Русский авангард 1920-ых годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы достаточно актуальна в настоящее время, поскольку на 1920 –ые годы пришелся расцвет русского авангарда, оставившего после себя богатое наследие. Второе десятилетие прошлого века поставило Малевича и Кандинского вровень с Пикассо, Браком и Клее. Несмотря на то, что авангардное направление в искусстве развивалось и в других странах, новейшие течения русского искусства 1910-х годов вывели Россию в авангард интернациональной художественной культуры того времени. Уйдя в историю, феномен великого эксперимента так и был назван - Русский авангард. Особенное значение имеет тот факт, что общее понятие "русский авангард" состоит из нескольких направлений, которые были характерны не только для живописи, но и для всего искусства того времени, в том числе для архитектуры, скульптуры, кинематографа, дизайна и литературы.

Содержание работы

Введение 3
1. Русский авангард как феномен искусства 20 века. 5
2. Основные направления в искусстве 1920-ых. 8
2.1 Неопримитивизм. 8
2.2 Футуризм. 8
2.3 Абстракционизм. 14
2.4 Супрематизм 15
2.5 Лучизм. 17
2.6 Конструктивизм. 18
3. Некоторые наиболее значимые группы и общества 1920-ых годов. 22
3.1 Союз молодежи. 23
3.2 УНОВИС 24
3.3 ОСТ 24
3.4 АХРР. 25
3.5 Гилея 26
3.6 Левый фронт искусства 27
Заключение. 29
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

Курсовик катин модернизм.docx

— 58.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Тема моей курсовой работы достаточно актуальна в настоящее время, поскольку на 1920 –ые годы пришелся расцвет русского авангарда, оставившего после себя богатое наследие. Второе десятилетие прошлого века поставило Малевича и Кандинского вровень с Пикассо, Браком и Клее. Несмотря на то, что авангардное направление в искусстве развивалось и в других странах, новейшие течения русского искусства 1910-х годов вывели Россию в авангард интернациональной художественной культуры того времени. Уйдя в историю, феномен великого эксперимента так и был назван - Русский авангард. Особенное значение имеет тот факт, что общее понятие "русский авангард" состоит из нескольких направлений, которые были характерны не только для живописи, но и для всего искусства того времени, в том числе для архитектуры, скульптуры, кинематографа, дизайна и литературы.

 Это понятие подразумевает  и более ранние сезаннистские, фовистские тенденции, и зарождение  абстрактного искусства в "лучизме" М. Ларионова, и продвинутые системы  беспредметного творчества: кубофутуризм, супрематизм К. Малевича и его  школы, конструктивизм во главе  с А. Родченко и В. Татлиным, русско-немецкий  экспрессионизм В. Кандинского. Мир  узнал о начале эры не скованного  предметностью и натурой самовыражения  творческой личности из произведений  русских художников едва ли  не раньше, чем из шедевров  великих французов и немцев.

Целью моей курсовой работы является дать понятие русскому авангарду 1920 - ых и рассмотреть его особенности, как направления в искусстве, живописи, архитектуре, литературе.

По теме моей курсовой работы существует достаточно много материала, что касается как 20-ых годов  XX века, так и русского авангарда в целом – его более раннего (1890- 1910) и более позднего периода (1930 – 1960). Большинство информации получено из книг советского времени, но среди книг, которые я использовал для написания работы есть немало тех, которые написаны в наше время. Это также свидетельствует о том, что тематика русского авангарда все еще интересна и актуальна.

План работы:

Курсовая работа состоит из трех глав , заключения и  списка литературы.

    • Первая глава "Русский авангард как феномен искусства 20 века" посвящается определению роли русского авангарда в искусстве, а также в ней дается общая характеристика особенностей русского авангарда, его связь с историей.
    • Вторая глава " Основные направления в искусстве 1920-ых" состоит из четырех параграфов. В ней рассматриваются четыре основных направления в русском авангарде, излагаются особенности и называются представители каждого направления.
    • Третья глава " Некоторые группы и общества 1920-ых годов " состоит из шести параграфов. Посвящена характеристике творческих методов и описанию наиболее значимых художественных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

1. Русский авангард как  феномен искусства 20 века.

 

Как и предварившее направление модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.

Характерными особенностями периода являются:

 -выравнивание неравномерного развития различных видов искусства: рядом с живописью становится архитектура, декоративно-прикладное искусство, книжная графика, скульптура, театральная декорация; гегемония станковой картины середины столетия уходит в прошлое;

- формируется новый тип универсального  художника, который “умеет все”  — написать картину и декоративное  панно, исполнить виньетку для  книги и монументальную роспись, вылепить скульптуру и “сочинить”  театральный костюм; 
- необычайная активность выставочной жизни по сравнению с предыдущим периодом; 
- интерес к искусству финансовых кругов, возникновение культуры меценацтва и т. д.

Не удовлетворяясь созданием изысканных “очагов” красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, “поэтику улицы”, хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип “антиискусства”, отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом.

Спектр направлений велик. Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.

В период войн и революций 1910-х годов политический и художественный авангарды активно взаимодействуют. Левые силы в политике пытались использовать авангард в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье. Сразу же после революции появляются идеи всепроникающего искусства, формирующего всю среду жизни человека и через реальное предметное окружение воздействующего на сознание.

1917 год изменил все. Это стало  очевидно не сразу. Первое пятилетие 1917-1922 - еще оставляли почву для надежд. С 1918 по 1922 год противовесом разрушительным тенденциям было пополнение музейных коллекций за счет национализации церковного имущества и конфискации частных собраний. Новые художественные музеи возникали во всех больших городах России.В условиях политического либерализма с 1920-х годов авангард утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном, устанавливает контакт с массовой культурой.

Но вскоре иллюзии рассеялись. Началось разрушение грандиозного бастиона модернистского искусства, созданного в России гением и трудом, манифестами и бурными дискуссиями всемирно известных мастеров. К рубежу 1920-1930-х годов нереалистические направления были запрещены полностью; некоторые художники уехали в другие страны; иные были репрессированы или, поддавшись жестокой неизбежности, оставили авангардные поиски.

 В культурном процессе 1920 - 30-х гг. выделяются 2 периода.:

20-е гг. — период относительной  свободы в искусстве, период существования  различных творческих групп и  объединений, которые часто были  непримиримы друг к другу и  стремились себя представить  единственными выразителями интересов  пролетариата и партии, в которых  они видели основных потребителей  и ценителей своего революционного  искусства.

30-е гг. — период ликвидации  разнообразия творческих групп  и создания единых Союзов писателей, художников, композиторов, подчиненных  единому творческому методу —  социалистический реализм. Это период  наибольшей идеологизации искусства, которое должно было решать  более пропагандистские, чем творческие  задачи. Искусство полностью стало  зависеть от государства.

В 1932 году были окончательно закрыты многочисленные художественные объединения; властями был создан единый Союз художников.

 

 

2. Основные направления в искусстве 1920-ых.

 

2.1 Неопримитивизм.

 

Неопримитивизм - обозначение художественных приемов в искусстве рубежа XIX-XX вв. Для неопримитивизма характерно нарочитое упрощение художественных средств и форм ради наибольшей выразительности Для этого неопримитивизм использует опыт примитивного искусства - яркие краски, простоту композиции и рисунка. В России термин вошел в обращение после выхода в свет манифеста русских неопримитивистов (1913). Это течение подготовило почву для русского авангарда.

2.2 Футуризм.

 

Футуризмом называлось авангардистское художественное течение, зародившееся в 1910-х - начале 1920-х годов двадцатого века и наиболее широко распространившееся на своей родине - в Италии и в России. Хотя постепенно футуризм охватил всю Европу - Англию, Германию, Польшу, Францию. Проявления футуризма наблюдались в живописи, скульптуре, литературе, а также частично – в музыке.

Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни.

-Основные признаки  футуризма:

— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

— культ техники, индустриальных городов;

— пафос эпатажа.

Кубофутуризм - направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в "четвертом измерении", т. е. во времени).

Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм( и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

Футуризм  в России весьма отличался от своего западного варианта, уноследовав лишь заглавный пафос строителей “искусства будущего”, противопоставляющих его искуству и культуре прошлого . Существовал в рамках модернистского направления в русском искусстве, представлял собой сочетание различных группировок. Футуристами (“будетлянами”) называли себя члены петербургского “Союза молодежи” В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал , А.А. Экстер, участники выставок “Ослиный хвост”, “Мишень”, “Трамвай Б” -  М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова,  К.С. Малевич, К.М. Зданевич и др., члены группы “Гилея” – В. Маяковский, Д.Д.Бурлюк.

-Кубофутуризм  в изобразительном искусстве:

Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя.

 В советском изобразительном искусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления живописных находок , кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. В своем стремлении создать "искусство будущего", футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Основные работы были созданы в период 1911-1915гг. Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти Каземира Малевича, а также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Розановой, Поповой, Удальцовой, Экстер.

Наиболее полно кубофутуристы были представлены на "Первой футуристической выставке "Трамвай В"" (февраль 1915 г., Петроград) и частично на "Последней футуристической выставке картин "0,10"" (декабрь 1915 - январь 1916 г., Петроград), где Малевич впервые поразил публику своим новым изобретением - супрематизмом.

Кубофутуристы-художники активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы "Гилея" А. Крученых, В. Хлебниковым, Е. Гуро. Не случайно их работы называли еще "заумным реализмом", подчеркивая алогизм и абсурдность их поздних композиций. Малевич, между тем, считал алогизм кубофутуристических работ специфически русской характерной чертой, отличавшей их от западных кубистов и футуристов. Аналогичные работы кубофутуристов фактически разрабатывали эстетику абсурда, которая позже в Западной Европе составила основу таких направлений, как дадаизм и сюрреализм. В самой России кубофутуризм стал переходным этапом от художественных исканий первого десятилетия XX в. к таким крупным направлениям русского авангарда, как супрематизм и конструктивизм.

-Футуризм в  поэзии:

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти, выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Информация о работе Русский авангард 1920-ых годов