы для  занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих  общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает [7, с. 34].

 

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным  результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в  коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить  их интересы порой непросто. При  этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять  индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в  работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении  с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в  жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в  мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического  искусства. Дети просто не смогут выполнять  те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке  и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно  и доведено до конца. Склонность детей  бросать начатое дело на полдороге  в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому  всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением  нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все  это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

 

1.2 Формы и методы воспитательной  работы в творческом коллективе

 

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива [2, с. 94].

 

1.   Педагог, приступая  к постановочной работе, рассказывает  детям об истории, на основе  которой делается постановка, о  быте, костюмах, традициях, об образах  и характерах, о мотивах их  действий и т.д. Все это необходимо  подготовить для детей на доступном  для них языке, возможно с  показом красочных иллюстраций,  преподнести материал эмоционально, выразительно.

 

2.   Просмотр специальных  фильмов, прослушивание музыки. Коллективный  просмотр сближает детей и  педагога. Появляется общая тема  для разговора, в котором педагог  умно и тактично направляет  детей в русло правильных рассуждений.

 

3.    Воспитывают  и традиции, которых в коллективе  может быть множество: это и  посвящение в хореографы, и переход  из младшей группы в старшую, и т.д.

 

4.   Воспитание дисциплины  прививает навыки организованности  в процессе труда, воспитывает  активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.

 

5.   Постановки номеров  на современные темы подталкивают  на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.

 

6.   Полезен совместный  просмотр и совместное обсуждение  концертных программ, спектаклей  как профессиональных, так и любительских  коллективов.

 

7.   Проведение анализа  концертных выступлений самого  коллектива. Педагог-руководитель обязан  остановиться как на положительных,  так и на отрицательных моментах  программы. Важно уделить внимание  каждому ребенку, учитывая его  индивидуальные особенности характера.  Вовремя сказанное доброе слово,  проявление поддержки, одобрения  во многом помогут раскрыться  способностям детей.

 

8.   Большую воспитательную  работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами  и творческая помощь друг другу.

 

9.    Встречи с  талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии  и творчестве имеют сильное  эмоциональное воздействие на  детей.

 

10.Проведение вечеров  отдыха с участием детей и  родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля  и т.д.).

 

11.Воспитательным моментом  в коллективе является полная  занятость детей в репертуаре  коллектива. Это является стимулом  для занятий, так как дети  знают, что никто из них не  останется в стороне.

 

12. Большую пользу в  художественном воспитании детей  принесет изучение танцев других  народов.

 

13.Постановка хореографических  произведений, вошедших в «золотой»  фонд хореографии, оказывает большое  эстетическое воздействие на  детей. В данном случае необходимо  помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла  номера, упрощение танцевальной  лексики. И если, все-таки, номер  поставлен, педагогу нужно помнить,  что он обязан указать, кто  является автором постановки  и кто подготовил номер в  данном коллективе.

 

Подготовка крупной формы  хореографического произведения или  же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.

 

Хореографический коллектив  в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих  проблем у детей: снимает отрицательные  факторы (закомплексованность в  движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере  маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает  тенденцию «исключительности» некоторых  детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

 

Каждый добросовестный педагог  направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все  особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все  старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» [13, с. 178].

 

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия  детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют  и воспитывают детей, расширяют  их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо  ценное качество - чувство «локтя»,  чувство ответственности за общее  дело.

3. Приучают детей четко  распределять свое свободное  время, помогают более организованно  продумывать свои планы.

 

4. Занятия помогают выявить  наиболее одаренных детей, которые  связывают свою судьбу с профессиональным  искусством.

 

5. Они определяют педагогические  и организаторские способности  детей.

 

Воспитание должно проходить  так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.

 

 

2. Возрастные и индивидуальные  особенности обучения детей искусству  хореографии

 

2.1 Анализ возрастных и  индивидуальных особенностей детей

 

Педагог-руководитель хореографического  класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы  они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и  созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и  пониманию красоты окружающего  мира, общения. Достижение физического  совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

 

Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

 

В тесной связи с возрастными  особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других [7, с. 37].

 

Принято считать [1, с. 38]:

 

от рождения до года - младенческий возраст,

от года до 3-х лет - преддошкольный возраст,

от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст,

от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст,

Информация о работе Теоретические обоснования проблемы в воспитании культуры детей на занятиях хореографии