Становления советского кинематографа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является рассмотрение становления советского кинематографа.
В задачи данной курсовой работы входит рассмотрение советского кинематографа: становления, развития, причин упадка.
Предмет: Советский кинематограф
Объект: развитие и становление советского кинематографа
Методология: В работе мы использовали такие методы как историко-сравнительный, историко-сопоставительный, метод анализа и диахронический метод.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

11 февраля 1933 г. Совнарком  СССР принимает постановление  «Об организации Главного управления  кинофотопромышленности при СНК  СССР» (ГУКФ).35 Последствием этого  постановления было выделение  кинематографии в самостоятельную  отрасль с подчинением её непосредственно правительству СССР. Наконец, 23 марта 1938 г. была поставлена последняя точка в формировании той системы управления кинематографией, которая с некоторыми изменениями просуществовала до 1988 г. Выразилось это в создании при СНК СССР Комитета по делам кинематографии и принятии постановления «Об улучшении организации производства кинокартин». Теперь все звенья сложного кинематографического хозяйства страны замыкались на фигуре председателя Комитета по делам кинематографии – единоличного и полновластного вершителя всех дел в кино. Производство и прокат подчинялись с этого времени непосредственно Москве и Кинокомитету. На долю региональных властей остались лишь общие вопросы кинофикации.

Таким образом, в 30-е гг. в кинематографе утвердилась централизованная система управления, впрочем, как и во всех областях экономики и культуры.

С 1938 по 1988 г. основой функционирования кинематографии в СССР была полная государственная монополия на производство и прокат фильмов. Руководящим органом её был Государственный комитет по кинематографии (Госкино) при Совете Министров СССР (первоначально при Совете Народных Комиссаров)37. В ведении Госкино оказались все стационарные кинотеатры и большинство киноустановок, бывшие государственной собственностью. Часть киноустановок принадлежала профсоюзным организациям и различным министерствам и ведомствам. Так, к 1988 г. в СССР насчитывалось 153.017 кинотеатров и киноустановок, включая профсоюзные и ведомственные, причем из них городских - 30.794. 38 Кинотеатры и киноустановки, входившие в систему Госкино СССР подчинялись территориальным киноорганизациям – конторам кинопроката и управлениям кинофикации краёв и областей.

При этом связь между  прокатными организациями и кинотеатрами не была строго структурированной. В административном плане прокат подчинялся Госкино (точнее Главному управлению кинофикации и кинопроката) напрямую, а все кинотеатры – управлению кинофикации местного органа власти – т.е. субъекту РСФСР. Так, например, в Краснодарском крае управление кинофикации было подчинено Краснодарскому крайисполкому. Прокат не подчинялся местному управлению кинофикации и являлся самостоятельной структурой Госкино России – его главной функцией было обеспечение кинотеатров фильмами. При этом существовала квота: советские фильмы должны составлять не менее 50% всего репертуара. Основными особенностями существовавшей системы было чёткое разделение предприятий по кинообслуживанию населения. И в то же время, централизованное управление ими, жёсткая система цензуры и полный экономический разрыв между кинопроизводством и результатами проката.

 

1.2 Развитие советского кинематографа

 

Финансовая зависимость  кинематографии от государства установилась еще на рубеже 30-х гг. Именно тогда  в центре (Совкино) стали утверждать расходную и доходную части финансового плана, определять размер планируемой прибыли.

С этого времени и  до 1988 г. определявшие в 20-х гг. рыночные отношения в кино, принципы самофинансирования и самоокупаемости уходят в прошлое. Кинематограф стал полностью подчинён государству. В этот период средства на прокат и киносеть отпускались из единого источника, который назывался «налог на кино» - 55% с городских кинотеатров и 10% с сельских. Вышеуказанные процентные ставки с валовых доходов от кинопоказа городские кинотеатры должны были сразу же отправлять в местный бюджет, из него - в республиканский и затем в союзный. Ставку «налога на кино» определяло государство, и она оставалась неизменной. Конторы кинопроката получали фильмы бесплатно и им диктовались размеры прокатной платы – 20% с городских кинотеатров и 5% с сельских. На селе кинотеатры отдавали 15% дохода, в городе – 75%, а оставшаяся сумма шла на их содержание. Иногда её не хватало, и тогда эксплуатационные издержки кинотеатров закрывались дотациями из местного бюджета. Но в любом случае, сумма, которая изымалась, превышала дотации на 2/3, на них иногда и содержали культуру, образование и т.д. в крупных городах, где хорошо работали кинотеатры.

Средства на нужды  кинематографии распределялись из госбюджета (организациям кинофикации и кинопроката из республиканского бюджета, на покупку фильмов и кинопроизводство – из союзного).

Фильмы покупались для распространения Главным управлением кинофикации и кинопроката при Госкино СССР. Покупка фильма проводилась по так называемой «отпускной» цене (сметная стоимость + плановая прибыль + надбавка за качество), причём решение о качестве той или иной картины принимались также коллегией Госкино СССР.

Таким образом, Госкино  само производило фильм, само его  оценивало, и покупало картину опять же у самого себя, монопольно определяя прокатные условия. При таком положении дел киностудии не зависели ни от кассовых сборов прокатных организаций, ни от коммерческого успеха фильма.

В кинематографии, как  и во всей экономике СССР, господствовала плановая пятилетняя модель. Правда, для удобства все основные показатели работы региональных киноорганизаций (валовой сбор, количество сеансов, число зрителей) планировались ещё на год вперёд. Занимались этим планово-финансовые отделы, входившие в структуру региональных управлений кинофикации, а после 1988 г. – территориальных киновидеообъединений. Документы, отражающие их деятельность – финансовые планы и штатные расписания - дают наглядное представление о методике планирования показателей работы, применявшейся в советской кинематографии. Основные её характеристики были следующими4:

1.Использование малосущественных  в коммерческом плане показателей  (валовый сбор, а не чистая прибыль,  количество проведённых сеансов  без учёта пропорционального  соотнесения их с числом посещений).

2.Планирование от достигнутых  результатов без учета реальностей  происходящих в стране экономических  процессов.

3.Первостепенность идеологических  задач по сравнению с экономическими  в составлении планов (например, требование чтобы число просмотревших советские фильмы превышало 50%, соответственно и число импортируемых фильмов должно было быть сокращено).

Подобным образом помощь национальному кино проводится и  в других странах, исключая США. Однако там главное внимание уделяется продвижению национального фильма на экран.

В нашей стране фильм рассматривался в качестве инструмента формирования массового сознания, что выражалось в формулировке: «Нельзя в погоне за прибылью наносить ущерб идеологической работе». Поэтому в СССР ведомства, занимавшиеся продвижением фильмов к зрителю, подчинялись отделам культуры региональных комитетов КПСС, которые в свою очередь были подчинены отделу агитации и пропаганды ЦК КПСС. Основной идеологической задачей этих организаций после 1985 г. было коммунистическое воспитание народных масс в духе перестройки, т.е. основа влияния на зрителя оставалась прежней. Это подтверждают и документы методического кабинета управления кинофикации Краснодарского края за 1986-88 г., где на первом месте стояла задача «усиления массово-политической работы со зрителями», при этом особое внимание обращалось на пропаганду новых решений КПСС. С этой целью было намечено провести тематические показы фильмов под девизами: «Навстречу XXVII съезду КПСС», «От съезда к съезду», «Народ и партия едины» и др. На эти помпезные мероприятия, не стеснялись приходить большие государственные чиновники и партфункционеры - секретари горкомов, обкомов и т.д. Проблемы репертуарного планирования занимали лишь третье место, уступая даже вопросам повышения квалификации

Надо отметить, что вся репертуарная политика строилась на базе государственного предприятия, которое называлось «Контора кинопроката». В этом была главная  сила государственного воздействия  на кинопроцесс. Всё было сосредоточенно в одном государственном «кулаке», на местах этим занимались отделения кинопроката, которые были под жёстким административным подчинением центру. Поэтому и тематические показы (под девизами и т.д.) и кинопремьеры шли, прежде всего, через конторы кинопроката5.

16 декабря 1985 г. вышел приказ Госкино РСФСР № 189 «О мерах по улучшению исполнительной дисциплины в аппарате Госкино РСФСР». В нём сообщалось о сокращении зрительской аудитории и снижении рентабельности киносети как в целом по РСФСР, так и в отдельных регионах. Обусловливалось такое положение отечественного кинематографа, по мнению Госкино, слабой дисциплиной в региональных кинодирекциях, поэтому в приказах начальника управления кинофикации Краснодарского края по основной деятельности несколько раз упоминалось, что на местах предоставленные средства часто расходовались не по назначению. Однако бороться с этим центральное руководство кинематографией РСФСР могло только командными методами. Планирование «от достигнутого» по всем показателям (сеансы, зрители и т.д.) также часто приводило к недовыполнению поставленных задач. Например, в Краснодарском крае в среднем 20 из каждых 30 киноустановок не выполняли запланированного уже в 1986 г. Тогда же сумма дотаций в киноотрасль начала превышать сумму налога. Все убытки от проката тех или иных кинолент компенсировались дотациями из государственного бюджета. Причём убытки стали настолько ожидаемым явлением, что даже планировались заранее.

С началом перестройки  региональные административные органы сами считали, что «стиль и методы Управления культуры, Министерства культуры, Управления кинофикации и аппарата не соответствуют современным требованиям», и именно такая формулировка сохранилась в документах Краснодарского крайкома КПСС. Причины этого несоответствия виделись в громоздкой системе отчётности и ведомственной разобщённости организаций культуры, в том числе и кинематографических. Такое положение дел в кинематографии, считавшееся в 1986 г. «тяжёлым наследством» прошлых лет, вызвало ряд предложений, касавшихся усовершенствования организаций управления культуры, в том числе и кинематографических. Авторы этих предложений желали объединения ведомств, занимавшихся вопросами кинематографии и культуры, в одно большое ведомство. Оно и должно было заниматься распределением дотаций. Интересно, что в условиях повышенной доходности кинематографа, в «кассовые» 1980 и 1981 г., подобных предложений не возникало. Распределение дотаций предполагалось осуществлять исходя из «социально-культурных приоритетов». В понятие «приоритет» входила, прежде всего, «идеологическая значимость», только теперь уже перестроечной идеологии. «Он (валовой доход) призван стать концентрированным выражением идеологической направленности репертуара, зрелищности, хозяйственной самостоятельности и компетентности управленческих кадров органов культуры на местах», - отмечается в документах Краснодарского крайкома КПСС6.

Другой причиной несоответствия организаций культуры края «современным условиям», по мнению партийных органов, было отсутствие квалифицированной методической и практической помощи в организации киномероприятий, киноклубов, кинолекториев, изучении зрительского спроса на местах.

Несколько иначе это  оценивает Управление кинофикации  Краснодарского края, отмечая, что кинематографические  мероприятия проводят часто профессионально неподготовленные для этого люди. Причем под профессиональной подготовкой часто подразумевалось не наличие диплома киноведа, а разрешение соответствующих партийных органов. В организацию работы киносети и кинопроката входило как непосредственное планирование репертуара, часто тематическое, госзаказное, так и заключение договоров культурного содружества с предприятиями7.

Но иногда непрофессионализм участников играл и положительную роль, например, в клубном движении. Отметим, что  само понятие «клубное движение» весьма условно. Действительно, государственный кинопрокат располагал фондами киноклубов, причем проблем с приглашениями не было: как правило, спрос превышал предложение (абонементы, обычно распределялись в среде интеллигенции). Часто киноклубы возникали совершенно стихийно, без участия официальных органов. На дискуссиях в киноклубах больше внимания уделялось тематике фильмов, чем творчеству кинематографистов. С подачи киноклубов, при поддержке кинотеатров и кинопроката проводились краевые кинопанорамы - последние прошли в 1987 г., в кинотеатре «Октябрь». При всём этом массовый прокат и киноклубы существовали параллельно, редко пересекаясь.

Итогом подобного подхода  к делу были грубые просчёты в прогнозировании  практически всех аспектов работы со зрительской аудиторией. Отмечалось, что методологические службы управлений кинофикации, работники репертуарных отделов контор кинопроката не учитывали интересов различных групп зрителей, что не позволяло формировать репертуар кинотеатров и киноустановок дифференцированно, удовлетворяя разносторонние вкусы публики.

Фактом бездействия  методических служб и плохой подготовленностью  их работников объяснялись недостаточно развитые альтернативные формы привлечения  зрителей; предварительная и внекассовая  продажа билетов, использование средств массовой информации в рекламировании кинокартин, проведение творческих встреч и т.д. При этом стандартной формой работы считалось просто встретить зрителя в кинотеатре. Альтернативными же - различные выезды кинодеятелей на предприятия, кинолото, кинолотереи, встречи с киноартистами, кинодискотеки и т.д. При альтернативных формах сам фильм рассматривался не как единственное и даже не как главное приложение к основному действу, а как иллюстрация, например на творческом вечере артиста.

Постановление коллегии Госкино РСФСР  от 30.12.1985г. № 56 «Об упорядочении работы экспертных групп репертуарных комиссий»66, было призвано ликвидировать разрыв между кинопроизводством и прокатом в нашей стране, что уже не могло  значительно повлиять на положение дел в отечественном кинематографе. В этом документе коллегия Госкино РСФСР рекомендовала привлекать к работе по продвижению фильмов к зрителям социологов, педагогическую общественность, работников региональных отделений Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства (ВБПК). Таким образом, перестройку своей работы кинематографисты, кинофикаторы и работники кинопроката видели, прежде всего, как изменение содержания (тематика, привлечение новых специалистов и т.д.), при неизменности форм организации кинопредприятий.

Подобные комиссии были призваны осуществлять координацию и контроль в части  идейно-художественной направленности киновидеофонда в крае. Чаще всего  инициатива в их назначении исходила от правоохранительных органов –  эти комиссии отслеживали, чтобы не было порнографии. Обычный состав репертуарной комиссии по должностям: представитель крайисполкома, ведущий специалист Управления кинофикации, конторы кинопроката, руководитель регионального отделения ВБПК, специалисты-эксперты (среди них киновед).

В культурной жизни страны с 1986 г. наблюдаются  попытки соотнести кинематограф с реальностью общественных процессов. Надо отметить, что глубокое теоретическое осмысление ситуации первых лет перестройки в кинематографе началось лишь после 1989 г., когда кризисные процессы пустили глубокие метастазы. Соотношение кино с перестроечной реальностью заключалось в следующем: на экране демонстрировались «типовые модели», принципы социального и культурного бытия, наработанные в предшествующие времена и выглядевшие в новых условиях анахронизмом. Так, например, И. Шилова считает, что основной моделью киноповествования в эпоху перестройки был возврат ко вчерашнему дню и переоценка событий с критической точки зрения (например, «Покаяние», «Пиры Валтасара или ночь со Сталиным» и др.). Это модель так называемого «разоблачительного кино». С изменением типовых политических и цензурных установок в обществе, с политикой демократизации и гласности началась и дезинтеграция кинематографа как культурной системы. Оставшись наедине с отягощённой проблемами действительностью, кинематограф стал активно воспроизводить её, причём в самых мрачных тонах. Эта модель – рисующая современность как бы «чёрными красками» (например, «Шакалы», «Кидала», «Трагедия в стиле рок» и т.д.) - получила название «чернухи».

Информация о работе Становления советского кинематографа