Шпаргалка по "История дизайна"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 06:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История дизайна"

Файлы: 1 файл

История дизайна.docx

— 100.26 Кб (Скачать файл)

- переход  к чистым формам

- отказ  от орнамента и декора

- принцип  целесообразности

-использование  новых строй мат-в (сталь,стекло)

- формы  создаются на основе треединства( конструкция, материал, техника)

 В  строительной и художественнои практике жилой дом выступает как единая форма не терпящая ни какого декора. К новому направлению примкнули и многие идеологи модернизма (Вельде, Гропиус, Матезиус и Бэренс). Курс на целесообразную форму порожденную машинным производством, лежали через отказ от орнамента. Теоретики конструктивизма(Салливен,Райд) исходили из положения , что форма вещей и их украшение присущие ремесленным поделкам не уместны в век индустрии. Новый стиль был сугуборационален, подчинялся логике, конструкции функционализма и целесообразности. Внедрение в строительную практику новых материалов перевернуло традиционные представляния об ордернной архитектуре. Принципом конструктивизма становится лозунг – Форма создается на основе триединства: конструкции, материала и техники. Формы ради формы не существует. Форма не цель работы, а исключительно лишь ее результат. В 1924г состоялась выставка «Форма без орнамент», где представленные экспонаты были изготовлены в соответствии с принципами конструктивизма и функционализма и рассчитанные на массовые производства.

Примеры: городок  чикистов(Г-ца Исеть),Дом физкультуры «Динамо», башня третьему интернационалу(Татлин 3 ветви власти- законодательная,исполнительная,СМИ).

 

6. Зарождение и становление нового  стилевого направления-функционализма.

1.Ранний американский  функционализм. Чикагская архитектурная школа

 Впервые европейская общественность столкнуласть с американскими изделиями и бытовым оборудованием на выставке в Лондоне 1851г. На этой выставке внимание общественности привлекала школьная парта на чугунных опорах, где все было приспособлено к возрасту ученика, его анатомическому строению. Привлекали точность измерения, простота, соответствие эргономическим требованиям. В 1876г. В Филадельфии состоялась выставка промышленных изделий, где вновь американские изделия привлекли внимание европейской общественности. Рёло, возглавлявший немецкую делегацию, был восхищен американскими инструментами, машинами. «Топоры, мотыги, молотки…настолько хорошо соответствуют своему назначению, что кажется будто бы они предвосхищают наши потребности» Рёло.

 В отчете французской  делегации было сказано, что  в Америке родился новый стиль,  который проявляется во всех  формах прикладного искусства  (ФУНКЦИОНАЛИЗМ).

 Интенсивное развитие  промышленности (Америка вышла   на 2ое место в мире по выпуску промышленных изделий, после Англии) подтолкнуло Американских дизайнеров, инженеров, архитекторов к поиску новых форм, соответствующих особенностям индустриального производства. Заметным явлением для Америки стала промышленная архитектура США (высотные дома, конторские дома). Появление новой архитектуры способствовало открытие парового лифта (1857г.), электричества (1880г.), широкое использование новых материалов, конструкций (применение стекла и стали). Небоскреб становится символом превосходства американской технологии. Именно в Чикагской архитектурной школе были разработаны новые принципы современной архитектуры. Впервые в Америке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, дизайнером и инженером.

Луис Салливен, , сформировал основной закон функционализма:

«Каждая вещь в  природе имеет форму, иначе говоря – свою внешнюю особенность, указывающую  нас, чем она является и в чем  ее отличие от нас и от других вещей…»

Всюду и всегда форма следует  за функцией – таков закон.

«Там, где неизменна функция, неизменна и форма» (Л. Салливен)

Особое место в становлении  индустриального дизайна принадлежит  Франку Ллойду Райту. Автору более сотни  проектов архитектурных зданий, в  частности промышленных, административных, жилых домов. Широко известны его  интерьерные работы и мебельные  проекты, которые стали продолжением его архитектурных решений. В  своей публицистической деятельности он особое место отводил изучению машин, т.к. «век электричества, стали  и пара – человека всюду окружают машины». Машины заменяют человека на тяжелых работах, расширяют его  кругозор.

Несмотря на сложившиеся  архитектурные и дизайнерские традиции в европе промышленный дизайн как самостоятельное явление впервые появился в Америке, где раньше чем в других странах начался процесс формирования общества массового потребления. Такие предметы как автомобили, холодильники, приемники, электроприборы в 20-х гг. 20го в. Стали доступны большинству американцев.

Сам термин «индустриальный  дизайн» был впервые использован  в Америке 1919г. Джозефом Синеллом.

Питр Бэрнс с 1907 года работает в компании АЕГ (всемирный электротехнический концерн), где он впервые разработал фирменный стиль(общий художественный стиль компании). Концерн был образован в 1883 и занимался всем от переработки первичного сырья до выпуска и сбыта готовой сбытой продукции он выпускал готовые электр.лампы, чайники, эл.моторы, вентиляторы…Б провозгласил новый принцип формообразования « следования одним лишь только функцион-ым или матер-ым ценностям не может создавать никаких культурных ценностей». Задачами Б было:

Наблюдение за эстетической стороной производства, строительство  новых домов и контор фирмы. Первая работа в компании: чайники с кипятильником.

Б открыл новый мир красоты технических изделий и с его именем стали связывать понятие промышленная культура. Промышленность становиться носителем культуры.

 

 

7Баухауз как  первая дизайнерская школа.

В начале 20в в Европе существовали 4 крупных центра нового стиля: Франция, Германия, Россия и Голландия. Но лишь в России и Германии возникли совершенно новые типы учебных заведений – школы универсального дизайнерского профиля с оригинальными и в чем то похожими принципами построения учебных программ. В 1919 г. Вольтер Гропиус был назначен главой двух художественных школ в Веймаре – школы искусств и ремесел и института изящных искусств- и объединил их в одну. Война разуверила Гропиуса в промышленности как движущей силе прогресса. Он обращается к предметно- художественному творчеству как к инструменту для построения гуманной среды. Слово баухауз Гропиус придумал сам (инверсия слова строительство домов), оно символизировало построение своеобразного храма искусства, в котором есть место всем ремеслам  и искусствам под крышей архитектуры при ее ведущей роли.Цель :подготовка художников-мастеров высшей квалификации. Манифест баухауса состоял из текста, написанного Гропиусом изображения готического собора с сияющими звездами на линогравюре Лайонелла Файнингера. Собор с тремя шпилями символизировал единство архитектуры, живописи и скульптуры. Йоханнес Иттен – самый влиятельный среди первых приглашенных Гропиусом преподавателей. Он заложил основу системы художественного образования. Он обращал внимание не только на выразительность композиции вещи, но и на  состояние, в котором художник его создавал. Принципиальную схему обучения Гропиус изобразил в виде концентрических колец. Наружное кольцо – полугодовой вводный пропедевтический курс, в ходе которого изучали основные закономерности формы и цвета, знакомились с различными материалами в начальных мастерских. Следующие 3 года отводились, во первых на подробное изучение материалов: камня металла , дерева, текстиля, глины, во вторых на освоение законов правил технологий, приемов работы с материалами через изучение инструментов и конструкций, наблюдения над природой, создание цвета геометрических композиций. В центре схемы находился круг означающий проектирование, строительную площадку, учет законов конструирования и техники. Такое разделение  формально –художественных и проектных дисциплин диктовалось опытом мирового художественного авангарда в начале 20 в. Уход от стилизации и декора привел к тому что выразительность вещи стала строиться на основе выразительности сочетаний ее главных элементов. Элементарные формы искусства оказались созвучными. Соответствующие тем деталям и форм вещей из которых художники предполагали строить весь предметный мир. Поэтому возникла идея разделения профессиональной подготовки дизайнера на 2 этапа: 1-обстрактно аналитическая пропедевтика, 2- проектирование функциональных изделий из того или иного материала. Среди преподавателей приглашенных Гропиусом позднее были такие художники авангарда ,как В. Кандинский, Г.Мухе, П.Клее и О.Шлеммер.

 

 

 

8Американское  направление развития дизайна  «Коммерческий дизайн».

США в 1920г 20века становится одной  из наиболее важнейших стран в  промышленном отношении. Имея развитую индустрию США не имели индустриальной культуры. Выпускаемые товары массового производства не соответствовали по своим эстетическим качествам, свойствам, вкусом потребителя. В конце 20века Америка вступила в стадию экономического кризиса – кризиса перепроизводства. Большое влияние на развитие американского дизайна оказала парижская выставка 1925г. Дизайну стали предавать большое значение: 1 - он становится средством восстановления здоровой экономики. Средством выхода из кризиса. 2 – становится способом борьбы с конкуренцией. Пионером американского индустриального дизайна является Норманн Белл Геддис. Он впервые на практике применять обтекаемые формы под знаком кот стал развиваться американский дизайн в 20веке (пример с автомобилем Генри Форда: он попытался выйти из кризиса путем улучшения внешней формы автомобиля, с этими изменениями улучшилась продажа автомобиля). Автомобиль становится символом социального статуса американцев. В 1927 г была организована первая дизайнерская фирма под руководством Тига. В конце 30годов профессия пром. дизайнера становится весьма распространенной. Пионером Коммерческого дизайна является Раймонд Лоуи. США получает широкое развитие коммерческое направление дизайна. Его появление прежде всего связывают с именем Лоуи. Он говорил, что дизайн это то, что заставляет чаще звонить в магазинную кассу. Уродливое плохо продается. В 1944г по инициативе Тига и Лоуи было образованно «общество пром. дизайнеров». Цель: сохранение на высоком уровне этических норм развивающейся профессии и поощрение обучения дизайнеров. В последствии это общество переименовали в американское общество дизайнеров. В 1960г после объединения с институтом дизайнеров оно стало называться Обществом дизайнеров Америки.

 

 

9ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. Структура, педагогические принципы, первые системы проектирования.

25 декабря были созданы  Московские Государственные Высшие  Художественно-технические Мастерские (ВХУТЕМАС). Путем слияния первых  и вторых гос. свободных мастерских, кот представляли преобразованные  Строгановское промышленное училище  и бывшее училище живописи, ваяния и зодчества. В 1918г была проведена реформа художественного образования. Академическую систему обучения заменили совершенно новой методикой, в которой взаимоотношение мастера с учениками сочеталось полной свободой для учеников, они сами могли выбирать себе преподавателей. В 1926г ВХУТЕМАС был преобразован в ВХУТЕИН, кот просуществовал до 1930г. Постановка общего и профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Среди преподавателей было много формалистов. Поэтому ВХУТЕИН не смог удовлетворительно справиться с задачей воспитания советских художественных кадров. В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова.

Высшие художественно-технические  мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. ВХУТЕМАС включал  восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые В. Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.    Подводя итог рассмотрению деятельности двух знаменитых школ дизайна Баухауз и ВХУТЕМАС – они возникли как ответ на требование времени в момент резкого социального перелома, затронувшего сферы социально-культурных отношений и материально-предметного окружения человека. В них сложилась особая творческо-эксперементальная атмосфера, в кот и преподаватели, и студенты чуствовали себя причастными к великому делу – они творили профессию. В центре внимания была личность творца, идея универсального человека, кот доступны все виды проектного творчества.

 

 

10Стилевые направления  в европейском формообразовании  перед II мировой войной.

20-е и 30-е годы были  в Европе временем, полным противоречий. На первый план в экономике  стало быстро выдвигаться машинное  производство, а первая мировая  война навсегда изменила структуру  общества и общечеловеческих  ценностей. Война и последовавший  за ней экономический кризис  принесли с собой в Европу  массовую безработицу, бедность  и жилищные проблемы. Несмотря  на это, финансовая элита продолжала  вести свой привычный образ  жизни, купаясь в роскоши, ставя  в центр общественной жизни  культуру, общение, спорт и лихорадочные  поиски удовольствий. Вторым после  Парижа культурным и экономическим  центром Европы становится столица  Германии Берлин. Стиливые направления: "интернациональный стиль" в дизайне появился позже, чем в архитектуре. Однако, в отличие от архитектуры, где он возник как противоположность историческим мотивам ар-нуво и в особенности арт-деко, в дизайне "интернациональный стиль" имел корни в функциональном инженерном дизайне, который существовал постоянно в опытных лабораториях изобретателей. Арт-Деко. Франция. Во Франции, где состоятельные слои буржуазии, несмотря на войну, не утратили своих позиций, развивался декоративный стиль роскоши и убранства, который демонстрировал экономическую власть и высокий уровень жизни. Кроме того, французские профессионалы в условиях жесткой конкуренции мирового рынка пытались найти свой путь к выживанию. Триумфом стиля "Арт-Деко" стала международная выставка декоративных искусств, происходившая в Париже с апреля по октябрь 1925 г. На ней было представлено большинство европейских государств. На выставке, размещавшейся в центре Парижа, было показано более 130 экспозиций художественных, коммерческих и промышленных учреждений, а также несколько сот индивидуальных художников. Термин "Арт-Деко" происходит от названия Международной выставки современных искусств и ремесел, прошедшей в 1925 г. в Париже. Арт Деко был также известен как "джазовый модерн", "зигзаг модерн" и "обтекаемый модерн". Последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей, самолетов. Арт Деко сформировал образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. Новации в области моды. "От кутюр" Родоначальником "От кутюр" - создание моделей одежды как произведения искусства, является англичанин Фредерик Ворт (1825-1895 гг.), который впервые кроме индивидуальных заказов стал разрабатывать и показывать небольшие коллекции. Именно Ворт придумал знакомый нам всем манекен (стилизованный торс человека) для работы и демонстрации моделей. Благодаря гению моды Полю Пуаре женщины получили освобождение от оков корсетов. Модный женский силуэт стал удлиненным, цилиндрическим и свободным от украшений, а к 1917 году низкая талия платья сменила высокую, и юбки стали укорачиваться. Новому образу требовались простые украшения, например длинные бусы. Габриель Шанель (1883-1971 гг.) Крупнейшая французская кутюрье, реформатор моды XX века.  Художественное формообразование в нацистской Германии В то время как в США в 30-е гг. развивался дизайн, который, подчиненный законам рынка, развитию техники, противился какому-либо "нефункциональному приукрашиванию" формы, в предвоенной Германии повседневная предметная эстетика была полностью подчинена идеологической унификации, проводимой нацистами. В ходе приготовлений к войне мебель стали изготавливать исключительно из дерева или клееной фанеры. "Фольксваген" - немецкий народный автомобиль Народный автомобиль «KdF-wagen» по замыслу нацистов должен был стать своеобразным "культурным действом", обещанием населению, что, после стольких лет самопожертвований, отказа себе во всем, скоро каждый сможет стать владельцем автомобиля. Народный радиоприемник Вальтера Марии Керстинга "VE 301 "(1928 г.) представлял собой недорогой стандартный радиоприбор, выполненный из современного высокотехнологичного материала - бакелита. Его кубическая форма, лишенная декоративных излишеств, имела ясную функциональную структуру. Чуть закругленные углы и обтекаемые линии были сделаны автором под влиянием популярного в то время Арт-Деко.

 

 

 

 11. Развития дизайна в в  странах Западной Европы и США после II мировой войны                         (50 - 60-ые гг.)Общие тенденции развития дизайна в США в 50-60 гг.

Америка сохраняет лидирующее положение в мировой экономике. В американском дизайне сложилось  два направления формообразования.

1«Элитарный» «Хороший» дизайн.

Цель. Способствовать эстетическому  развитию публики (хороший дизайн).

Цель: стремились дать публике то, что она хочет. Главным становится достижение коммерческой прибыли.

С этим направление связывают развитие стайлинга. (содержание не меняется, только форма).

В 50е гг. в Америке развивается  автомобильный стиль. Его появление  связывают с именами Харли Эрла и Лоуи.

Харли Эрл является автором автомобиля – «американская мечта» (Кадиллаки)

Автомобильный стиль распространяется и на дизайн электроприборов и  формы бытовых предметов (точилка, кофеварка, холодильник, и т.д.)

В условиях войны резко  сказалась проблема дефицита материальных ресурсов. Перед дизайнерами встала задача использование искусственных  материалов (пластмассы – стулья Имза, нейлон, плэксиглас – вместо стекла).

Профессия дизайнера получает новый толчок в развитие. Дизайнеры занимаются формообразованием, дизайном упаковки, витрин, торговых залов, общественного транспорта, разработка фирменных стилей и общей концепции компаний. Профессия становится массовой. Д занимаются проблемами оптимизации процесса труда, что способствовало появлению и развитию эргономики .

Появление стиля «Прет  а Порте» стиль молодых- Стремление к самовыражению в одежде(джинсы,футболки, рок-н-ролл, поп исполнители Элвис пресли

Общие тенденции  развития дизайна Европейского в  послевоенный период 50-60е гг. (Великобритания, Скандинавия)

Общая тенденция (проблема) для  всех стран: нехватка сырья.

Пути решения проблемы:

Сокращение товаров народного  потребления, введение карточной системы.

Использование новых искусственных материалов, что приводит к появлению нового формообразования.Выделение средств для решения социальных задач и создания конкурентоспособной продукции. Происходит осознание гос властью роли дизайна в развитии нац-ой пром-ти и нац-ой торговли.Создание различных административно-научно пропагандистских структур, призванных обеспечить внедрение дизайна в производство.

Влияние США на все стороны жизни Европы (план Маршала) с одной стороны и стремление сохранить национальные культурные традиции с другой стороны.

Происходит складывание  региональных школ дизайна.

Дизайн в Великобритании. 40х гг.

В 1944г. В Великобритании была создана первая в Европе общегосударственная дизайнерская структура «Британский совет по технической эстетике».

Информация о работе Шпаргалка по "История дизайна"