Шпаргалка по "История дизайна"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 06:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История дизайна"

Файлы: 1 файл

История дизайна.docx

— 100.26 Кб (Скачать файл)

История дизайна.

  1. Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента   экономической системы. Виды дизайна. Их основные  характеристики и особенност  проектнойдеятельности.

В самом общем  смысле «дизайн» - это проектно-художественная техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами по формированию гармоничной предметной среды, жилой, производственной и социокультурной сфер.

История дизайна неразрывно связана с изменениями (эволюцией) предметного окружения человека и в особенности с развитием  техники.

Дизайн зародился в  начале 20 века и утвердился как специфический  вид проектирования предметов массового производства в середине века. Это то явление в начале 20 в, кот получило название индустриальный дизайн.

Основоположниками дизайна  стали архитекторы и художники, кот. Осознали новые возможности открывающиеся с развитием массового машинного производства. Изначально дизайн стал носить коммерческий характер, стал средством повышения конкурентоспособности. Нет единой точки зрения на природу дизайна и времени его становления.

1 т.з. Питер Беренс в 1907г.Директор ком-ии АИГ, электро-техническая компания, стал разработчиком первого фирменного стиля. Выпустил первые электрические чайники.

2 т.з. Дизайн рассматривается как средство разрешения конфликта между искусством и машинной техникой (Райт и Вельде модернист).

3 т.з. Дизайн – это способ воссоздания целостности предметного мира и очеловечивание технической цивилизации (Гропиус Вальтер 1919г., в германии основоположник БАУХАУЗА. Немецкое общество дизайнеров по принципам работы средневековых мастеров.Был сделан уклон на теорию и практику. Сами воплощали идеи в жизнь)

В 1964 г. На международном семинаре дизайнеров в Бельгии было дано след. Определение:

 Дизайн – это формо-творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные связи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

( В этом основное отличие  дизайна от стайлинга, представляющего собой лишь коммерческое улучшение внешнего вида вещи).

 В современном понимании  объектами дизайн-проектирования являются не изделия, а потребности.

Дизайн – это специфическая  среда деятельности по разработке (проектировании) предметно-пространственной среды, а  также жизненных ситуаций с целью  придания результатом проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации  и гармонизации их взаимодействия с  человеком и обществом. 

Виды дизайна(Ос-ти проектной деятельности)

Виды дизайна — графический, промышленный, средовой , авто, костюма и их разновидности ; в графическом дизайне — работа с визуальными коммуникациями, информационной графикой, рекламой и др., в промышленном — формирование бытовых вещей и приборов, объектов машиностроения, средств транспорта, одежды и т. д., в средовом — дизайн интерьера и открытых пространств различного назначения.

Существует параметр характерный всем видам дизайна-  проектное, предметное мышление. Существует система « Дизайнер-проект-предмет-вещь» которая помогает прийти к востребованному закономерному результату. Однако дизайнерское творчество не исчерпывается только проектированием ,включая в себя механизмы и методы реализации замысла, способность вещи входить в существующий предметный контекст и даже механизмы устранения, утилизации отживших форм.

 

2Предпос. и зарожд. диз.

 Производство основанное на ручном труде постепенно уступает место индустрии и первые образцы пром. продукции были далеко не совершенными и по качеству и эстетическим характеристикам уступали место изделиям мануфактурного и кустарного производства. С целью повышения эстетических свойств изделий в ряде стран были  созданы спец. комитеты (в Англии - англ. Общество искусств было преобразовано в общество поощрения искусств мануфактуры и коммерции). В 1949г в Лондоне был создан первый журнал по эстетике «Journal of design». Первоначально эстетич. проблемы пытались скрыть буквально, прикладывая различные штампованные печатные картинки, узоры, арнаменты. Стремясь передать пром. изделиям сходства с изделиями кустарного произв-ва, кот расценивались как идеальные. Поэтому нарушалась связь между полезн. качествами предмета и его эстетич. особенностями.

Выставки. Самой передовой пром. страной в 19в была Англия. Пром. выставки стали проходить с 1756г и они носили общ. национ. хар-ер. Подобные выставки проходили и в др. европ. странах: Германии 1765г,Франции, России 1828г. Во второй половине 19в проводятся междунар. выставки. Первая междунар. выставка проходила в Англии в 1851г(великая выставка изделий промышленности всех наций). Ее организаторами были муж королевы Елизаветы – принц Альберт, известн. англ. художник,гос. деятель, предприниматель Генри Кол. Был объявлен конкурс проектов разработки выставочного павильона, в нем победил Д. Пастон –Хрустальный дворец. На выставке были представлены машины, минералы, оборудование, ремесленные изделия, ковры, посуда. Экспозиции делились по фирмам, но на одном стенде оказывались колокола, пушки и быт. мелочь.

Вторая выставка состоялась в 1855г в Париже. Она оставила менее заметный след, чем первая. Третья выставка проходила в Англии в 1862г. На ней впервые был проведен смотр произведений искусства за 100 посл. лет – преобладали картины и скульптуры. В 1889г в Париже проходила выставка, приуроченная к 100-летию французской буржуазной революции. Для выставки был построен дворец машин и Эйфелева башня.

Значение этой выставки: 1-технические изделия  были впервые представлены на всеобщее обозрение как гос. экспонаты, что  позволило выявить основные недостатки эстетики форм первых пром. изделий. 2-собранные вместе экспонаты продемонстрировали безнадежно дурной вкус, что привело к необходимости поиска нового формообразования, основанного на иных эстетич. принципах и отвечающих требованиям машинного производства.

Традиции продолжаются до сих пор( Иннопром, Биеннале современного искусства и др)

 

 

 

3.Перв. теории. дизайна.

Первые попытки  теоретического осмысления дизайна  протекают в условиях развития индустриального  производства. Исследователи отмечали парадокс эпохи 19В-с одной стороны  бурное развитие техники, а с другой стороны не менее бурный протест  против неё.

В западной прессе развернулись споры о то, может  ли машина создавать произведения искусства? Может ли сама техника являться произведением  искусства? какое положение занимает художник в современном процессе?

Протест против фабричного изготовления мебели,посуды,дом.утвари впервые появился в Англии как в самой развитой стране. Этот проест выразился в теоретических работах Дж. Рескина. Противоречие между техникой и искусством решалось путем полного отрицания техники и машинного производства. Он ненавидел машины за то, что они разрушали красоту. и радость возникавшую при создании вещи руками человека. Тем не менее заслуга в том что он первый обратился к проблемам промышл. искусства. Искусство бытовой вещи он считал определяющим в иерархии искусств, так как первоначально появляются одежда, утварь, мебель, а уже потом картины и статуи. Он впервые поставил вопрос о качестве современного промышленного изделия и производства бытового искусства. Он впервые теоретически обосновал связь между красотой и пользой.

Г. Земпер. 2ая концепция- Земпер был одним из организаторов первой всемирной пром. выставки. Изучение промышленных товаров привело его к мысли исследовать причины упадка их художеств. качества. В своей книге «Наука промышл. и искусства» он приходит к мысли, что не удовлетворительное качество изделий промышленности объясняется отсутствием требуемых наукой новых материалов, которые бы придали новым творениям качество строгой необходимости. В другой книге «Стиль в технич. и тектонических искусствах или практическая эстетика» он разработал учения о причинах определяющих характер форм вещей. Он сформулировал 4 условия формообразования. Форма каждой вещи определяется:1-целью или функцией. 2-материалом. 3-характером технологии производства этой вещи.4-прогресс обработки материала. Он по-иному взглянул на вещь и пришел к выводу что форма и декор не определяются волей художника, а зависят от функции, материала и способа обработки. Он во многом заложил идеи функционализма.

Ф. Рело. 3яя концепция-впервые поставил вопрос о форме машин. Он не разделял взглядов Рескина на негативную роль техники и технического прогресса в жизни общества. Он провозгласил идею гармоничного развития искусства и техники. Он создал весьма оригинальную теорию, где все народы разделил на 2 основные группы в зависимости от их взаимодействия с природой: манганистическая-изменяющая природу (христианские народы)-он не только развивал промышленность, но и содействовал расцвету культуры; натуралистическая-обороняющаяся от природы ( весь арабский мир). Рело утверждал, что развитие техники не только не является угрозой культуры, но и способствует ее развитию. Заложил основу пром. дизайна. Стал одним из основоположников архитектурного стиля в машиностроении.

У. Моррис. 4аяконцепция-англ. художник, писатель, много времени уделял воспитанию худ. вкуса. Главный порок своего века он видел не в развитии промышленности, а в гибели ручного труда, в отделении труда от радости творчества, искусства от ремесла. Его оскорбляли попытки выглядеть роскошно дешевые фабричные товары. Морис выдвинул требования соответствия украшений  и отделки сущности и назначению предмета. Он указал на зависимость выбираемого материала от назначения вещи и ее будущ. обстановки. Один из основателей стиля модерн. Модернисты подхватили лозунг М. «Красота и удобство» .Предмет содержит в себе не только форму,качество,но и эмоции мастера,его отношение. Он стоял у истоков движения искусства и ремесла, которое стремилось замедлить ход технического прогресса. Основал фирму Морис и Ко где на основе ручного труда создавал мебель, посуду,ковры. В 1865г он основал движение «Исскуство ремесла» с целью остановить технический прогресс.

 

4 Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIХ – нач. ХХ вв. в Европейских странах.

Создавая  новые по своему формальному содержанию вещи, часто имели архаичный(устаревший, вышедший из употребления) внешний вид своего прототипа, пришедшие в промышленность архитекторы, инженеры, художники вносили свои традиционные методы работы и свои семантические(связанный, соотносящийся) образы. 

Стилевые  нар=правления 19 в:

Инженерный стиль. Относится к поисковым инженерным разработкам вновь создаваемых предметов (станков, инструментов). Этот стиль характеризуется тем, что форма полностью подчинялась функциональным требованиям. Изделия отличались тяжеловесностью , брутальностью. Эстетич. качества и вопросы эргономики отходили на второй план. В основе своеобразная красота целесообразности. Это направление не смотря на все свои недостатки оказалось довольно перспективным и получило развитие в стиле функционализма.

Архитектурный стиль. В его основе лежат классические каноны ордерных систем, трехчатное построение композиции. Этот стиль был распространен на превоначальном этапе формообразования и применялся для крупных тяжеловестных форм, мебели, механизмов, транспорта. Грамосские архитектурные формы вступали в противоречие с функциональным назначением машин и механизмов. По этому данный стиль оказался без перспективным.

Китч. Массовая продукция, безвкусица, подделка. Эта продукция была рассчитана на внешний эффект, имитировала в промышлен. изделия уникальность ручной работы. Этот стиль приносили на предприятия художники, которые стримились сделать изделия эстетически целесообразным. Они занимались только изменением внешней формы (стайлинг) не ориентировались на функциональные характеристики предметов. Данные изделия не только формировали дурной вкус, но в целом привели к удорожанию изделий.

Модерн. В разных странах различные названия: ар-нуво, модерн стайл, стиль модерн (Россия), югенд-стиль (Германия). Три составляющие стиля: наличие 1-декоративных волнистых линий, 2-определенной тематики, 3-подчеркнутой цельности замысла. Стилистические особенности:1-отказ от прямых линий и углов в пользу более плавного движения изогнутых линий;Использование импульсов формообразования идущих от природных форм ( флоральные( флора), зооморфные( животные), остеоморфные ( кость) мотивы)

2-стремление к  созданию единого архитектурно-художественного  ансамбля, в кот. все элементы связаны в единое целое; Стерлась грань му высоким и низким исскуством. Мнеогие художники стали применять забытые художественные техники ручного, художественного труда (мозайку,роспись стекл, инкрустацию. Для модерна становиться хар-м синтез искусств. М тяготеет к арнаменту,кот становится не только украшением но и сущностью стиля.

3-интерес художников  и архитекторов к художественным  ремеслам, где рассматривается граница  между высоким искусством и  декоративно-прикладным. Одной из  определяющих черт модерна стало  стремление к орнаментальному. Модерн получил наибольшее распространение в Западной Европе с 1896г по 1900г.

Теоретики: Орта, Вельде, Макинтош,Гауди.

Итоги модерна: Создание основы для массового производстава.

 

 

5Конструктивизм - ведущее стилевое направление в индустриальном формообразовании нач. XX в.

Родина  к- Россия, в основе эстетика целесообразности. Основоположники: Татлин, Родченко, Степанова,Брик, Арватов. Западные К : Мис Ван дер Рое, Вельде,Райт.

Интенсивное развитие промышленного производства уже в начале первого десятилетия  привело к кризису модернизма и он начинает вытесняться новым направлением конструктивихзмом. В основе конструктивизма лежала эстетика целесообразнолсти предполагавшая овальные строго утилитарные формы очищенные от декоратизма, модернизма. Наступает новый век индустрии конструктивно-массового производства, стандартизации товаров. Появлению нового стиля способствовала индустрия самого быта, новые предметы(пылесосы,пишущие машинки,телефоны,радиоаппаратура) не сочететались со старой художественно промышленной эстетикой. Теоретиком «вещности» выступает Адольф Лоос в своих публикациях он резко критикует всякие излишества.Он сформировал принципы новой эстетики:

Информация о работе Шпаргалка по "История дизайна"