Своеобразие занятий изобразительной деятельности в 1-2 младшей группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 02:22, контрольная работа

Описание работы

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Содержание работы

Значение занятий изобразительной деятельностью для развития детей 1-й, 2-й младшей группы детского сада……………2-6

Особенности психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и двигательных навыков у детей третьего, четвертого года жизни…………………………………………….6-9

Задачи и содержание изобразительной деятельности в 1-й, 2-й младшей группы детского сада…………………………………9-11

Организация и методика проведения занятий……..12-18

Анализ проведения работы………………………….18-21

Литература……………………………

Файлы: 1 файл

контрольная по изо 5 курс.docx

— 42.75 Кб (Скачать файл)

расплющивать шар, палочку-колбаску для получения элементов плоскостной  работы;

лепить простейшие предметы, состоящие из 2–3 частей;

украшать работу точками  и насечками, используя палочку-спичку.

Методы и приёмы

             В лепке применяется информационно-рецептивный  метод, т.е. подражательный, повторяющий  формообразующие движения.

          Занятия по лепке носят предметный  характер, т. е. дети лепят отдельные  фигурки.

          Пластичные материалы предоставляют  больше возможности для развития  и обучения детей. Во время  лепки развивается мелкая моторика  пальцев рук, воображение детей,  формируются и развиваются навыки  ручного труда, дети учатся  координировать движения рук,  приобретают новый сенсорный  опыт – чувство пластики, формы  и веса.

          Важный момент в проведении  занятия – оценка деятельности  детей. Воспитателю необходимо  вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты  работы, и поддерживать у детей  желание лепить.

           Большое значение в процессе  обучения имеют правильно подобранный  материал и оборудование. Современные  технологии позволили усовершенствовать  используемый пластичный материал  – пластилин стал более мягким  и эластичным, приобрёл чистые  и разнообразные расцветки, перестал  липнуть к рукам. Эти качества  превращают работу с ним в  приятное и интересное занятие,  как для детей, так и для  взрослых.

Аппликация

Основные материалы: цветная  бумага, картон.

Инструменты и приспособления: клей, клеенка, кисточка для клея, тряпочка.

Содержание работы.

         Учить создавать работу из готовых форм; составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме, чередуя и повторяя их. Исходя из задуманного, учить создавать аппликацию на бумаге разной формы, аккуратно выполнять работу.

          Аппликация предметная, с натуры (Мячики на дорожке. Фруктовое угощение. Пирамидка. Домик. Вагончики. Елочка-красавица. Снег идет. Снеговик. Ванька-встанька. Лютики-цветочки)

          По замыслу - составление узоров из полосок, кругов и квадратов. Составление и наклеивание игрушки из заготовок

           Декоративная - платочек для куклы. Украшение дымковской игрушки. Ковер для кукольного домика. Открытка для папы. Открытка для мамы. Украшение тарелочки

           В результате работы дети знакомятся:

с названиями и свойствами основных материалов для работы (бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать, сминать в шар  и т.п.);

с правилами склеивания (аккуратно  наносим клей с обратной стороны, прижимаем детали друг к другу, при  необходимости пользуемся тряпочкой);

с правилами безопасности труда и личной гигиены при  работе с указанными инструментами  и материалами.

Дети учатся: поддерживать порядок на рабочем месте и  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

             Дети могут:

составлять узоры, используя  знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме  и т.п.;

составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с  его местом и назначением.

                                            Конструирование

           Основные материалы и инструменты: деревянный конструктор для крупных построек (кубики, кирпичики, пластины, конусы разных размеров), игрушки для обыгрывания простых сюжетов, природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.п.).

          Содержание работы:

          Учить сооружать простейшие постройки, обыгрывать их при помощи игрушек; изменять постройки в высоту или в ширину; располагать детали, придвигая их друг к другу или размещая на определенном расстоянии друг от друга.

            Выполнение работы из деталей конструктора (Там на неведомых дорожках. Забор. Башенки. Дом. Высотный дом. Лесенка-чудесенка. Мост. Елочка. Теремок. Кроватки для трех медведей. Стол и стулья. Мы по улице идем (совместная работа)

           Из природного материала (Цветы. Птички-невелички. Чудесный город (из влажного песка на прогулке)

         Из бумаги- наливные яблочки. Гусеница. Бумажные игрушки

        В результате работы дети знакомятся:

с названиями различных строительных деталей;

с правилами конструирования  из строительного материала.

 Дети учатся поддерживать  порядок на рабочем месте и  соблюдать правила безопасности  труда и личной гигиены. 

          Дети могут:

под руководством педагога определять последовательность действий;

сооружать элементарные постройки;

усложнять, преобразовывать  работу двумя способами: в высоту и в ширину;

пользоваться понятиями  высокий – низкий, широкий –  узкий, длинный – короткий, такой  же;

замыкать пространство (забор, дом и т.п.);

правильно использовать различные  детали и игрушки в своей работе;

добавлять недостающие для  завершения работы элементы;

поддерживать порядок  на рабочем месте во время работы.

 

5.Анализ проведения  работы

 

В исследовании приняли участие 15 детей обоих полов из старшей  группы МБДОУ №23 г.Елизово. Возраст испытуемых – 5 – 6 лет. Группа детей прошла первоначальное тестирование, а потом занималась по разработанной нами программе. В конце было проведено повторное тестирование.

Нами была использована следующая  методика по определению творческого  развития у детей.

Детям была прочитана русская  народная сказка «Заячья избушка». Затем было предложено детям сделать  рисунки к этой сказке с последующим  рассказом ребенка по этому рисунку.

 

 

Процедура проведения

Инструкция: «Сейчас я  вам прочитаю интересную сказку. Она  называется «Заячья избушка». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».

Техника проведения: У каждого  ребенка подготовлены все необходимые  материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора  эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 минут.

Сказку читают детям два  раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые  части, которые надо передать в рисунке.

Критерии оценки

Оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным  ведущими специалистами, такими, как  О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др., изучавшими воображение [13, с. 19]. За основу ими были взяты следующие показатели:

• соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения;

• полнота воссоздания  текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые  части);

• правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);

• адекватность внесенных  дополнений, наличие элементов творчества;

• эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.

В соответствии с данными  критериями специалистами выделены качественные уровни состояния творческого  воображения, которые характеризуют  раскрытие содержания текста в рисунках.

0 уровень (очень низкий) – воссозданные образы не соответствуют  образам произведения;

1 уровень (низкий) – изображены  отдельные предметы или персонажи  без взаимосвязи;

2 уровень (средний) –  воссоздан отдельный эпизод;

3 уровень (высокий) –  воссоздана неполная композиция (пропущены звенья);

4 уровень (очень высокий)  – воссоздана полная композиция  сюжета, есть элементы творчества.

Все дети данной группы были протестированы по этой методике. В  результате был выявлен уровень  состояния творческого воображения  у детей на начальном этапе  эксперимента.

В результате проведенного эксперимента видно, что у детей, в результате занятий по специальной  программе показатели уровня творческого  воображения гораздо выше, чем  были в начале эксперимента. Так, в  конце эксперимента полностью отсутствуют  дети с низким и очень низким уровнем  развития творческого воображения, в то время как в начале 20 % детей  имели очень низкий уровень развития и 40 % детей – низкий уровень развития творческого воображения, что в  общей сумме больше, чем половина группы (60 %). Показатели среднего уровня развития творческого воображения  в конце эксперимента также выше, чем в начале. Так в конце  эксперимента таких детей – 40 %, в  то время как в начале – всего 27 %. Это говорит о том, что дети, занимавшиеся по экспериментальной  методике, стали более творчески  развитыми.

И, безусловно, в конце  эксперимента больший процент детей  с высоким уровнем развития творческого  воображения – 27 %, в то время как  в начале таких детей всего  лишь 13 %. Не говоря уже о том, что  в в конце эксперимента 33 % детей  показали очень высокий уровень  развития творческого воображения, а в начале таких детей нет  вообще.

Подводя итоги проведенного эксперимента, мы можем сказать, что  после обучения по специальной методике развития на занятиях по изобразительной  деятельности 60 % детей, что составляет больше половины группы, показали высокий  и очень высокий уровень развития творческого воображения, в то время  как в начале точно такой же процент детей (60 %) имели низкий и  очень низкий уровень развития творческого  воображения.

Все это говорит о преимуществах  нашей программы преподавания изобразительной  деятельности в детском саду перед  обычной программой. Экспериментальная  программа направлена на творческое развитие детей, в то время как  обычная программа дает детям  только основы изобразительной деятельности.

6.Заключение.

 

7.Литература.

1. Аванесова В.Н.  Обучение  самых маленьких в детском  саду.- М.:1968.

2. Казакова Т.Г. Рисуют  младшие дошкольники.- М.:1971 
3. Комарова Т.С. Методика обучения изодеятельности и конструированию.- М.: 1991.

4. Методические рекомендации к «Программе…»

5.Педагогика раннего возраста: Учебное пособие/Под ред. Г.Г. Григорьевой. – М.: 1998

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой.


Информация о работе Своеобразие занятий изобразительной деятельности в 1-2 младшей группе детского сада