Технология разработки сценария театрализованного концерта "Путешествие в страну "Мультяшию""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы: теоретически обосновать и разработать сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» и осуществить её режиссёрскую постановку для детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Дать общую характеристику детей младшего школьного возраста и особенностей их досуга.
Раскрыть сущность театрализованного концерта и специфику его проведения для детей младшего школьного возраста.
Провести диагностику изучения интереса детей младшего школьного возраста к такой форме досуговой деятельности, как театрализованный концерт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Общая характеристика детей младшего школьного возраста…………………6-10
1.2Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста……11-17
1.3Сущность театрализованного концерта и особенности его проведения для детей младшего школьного возраста…………………………………………………….18-23
ГЛАВА 2. СЦЕНАРНО-РЕЖИССЁРСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Диагностика изучения интереса детей младшего школьного возраста …....24-26
2.2 Сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию»………………………………………………………………………...27-34
2.3 Режиссёрская экспликация театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» для детей младшего школьного возраста………………………….35-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41-42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tekhnologii_skd.docx

— 88.79 Кб (Скачать файл)

  Младшие школьники  постепенно овладевают своим  поведением, начиная уже более  сдержано выражать свои эмоции. У них появляются новые оттенки  в выражении чувств - такие как  ирония, насмешка, сомнение. Развивается  эмоционально-ценностоное отношение  к окружающему миру, социуму, так же осуществляется развитие глубины и сложности чувств, происходит и развитие высших чувств (эстетических, эмпатии, сочувствия, сопереживания, товарищеские, социальные). [ 32]

   В младшем школьном  возрасте нравственные чувства  характеризуются тем, что ребенок  не всегда достаточно отчетливо  осознает и понимает нравственный  принцип, по которому следует  действовать, но вместе с тем, его непосредственное переживание  подсказывает ему, что является  хорошим, а что плохим.

Особенности межличностных личностных отношений.

1. Общение в семье.

  Возникает отношение  зависимости и подчинения к  новым правилам жизни: выполнение  домашнего задания, режим дня. Ужесточение  требований к ребенку возлагает на него ответственность за самого себя. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях поддерживаются прежде всего в семье и формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах: он рефлексирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его за хороший поступок.

2. Общение в школе.

У детей устанавливаются новые отношения со сверстниками. Характерная черта – дружба, которая  основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов.  Сознание ребёнка  еще не достигло того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Главное – это мнение учителя, которое помогает  развить самосознание ученика. В школьном коллективе складывается система отношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное место. Школа имеет свои традиции, обычаи, правила, поэтому вступление ребёнка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования личности. [ 29, с. 455]

  Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

  

 

1.2 Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста

   В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. [12, с. 145]

  Культурно-досуговая деятельность детей младшего школьного возраста обладает рядом характеристик:

- имеет ярко выраженные  физиологический, психологический  и социальный аспекты;

- основана на добровольности  при выборе рода занятий и  степени активности;

- способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию  личности ребёнка через добровольно  выбранные формы культурно-досуговой  деятельности;

- способствует раскрытию  природных талантов и приобретению  полезных для жизни умений  и навыков;

- стимулирует творческую  инициативу детей;

- способствует формированию  ценностных ориентаций ребёнка;

- формирует социально  значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

- формирует и развивает личность;

- формирует потребность  детей в свободе и независимости. [31, с. 66 ]

   Детский досуг – это своеобразная «зона невмешательства», так необходимая ребенку для самопроверки, оценки собственного «Я».

   Специфика организации досуговой деятельности, нацеленной на воспитание нравственно-волевых качеств личности младших школьников, формирование социально активной и успешной личности осуществляется при решении следующих педагогических задач:

    1. Формирование у детей положительной Я-концепции, которая характеризуется следующими факторами: уверенность ребенка в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденность в успешном овладении тем или иным видом деятельности, вера в собственные силы, чувство достоинства и собственной значимости, желание самореализации;
    2. Формирование у детей младшего школьного возраста навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия и общения, которые проявляются в умении договариваться со сверстниками, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, уважать мнение других людей, позитивно разрешать конфликты и пр.;
    3. формирование навыка планирования и чувства ответственности за слова и поступки; 
    4. формирование интереса к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, его умениями и навыками, обучение полезному использованию свободного времени, умению включаться в такую деятельность и самостоятельно ее организовывать. [32]

   Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы. [25]

   Досуговая деятельность подрастающего поколения должна базироваться на определённых принципах:

  1. Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения досуговых запросов и интересов, выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения.
  2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника.  Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.
  3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
  4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление досуговой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Важно направлять детей на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества.
  5. Принцип преемственности — предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо, чтобы родители, все взрослые передавали детям социальные знания и опыт, помогали им в организации досуга, учили философии досуга. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
  6. Принцип интереса и занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, так как сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей в праздник. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку и делает процесс социализации подрастающего поколения более эффективным. [27]

   Характерологические  особенности детского досуга  являются основополагающими для  определения его функций. Творческое  самоосуществление личности ребенка  и актуализация генетически запрограммированных  задатков, а также реализация  сформированных в процессе социальной  деятельности способностей как  нельзя лучше протекает в досуговое  время, сущностью которого является  свободная творческая деятельность. [25]

   В процессе организации детского досуга реализуются самые различные функции:

- самореализационная ;

- творческая;

     - коммуникативная;

- мировоззренческая;

- просветительская;

- профориентационная;

-  рекреационная;

- гедонистическая;

- прокреативная. [25 ]

 

   Реализация всех функций позволяет активно использовать досуг в качестве средств, реализующих самые разнообразные задачи. Почему подчас не осуществляются лучшие наши намерения? По-видимому, это происходит и от незнания общих условий успешного решения педагогических задач, в том числе при организации досуга в самых разных обстоятельствах — обычных и необычных, предусмотренных и неожиданных, но требующих немедленного выхода из трудного положения. Назовем главные из этих условий. [ 25]

   Первое  условие — совместность, сотрудничество, содействие.

 Надо научиться включать  ребенка как своего младшего  товарища в совместные действия  на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в  выбор и открытие лучших средств  решения жизненно важных задач; в практическое использование  приобретенных знаний и умений; в обмен опытом творения добра; в преодоление трудностей при  выполнении задуманного; в борьбу  со всем, что мешает добру и  красоте утвердиться в нашей  жизни; в оценку сделанного и  извлечение уроков на будущее.[25 ]

    Второе  условие — обычная забота.

 Педагог всегда проявляет  внутреннее духовное отношение  к воспитаннику как к младшему  товарищу. Для такого отношения  характерно единство уважения  и требовательности. Исходным является  уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все  более умелого и увлеченного  участника - в настоящем и будущем  — общей гражданской заботы; понимание  сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать  лучшие стороны и преодолевать  недостатки, слабости. [25 ]

 Третье условие — единство мыслей и действий, воли и чувств.

 Воздействовать так, чтобы  развивать в единстве все три  стороны личности ребенка: познавательную, эмоционально-волевую, иную. Возбуждать  и укреплять высокие чувства, стремления и потребности. Формировать  умения и способности, привычки  и характер. [ 25]

 Четвертое  условие — единый коллектив.

 Способы воздействия  педагога на детей были бы  и способами воздействия самих  педагогов на себя, способами  воздействия воспитанников друг  на друга, воспитанника на самого  себя. Воспитательный процесс идет  в единстве всех своих звеньев: воспитания педагогами воспитанников, самовоспитания воспитанников и  личного самовоспитания воспитателей, воспитания воспитанников и воспитателей.

[ 25]

 Пятое условие — творчество, а не шаблон.

 Необходимо использовать  в единстве различные виды  воспитательного воздействия —  незаметное и открытое, прямое  и опосредованное — использовать  непременно творчески, не допуская  формализма и убивающего неординарность  однообразия. Тогда школьники не  являются лишь объектами воспитания. Они, прежде всего, участвуют в  творческом решении общих с  воспитателями важных практических  задач. [25 ]

         Формы досуга  для детей младшего школьного возраста - это благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые категории и эталоны. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Досуг для младших школьников – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои  естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. [25]

   Отличительной особенностью  детей младшего школьного возраста  является их восприимчивость  к театрализации. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют младшего школьника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений. Досуговое время младших школьников оказывает огромное влияние  на их познавательную деятельность. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В досуговой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и т.д.; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочнение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научением нормам поведения в обществе. [28]

Информация о работе Технология разработки сценария театрализованного концерта "Путешествие в страну "Мультяшию""