Своеобразие занятий изобразительной деятельности в 1-2 младшей группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 02:22, контрольная работа

Описание работы

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Содержание работы

Значение занятий изобразительной деятельностью для развития детей 1-й, 2-й младшей группы детского сада……………2-6

Особенности психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и двигательных навыков у детей третьего, четвертого года жизни…………………………………………….6-9

Задачи и содержание изобразительной деятельности в 1-й, 2-й младшей группы детского сада…………………………………9-11

Организация и методика проведения занятий……..12-18

Анализ проведения работы………………………….18-21

Литература……………………………

Файлы: 1 файл

контрольная по изо 5 курс.docx

— 42.75 Кб (Скачать файл)

 

Теме № 3. Своеобразие  занятий изобразительной деятельностью  в 1-2 младшей группе детского сада.

 

                                                        План:

     

 

  1. Значение занятий изобразительной деятельностью для развития детей 1-й, 2-й младшей группы детского сада……………2-6

 

  1. Особенности психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и двигательных навыков у детей третьего, четвертого года жизни…………………………………………….6-9

 

  1. Задачи и содержание изобразительной деятельности в 1-й, 2-й младшей группы детского сада…………………………………9-11

 

  1. Организация и методика проведения занятий……..12-18

 

  1. Анализ проведения работы………………………….18-21

 

  1. Литература………………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение занятий  изобразительной деятельностью  для развития детей 1-й, 2-й младшей группы детского сада        

             В формировании личности ребенка  большое значение имеют разнообразные  виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из  бумаги фигурок и наклеивание  их, создание различных конструкций  из природных материалов и  т.д. Изобразительная деятельность  дошкольников как вид художественной  деятельности должна носить эмоциональный,  творческий характер. Педагог должен  создавать для этого все условия:  он, прежде всего, должен обеспечить  эмоциональное, образное восприятие  действительности, формировать эстетические  чувства и представления, развивать  образное мышление и воображение,  учить детей способам создания  изображений, средствам их выразительного  исполнения.

          Рисование, лепка, аппликация  – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой  – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность –  это специфическое образное познание  действительности. Как всякая познавательная  деятельность имеет большое значение  для умственного воспитания детей.

         Овладение умением изображать  невозможно без целенаправленного  зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить  какой-либо предмет, надо предварительно  хорошо с ним ознакомиться, запомнить  его форму, величину, цвет, конструкцию  расположение частей.

          Для умственного развития детей  имеет большое значение постепенное  расширение запаса знаний на  основе представлений о разнообразии  форм пространственного расположения  предметов окружающего мира, различных  величинах, многообразии оттенков  цветов.

          При организации восприятия при  организации восприятия предметов  и явлений важно обращать внимание  детей на изменчивость форм, величин  (ребенок и взрослый), цветов (растения  в разные времена года), разное  пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

           Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией  дети знакомятся с материалами  (бумага, краски, глина, мел, природный  материал и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают  навыки работы.

            На занятиях художественной деятельностью  развивается речь детей: усвоение  и название форм, цветов и их  оттенков, пространственных обозначений  способствует обогащению словаря;  высказывания в процессе наблюдений  за предметами, при обследовании  предметов, построек, а также при  рассматривании иллюстраций, репродукций  с картин художников положительно  влияют на расширение словарного  запаса и формирование связной  речи.

          Как указывают психологи, для  осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое  значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают  в процессе рисования, аппликации  и конструировании.

            Формирование представлений о  предметах требует усвоения знаний  об их свойствах и качествах,  форме, цвете, величине, положении  в пространстве. Дети определяют  и называют эти свойства, сравнивают  предметы, находят сходства и  различия, то есть производят  умственные действия. Таким образом,  изобразительная деятельность содействует  сенсорному воспитанию и развитию  наглядно-образного мышления.

            В процессе изобразительной деятельности  сочетается умственная и физическая  активность. Для создания рисунка,  лепки, аппликации необходимо  приложить усилия, осуществить трудовые  действия, овладеть определенными  умениями. Художественная деятельность  дошкольников учит их преодолевать  трудности, проявлять трудовые  усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает  интерес к движению карандаша  или кисти, к следам оставляемыми  ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

          Освоение трудовых умений и  навыков связано с развитием  таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У  детей воспитываются умения трудиться,  добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков  самообслуживания способствует  участие ребят в подготовке  к занятиям и уборке рабочих  мест.                            Изобразительная деятельность должна  быть использована для воспитания  у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных  чувств, которые возникают у них.

             Изобразительное творчество является  одним из любимейших занятий  детей. Необходим большой запас  зрительных образов и впечатлений,  творческое воображение. У ребенка  возникает вполне естественное  желание передать в рисунках  свои впечатления от увиденного  и прочитанного. Он берет в  руки карандаши, краски, кисти,  бумагу, и начинается процесс  творчества.

              Взрослым в этот период очень важно показать ребенку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях можно увидеть какое-то содержание, образ. Но сначала целесообразно дать ему возможность самому сделай, открытие, увидев в штрихах и линиях кошечку, яблочко или машинку. Возникает так называемый ассоциативный образ. Однако условием первоначального "прочтения" собственного рисунка является умение ребенка читать изображения - картинки и рисунки взрослых. Поэтому с детьми второго года жизни очень важно рассматривать предметные картинки и соответствующие иллюстрации в книжках. Сначала ребенок не отличает изображение от реального предмета, но постепенно он начинает понимать условности изображения (нарисованное яблоко нельзя съесть). С полутора лет палитру художественных инструментов и красок можно расширить, например, что цветные следы на бумаге оставляют и ватная палочка, и тупой конец карандаша, пушистая кисточка и даже пальчик. Стоит лишь окунуть их в краску и потом постукать или пошлепать по бумаге. Малыш должен как следует освоить один способ (это может занять неделю или даже пару месяцев), и только потом можно вводить новый. Также вводятся и новые способы изображения – вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Получившиеся рисунки ребенок пытается ассоциировать по форме, цвету с известными ему предметами. В этом возрасте возникают первые попытки назвать изображение. Поэтому взрослому необходимо обыгрывать и наполнять смыслом все, что появляется на листе: «солнышко светит», «тучка приплыла - все небо закрыла, «дождик кап-кап – лужа», «травка-муравка», «дорожки бегут и по ним ножки бегут - топ-топ-топ» и т.д.

              Таким образом, изобразительная деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте, деятельности: способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.

          Так, занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.

           Процесс обучения изобразительной  деятельности строится на взаимодействии  ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия  выстраиваются отношения, формируется  личность человека. В изобразительной  деятельности возможно успешное  развитие таких качеств личности  как самостоятельность, иницитиативность, коммуникативность, а также способность  подчинять своё поведение элементарным  правилам - как прообраз будущей  саморегуляции, самоуправления.

           Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребенка.

             Занятия рисованием, лепкой, конструированием  направлены на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

 

2. Особенности  психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и  двигательных навыков у детей  третьего, четвертого года жизни.

               Возрастные особенности детей  четвертого года жизни. Младший  дошкольный возраст характеризуется  высокой интенсивностью физического  и психического развития. Повышается  активность ребенка, усиливается  ее целенаправленность; более разнообразными  и координированными становятся  движения.

              С 3–4 лет происходят существенные  изменения в характере и содержании  деятельности ребенка, в отношениях  с окружающими: взрослыми и  сверстниками. Ведущий вид деятельности  в этом возрасте – предметно-действенное  сотрудничество.

             Наиболее важное достижение этого  возраста состоит в том, что  действия ребенка приобретают  целенаправленный характер. В разных  видах деятельности – игре, рисовании,  конструировании, а также в  повседневном поведении дети  начинают действовать в соответствии  с заранее намеченной целью,  хотя в силу неустойчивости  внимания, несформированности произвольности  поведения ребенок быстро отвлекается,  оставляет одно дело ради другого.  У малышей этого возраста ярко  выражена потребность в общении  со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает  взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

              В этом проявляется интерес  маленького человека к миру  взрослых, которые выступают для  него в качестве образца поведения,  обнаруживается стремление к  освоению этого мира. Совместные  игры детей начинают преобладать  над индивидуальными играми и  играми рядом. Открываются новые  возможности для воспитания у  детей доброжелательного отношения  к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.  В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит  знакомство ребенка со свойствами  предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. 

              Трехлетний ребенок способен  уже не только учитывать свойства  предметов, но и усваивать некоторые  общепринятые представления о  разновидностях этих свойств  – сенсорные эталоны формы,  величины, цвета и др. Они становятся  образцами, мерками, с которыми  сопоставляются особенности воспринимаемых  предметов. 

             Преобладающей формой мышления  становится наглядно-образное. Ребенок  оказывается способным не только  объединять предметы по внешнему  сходству (форма, цвет, величина), но  и усваивать общепринятые представления  о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений  лежит не выделение общих и  существенных признаков предметов,  а объединение входящих в общую  ситуацию или имеющих общее  назначение.

Информация о работе Своеобразие занятий изобразительной деятельности в 1-2 младшей группе детского сада