Технология разработки сценария театрализованного концерта "Путешествие в страну "Мультяшию""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы: теоретически обосновать и разработать сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» и осуществить её режиссёрскую постановку для детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Дать общую характеристику детей младшего школьного возраста и особенностей их досуга.
Раскрыть сущность театрализованного концерта и специфику его проведения для детей младшего школьного возраста.
Провести диагностику изучения интереса детей младшего школьного возраста к такой форме досуговой деятельности, как театрализованный концерт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Общая характеристика детей младшего школьного возраста…………………6-10
1.2Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста……11-17
1.3Сущность театрализованного концерта и особенности его проведения для детей младшего школьного возраста…………………………………………………….18-23
ГЛАВА 2. СЦЕНАРНО-РЕЖИССЁРСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Диагностика изучения интереса детей младшего школьного возраста …....24-26
2.2 Сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию»………………………………………………………………………...27-34
2.3 Режиссёрская экспликация театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» для детей младшего школьного возраста………………………….35-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41-42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tekhnologii_skd.docx

— 88.79 Кб (Скачать файл)

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Факультет культурологии и социокультурной деятельности

Кафедра педагогики и социокультурной деятельности

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «МУЛЬТЯШИЮ»

 

 

Выполнила

Студентка 412 а группы

Соловей Кристина Сергеевна

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста…………………6-10

1.2Особенности  организации  досуга детей младшего школьного возраста……11-17

1.3Сущность театрализованного концерта и особенности его проведения для детей младшего школьного возраста…………………………………………………….18-23

ГЛАВА 2. СЦЕНАРНО-РЕЖИССЁРСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1 Диагностика изучения интереса детей младшего школьного возраста …....24-26

2.2 Сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию»………………………………………………………………………...27-34

2.3 Режиссёрская экспликация театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» для детей младшего школьного возраста………………………….35-40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41-42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..43-46

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….......47-51

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Интерес к проблемам досуга детей младшего школьного возраста носит постоянный и устойчивый характер к культурно-досуговой деятельности. Вопросами развития личностных качеств ребёнка в процессе культурно-досуговой деятельности занимались И. Н. Ерошенков, О. Ю. Михалева, Т. С. Комарова, О. В. Рогачёва, М. Б. Зацепина, О. А. Филистович, Т. М. Полевая, И. А. Малахова, А.Ф. Воловик, С. А. Валаханович, Е. А. Леванова, С. Б. Мойсейчук, Н. Е. Щуркова и др.

[31, стр. 65]

   Особое значение  в социальном становлении личности  имеет младший школьный возраст. В этом возрасте у ребенка  происходит интенсивное развитие  социальных отношений, формирование  эмоционально-чувственного познания, он начинает понимать и осваивать  нравственные категории. В это  же время младший школьник  познает и осознает эстетическую  сторону окружающего мира, проявляет  интерес к различным видам  деятельности, в частности, к художественной. Этому способствует то, что ребёнок  является не только объектом  воздействия семьи, школы, сверстников, которые формируют его личность  и передают социальный опыт, но  и то, что он сам активно  участвует в познании окружающего  мира, общается с ровесниками, взрослыми.

   О. А. Филистович отмечает, что «досуг младших школьников существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих им психологических особенностей. Основные потребности этой возрастной группы – общение, выбор дела по интересу, эмоциональная разрядка и отдых, участие в личностно значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Эти потребности наиболее полно могут быть реализованы в досуговое время. В основе его содержания – не только отдых и развлечения, но и разностороннее развитие» [35,  с. 87-91 ]

   Культурно-досуговая деятельность не только предоставляет условия для духовного развития детей, но и укрепляет нравственное и физическое здоровье, развивает творческие способности ребёнка, его саморазвитие и самосовершенствование. И именно об этом писала И. Л. Смаргович в своей книге «Основы культурно-досуговой деятельности»: «Культурно-досуговая деятельность в существенной степени ответственна в части формирования характера ребёнка, таких его качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. В процессе культурно-досуговой деятельности ребёнку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже преодолеть личные недостатки.

   Культурно-досуговая деятельность может стать важным фактором физического развития детей. Она способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, а также признаётся значительным арт-терапевтическим средством в предупреждении умственной отсталость и реабилитации детей с особенностями психофизического развития». [31, с. 66 ]

   Концерт, как форма культурно-досуговой деятельности, в силу своей специфики обладает значительным потенциальными возможностями для всех групп населения, в том числе для детей младшего школьного возраста. Социальные функции концерта включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функции. Актуальность концертов состоит в том, что именно концерт является одним из- значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности. [30]

   Сейчас время очень быстро движется вперёд. На сегодняшний день, компьютер, к сожалению, заменяет современным детям и живое общение, и чтение книг, им не хватает внимания взрослых.

   Поэтому форма театрализованного концерта сегодня востребована и позволяет в ненавязчивой, увлекательной форме знакомить зрителей с культурой и искусством, вплетая в концерт художественную литературу, поэзию и многое другое. И я считаю, что актуальность театрализованного концерта состоит в том, что он позволяет формировать эстетический вкус, повышать общекультурный уровень у подрастающего поколения. Для самих юных участников в таком концерте есть большое пространство для творчества: они исполняют роли, произносят текст, осваивают язык мизансцен, действие в декорациях и так далее.

Итак, цель данной работы: теоретически обосновать и разработать сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» и осуществить её режиссёрскую постановку для детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Дать общую характеристику детей младшего школьного возраста и особенностей их досуга.
  2. Раскрыть сущность театрализованного концерта и специфику его проведения для детей младшего школьного возраста.
  3. Провести диагностику изучения интереса детей младшего школьного возраста к такой форме досуговой деятельности, как театрализованный концерт.
  4. Разработать сценарий и режиссёрскую экспликацию театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» для детей младшего школьного возраста.
  5. Предложить рекомендации режиссёру-постановщику по совершенствованию методики подготовки и проведения театрализованного концерта.

Объект исследования: организация досуга детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс подготовки и проведения театрализованного концерта для детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

- теоретические (анализ и  синтез литературы)

- эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование).

База исследования: ГУО «Ружанская детская школа искусств».

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе творческой деятельности формируются важные личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского восприятия и мышления, расширение диапазона интересов.

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты театрализованного концерта для детей младшего школьного возраста

1.1 Общая характеристика  детей младшего школьного возраста 

   Границы младшего  школьного возраста, совпадающие  с этапом обучения в начальной  школе, установлены в настоящее  время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период  происходит дальнейшее физическое  и психофизиологическое развитие  ребенка, обеспечивающее возможность  систематического обучения в  школе. Начало обучения в школе  ведет к коренному изменению  социальной ситуации развития  ребенка. Он становится «общественным»  субъектом и имеет теперь социально  значимые обязанности, выполнение  которых получает общественную  оценку. На протяжении младшего  школьного возраста у ребёнка  начинает складываться новый  тип отношений с окружающими  людьми. Безусловный авторитет взрослого  постепенно утрачивается, и к  концу младшего школьного возраста  все большее значение для детей  начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. [5, с. 138 ]

   Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. [ 6, с. 110 ]

   Когда ребенок  приходит в школу, у него происходит  перестройка всей системы отношений  ребенка с действительностью, у  него появляются новые, связанные  со школой обязанности.

   Меняется и социальная  ситуация развития, теперь она  называется «ребенок – учитель», под  этим  подразумевается «ребенок  – общество» (т.к. в учителе воплощены  требования общества, правила и  нормы поведения).

   В школе существует  закон, равный для всех, гарантом  и воплощением этого закона  является учитель, которого  ребенок  должен слушаться.

   Качество учебной  работы школьника, а также и  всё его поведение оценивается  школой, и эта оценка влияет  на характер его отношений  с окружающими.

   Отношения «ребенок  – учитель» пронизывает все  сферы жизни ребенка.

   Оно определяет  и отношения «ребенок – родители» и «ребенок – сверстники».

 [17, с. 195 ]

    Новое положение ребёнка в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного режима жизнедеятельности в обществе  к приобретению постоянных обязанностей существования и приобщению  к обязательной, общественно значимой  деятельности: он обязан учиться. Эта социальная ситуация развития требует особой деятельности. [ 29, с. 353]

   Ведущей деятельностью  младшего школьника является  учебная деятельность.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленные  человечеством. Эти предметы теоретичны, абстрактны и с ними нужно  научиться действовать.

В момент прихода ребёнка в школу, у него  систематической учебной деятельности не было. Мотив прихода ребёнка в школу не связан с содержанием учебной деятельности, так как это общественно значимая мотивация. Задача учителя – научить ребёнка  учиться и сформировать учебную мотивацию. [28 ]

   Парадокс учебной  деятельности заключается в том, что усваивая знания, ребенок  в них ничего не меняет, но  меняется сам. В первые ребёнок  предстает сам для себя, как  самоизменяющийся. Таким образом, учебная  деятельность поворачивает ребенка  на самого себя, у него  развивается  рефлексия. [28 ]

   Предмет учебной  деятельности – оценка собственного  поведения в процессе обучения. Начинается учебная деятельность  с того, что ребенка оценивают.

Отметка – это определенная форма оценки. Амонашвили предложил учение без оценок, но учения такого не бывает, так как  через оценку происходит выделение себя, как предмета изменений. [32 ]

    Познавательные новообразования младших школьников:

- это возраст интенсивного интеллектуального развития.

- происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

- происходит зарождение рефлексии.

1. В области восприятия:

-переход от произвольного  восприятия к целенаправленному  произвольному наблюдению за  объектом, который подчинен определенной  задаче;

2. Внимание:

- способность сосредотачиваться  на малоинтересных и ненужных  вещах.

- развитие внимания также  связано с расширением объема  внимания и умением распределять  его между разными видами действий.

3. Память:

- ребенок выделяет и  осознает особую мнемическую  задачу.

- интенсивно формируется  прием запоминания и воспроизведения.

- усиливается роль и  удельный вес словесно-логического  смыслового запоминания (по сравнению  с наглядно-образным), и ребенок  овладевает возможностью сознательно  управлять своей памятью и  регулировать ее проявления.

4. Мышление:

- преобразуется в теоретическое, дискурсивное, в основе которого  лежит оперирование понятиями, понимание  закономерностей.

- овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений.

- внутренний план действий.

- рефлексия.

5. Воображение:

- репродуктивное, т.е. дети должны воссоздать образ действительности в изучаемом предмете.

- предпосылка творческого (продуктивного) воображения. [32 ]

 Личность развивается  так же под влиянием учебной  деятельности:

- ребенок постепенно подчиняется  все большему количеству обязательных  истин,

- происходит развитие  произвольности, соотношение себя  реального и себя идеального.

- интенсивно развивается  рефлексия на себя и самосознание, структура которого укрепляется, наполняясь новыми ценностными  ориентациями.

   Заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. У ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых. Притязание на признание среди близких, сверстников  и учителей побуждает ребенка  к развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки.

   Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан, у него пробуждается чувство гордости или стыда.  Развиваются нормы общественного поведения, им усваивается нравственное поведение, развитие потребности следовать положительному эталону поведения и у него происходит и усвоение обязанностей. Развивается ответственность, т.е. способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам, теперь у него  ответственность побуждает чувство сопричастности общему делу и  чувство долга. В школе происходит перестройка всей системы отношений ребенка к людям, для него  здесь, в школе  осуществляется социогенез высших форм поведения, т.к. для ребенка в учителе воплощаются требования общества. [28 ]

Информация о работе Технология разработки сценария театрализованного концерта "Путешествие в страну "Мультяшию""