Шпаргалка по "История дизайна"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История дизайна"

Файлы: 1 файл

istoria_dizayna.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

12 вопрос Строительная  техника средневековья.

Период  Средневековья  отмечен  распространением механизмов, которые уже были изобретены в античности. Эти механизмы прочно вошли в повседневную жизнь средневекового человека.

Ярким примером стало повсеместное распространение водяных мельниц. Это приспособление для помола зерна  было известно человечеству еще с 1 века до н.э. Водяные мельницы встречались в Малой Азии и Риме. Однако широкое распространение этот механизм получит в 11-14 веках н.э. в Европе. При этом распространение водяных мельниц было очень интенсивным. В 10 веке в Руане на одну часть поселения приходилось всего две мельницы. К 14 веку их здесь было уже четырнадцать.

В средние века широкое распространение  в Европе получили колесный плуг, которым  пахали землю еще древние римляне, и рубанок, который известен уже  с 1 века н.э.

Но не все механизмы были заимствованы у древних римлян. Ветряная мельница пришла в средневековую Европу из Китая и Персии в конце 12 века. Можно сказать, что средневековый человек обуздал две стихии – воду и ветер – заставив их работать на благо.

Средневековый человек изобрел  хомут. Если в античности тяга давила животному на горло, отчего животные быстро уставали и погибали, то средневековый хомут перенес тягу на плечи животного, что позволяло перемещать тяжелые грузы. В хомут можно было впрягать лошадей. В Риме в качестве тягловой силы использовали более мощных и сильных волов. К тому же лошадь значительно быстрее вола.

Однако при всем развитии и распространении  технических механизмов и приспособлений главным оставался труд человека, так называемый ручной труд. Людских  рук постоянно не хватало. Феодалы в некоторых странах облагали налогом молодых крестьян, которые не имели семьи и детей. Такие попытки поднять рождаемость и увеличить количество крестьян успеха не приносили.

Дерево в период  Средневековья  было основным  строительным  материалом. Лес для средневекового человека был источником жизни и достатка. В Средние века велась активная вырубка лесов. Бревна сплавляли по рекам во всей Европе.

Железо же, напротив, было не сыскать. Из железа производили доспехи воинов и оружие. В монастырях и некоторых феодах за потерю железного орудия или оружия жестоко наказывали. Вследствие нехватки железа большинство крестьянских орудий труда было изготовлено из дерева. Естественно, что, например, деревянный плуг не отличался особой прочностью и долго прослужить не мог. Альтернативу дереву в Средневековье составляли орудия труд, изготовленные из камня.

Строительство в Средние века также  вели, работая с деревом и камнем. Строителей называли плотниками и каменщиками. Камень был прочнее дерева. Постройки из камня было труднее сжечь. Поэтому обладатели каменных жилищ считались зажиточными и богатыми людьми. Часты были случаи, когда на месте деревянной постройки складывали каменное жилище. Это считалось признаком достатка.

С увеличением объемов строительства возникла необходимость в добычи материалов, из которых строили здания и в совершенствовании орудий труда строителей. Стала развиваться технология добычи металлов, из которых изготавливали орудия труда. Металлы добывали в шахтах глубиной до 500 метров. На такой большой глубине средневековый добытчик сталкивался с подземными водами. Воду необходимо было откачивать. Для откачки воды использовали специальные насосы, которые были ручными. Поднимали железную руду из шахт при помощи подъемных механизмов.

В 14 веке научились изготавливать чугун. Для переплавки руды строили огромные доменные печи, высота которых достигала 5 метров. Топили печи углем. За сутки в таких печах можно было переплавить до полутора тонн железной руды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 Вопрос Ремесла Западной Европы в эпоху средневековья

Важным все время увеличивающимся  слоем городского населения были ремесленники. С VII-XIII вв. в связи  с увеличением покупательной  способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских   ремесел . От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок.

 Ремесло  становится уважаемым  занятием, приносящим хороший доход.  Особенным почтением пользовались  люди строительных специальностей  – каменщики, плотники, штукатуры.  Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки, В этот период углубляется специализация ремесел , расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной.

Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе  начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в XIII в. – большие башенные часы, в XV в. – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил  западного  общества.

Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации – ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами.

Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей  безопасностью цехов было также определенное регламентирование производства с тем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне; цеховые власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции.

В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей.

Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные  недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система  ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.

Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского  ремесла  свидетельствует тот факт, что подмастерье, хотевший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась «шедевр» (современное значение слова говорит само за себя).

Цехи также создавали условия  для передачи накопленного опыта, обеспечивая  преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали  в становлении единой  Европы : подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места.

С другой стороны, к концу классического  Средневековья , в XIV-XV вв., цеховая организация  промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно: реально получить статус мастера мог лишь сына мастера или его зять.

Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев». Кроме того, строгая регламентация  ремесла  начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического  Средневековья  появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура.

Мануфактура предполагала специализацию  труда между работниками при  выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным. На мануфактурах  Западной   Европы  работали наемные работники. Наибольшее распространение мануфактура получила в следующий период  Средневековья .

 

 

 

 

14 Вопрос цеховые организации ремесленников в Западной Европе.

XI–XIII вв.

В период крестовых походов (1096–1261 гг.) в  Европе  появилось много  технических достижений: технология изготовления красок, бумаги и т. д. что позволило организовать новые  производства.

Развивается, связанное с торговлей  и наукой, городское ремесло, гильдии  ремесленников , союзы. Первыми в  Европе  они возникли в Италии. Появляются скупщики товаров — купцы.

 Если раньше ремесленник  сам не только изготовлял орудия  труда и украшения, но и продавал их, то теперь он мог посвятить себя ремеслу полностью.

В  Европе  образовываются  цеховые   организации   ремесленников  одной специальности — кожевников, суконщиков, золотых дел мастеров и т. д. Каждая ремесленная мастерская состояла из хозяина-мастера, его помощников-подмастерий и учеников. Обычно все они жили в одном доме. Каждый работник имел свой инструмент. По уставу цеха, помощник нанимался к мастеру поденно, понедельно или на год. Ученик находился под опекой хозяина и был на его содержании.

 Мастера, имевшие мастерские, объединялись в цехи. Каждый вновь  поступивший в цех мастер должен  был выдержать экзамен, в совершенстве  владеть ремеслом, уметь изготовлять  предмет нужного качества. Обучение  ремеслу было долгим.

 Чтобы достичь высокой квалификации, каждый ремесленник довольно долгое время был учеником, а затем подмастерьем. Члены цеха сами решали свои внутренние вопросы, оказывали друг другу помощь. Цех сообща принимал на себя расходы по лечению больных, похоронам и т. д. Для управления цехом его члены выбирали себе патронов из числа самостоятельных хозяев. Существовала круговая порука. Каждый мастер ручался за другого, а патроны за мастеров в том, что продукция всех входящих в цех мастеров будет высокой по качеству и может быть сдана заказчику без ущерба для репутации всего цеха.

 Изготовляемую продукцию выставляли  для всеобщего обозрения. Отдельно  от сельского хозяйства существовало  кузнечное и гончарное ремесло.  Потребности сельского хозяйства,  военное дело, торговля, путешествия  торговцев, создание новых видов труда и оружия, усовершенствование старых, создание многих однотипных вещей — стимулировало развитие ремесла города, которое при феодализме стало играть важнейшую роль.

Водяные колеса начали использовать в качестве движущей силы для приведения в действие воздуходувных мехов. Возможно, в это же время с помощью водяных колес приводят в действие тяжелый кузнечный молот в кузницах. Со временем использование энергии воды позволит увеличить высоту печей, что впоследствии приведет к возникновению доменных печей для производства чугуна.

В юго-западную часть Европы от арабов проникают сведения об изготовлении бумаги, которая постепенно заменяет пергамент. Уже с XI века начинают применять  прессы, используемые в виноделии, для  производства бумаги. Изготовление высококачественной бумаги было известно на территории Узбекистана в IX–XV вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 Вопрос. Развитие науки,  техники в период Возрождения.  Деятельность А.Рамелли.

В 14-16 века развитие техники достигло такого уровня, что даже довольно сложные технические изобретения перестали быть диковинкой. Уже повсеместно применялись ручные прялки с приводом от колеса, вращаемого рабочим; разного рода водяные колеса служили источником энергии для многочисленных мельниц: мукомольных, сукновальных, пильных, железодеятельных. Известны были и молоты весом до тонны, так же работавшие от водяного колеса, и часы,  украшавшие башни городских ратуш и являвшиеся нередко гордостью и достопримечательностью городов. В эпоху возрождения число машин растет. Строятся подъемные краны, военные, горные и различные технологические приспособления, водоприемные устройства и другие машины, поражающие современников хитроумными механизмами и мощью.

Проектировали эти машины люди, одаренные  универсальным талантом архитектора, механика, ремесленника, изобретателя и художника.  На этой ранней ступени, когда техническое творчество не подкреплялось еще научными знаниями, именно человек с наиболее развитыми творческим способностями и фантазией мог создавать новые конструкции и формы.. Органическая связь технического творчества с художественным была характерным признаком эпохи возрождения и определяла особенности формообразования всей предметной среды, включая мир техники.

На смену эстетики ренессанса с  ее художественным рационализмом, научностью, преклонением перед античностью приходит новая эстетика, которая проявляется в 3-х художественных стилях.

-период 16-17 века часто называют  эпохой барокко,  между тем  кризис гуманистических идей и идеалов привел к формированию нескольких противоположных художественных направлений: параллельно с барокко развивались классицизм и реализм. Государство города Италии приходит к своему экономическому упадку. Мануфактурное производство зарождается в Италии, но в последствии и по всем странам Западной Европы, восточной Европы (в России в конце18века)

Информация о работе Шпаргалка по "История дизайна"