Одежда 40 - 50-ых годов 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Известно, что модные тенденции, подобно зеркалу, отражают состояние времени и народа – как эмоциональное, так и материальное. Для каждой эпохи характерны свои особенности. И Советский союз не стал исключением, вопреки мнению некоторых экспертов, которые позволяют себе утверждения, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще. В европейской женской моде 1940-х годов очень популярны элементы тирольско-баварского костюма и карибо-латинские и испанские мотивы.

Файлы: 1 файл

! Модная одежда 40 - 50 х гг 20 в.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

Одежда 40-50 х гг. ХХ в.

Известно, что  модные тенденции, подобно зеркалу, отражают состояние времени и  народа – как эмоциональное, так  и материальное. Для каждой эпохи характерны свои особенности. И Советский союз не стал исключением, вопреки мнению некоторых экспертов, которые позволяют себе утверждения, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще.

40-е гг- пожалуй, единственное десятилетие в истории страны, в котором действительно не было моды. Весь советский народ того времени можно было разделить на две основные категории - те, кто воевал, и те, кто работал в тылу. В суровых условия жизни "мирного" населения - тяжелая работа на военных заводах, голод и холод разрушенных городов и деревень - было не до изысканных туалетов. Те швейные фабрики, которые продолжали работать, выпускали преимущественно военную форму.

В европейской  женской моде 1940-х годов очень  популярны элементы тирольско-баварского костюма и карибо-латинские и испанские мотивы. В моде рукава фонарики, характерные для тирольских и баварских платьев, тирольские шляпы, напоминающие охотничьи, андалузский горошек, маленькие жакеты болеро, миниатюрные шапочки, в стиле испанских тореадоров, баскские береты, тюрбаны как у кубинских работниц с плантаций сахарного тростника.

В 1940-м году советская мода сближается с европейской  благодаря присоединению к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, входивших в состав Польши. Для СССР государства, в которых лёгкая промышленность была достаточно высоко развита, в области моды явились своеобразной струёй свежей крови, советские люди получили больший доступ к информации о модных мировых тенденциях.

В этот период советские модницы  шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые  с сарафанами, высокие шляпы в  тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны.

Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что  те, кто не могли купить готовое  изделие, просто-напросто подвязывали  сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие  вышеупомянутого головного убора. Также в моде разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные  кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие  сумочки через плечо на длинном  тонком ремешке.

В одежде появляются детали, характерные для стиля милитари  и спортивного направление - накладные карманы, кокетки и глубокие складки на спине, хлястики и погончики, в моде перепоясанная талия. Женские юбки становятся короче, преобладают слегка расклешенные и заложенные складками модели.

В вечерней моде главенствовало романтическое направление. Для модных вечерних и нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина,

файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

Девушка в платье с подкладными плечиками или  рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – своеобразный символ эпохи 40-х.

Короткие, уложенные волнами волосы, столь популярные в 1930-е годы, в 1940-е постепенно выходят из моды, делать их самостоятельно было сложно, многие парикмахерские в этот период закрылись. Женщины стали отращивать волосы, потому что из длинных волос сделать прическу без посторонней помощи было проще. В мировой моде утвердились завивки из длинных волос, валики и укладки кольцами, выложенные надо лбом, а также всевозможные прически с косами.

Самыми распространенными  прическами военных лет у советских  женщин были – валик надо лбом и  пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой. Модными запахами 40-х годов, являлись всё те же «Красная Москва», «Ландыш серебристый» и «Кармен», а косметическая продукция ТЭЖЭ, неизменно пользовалась огромным спросом.

Журналы мод в СССР продолжали выпускать и в военные годы. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и пр. Но, если говорить именно о моде, то эта грань присутствовала в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем.

В начале 1940-х  годов очень модными становятся расширяющиеся книзу пальто из габардина с большими подкладными плечами, часто с рукавом реглан.

Кроме того, популярны двубортные пальто и пальто приталенных силуэтов с поясом. Советские модели верхней  одежды того периода соответствовали  мировым модным тенденциям.

Кроме габардина в СССР пальто шили из шерсти бостон, корда, коверкота  и из самых распространенных тканей тех лет - фуле, драпа, драп-велюра, ратина, сукна и бобрика.

Вторя половина сороковых  – это время бума на меховые  изделия. Каждая модница старалась  достать себе меховое пальто, или, хотя бы, пальто с массивным меховым  воротником и муфту. Очень модной моделью тех лет была короткая трапециевидная шубка с подложенными плечами.

Но одной из самых модных вещей, которую можно считать  олицетворением послевоенной моды, по праву является меховая горжетка.

Самые популярные меха 1940-х  – каракуль и котик, правда, настоящего котика практически ни у кого не было. Зато шубки и жакетки «под котик» из щипаного кролика встречались очень часто, кроличьи и беличьи шубы, считающиеся уделом небогатых женщин, также являлись распространенной верхней одеждой, ну а если на меха денег не хватало, то оставалось приобрести пальто с массивным меховым воротником, что впрочем, тоже было недёшево.

1940-е - это время обуви на платформе и танкетке. Очень модной моделью были туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке, имеющие платформу под носочной частью. В СССР такой обуви практически не было, носить модную «платформу» могли лишь избранные, большинство платформ в те времена выстругивались кустарным способом из дерева, а затем на них набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. Получалось что-то наподобие модной обуви. Одной из самых распространенных моделей женской обуви 1940 х годов в нашей стране были полуботинки со шнуровкой на небольшом каблучке и туфли лодочки.

Зимой модницы мечтали  достать ботиночки, именуемые «румынкими», опять-таки на небольшом каблуке, со шнуровкой, но внутри на меху, а снаружи отделанные меховой оторочкой. Почему их называли «румынками» неизвестно, возможно, в 1940е годы, такая модель обуви пришла в советскую страну из присоединенной Бессарабии. Но, зачастую, и женщинам и мужчинам приходилось довольствоваться валенками, или популярными в это время бурками – теплыми высокими сапогами с голенищем из тонкого войлока и низом отделанным натуральной кожей.

Хорошая обувь была дефицитом и стоила дорого, поэтому на ногах у советских женщин часто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод. Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. Чулки являлись таким дефицитом, и таким объектом мечтаний, что женщины рисовали на ногах карандашом шов и пятку, имитируя чулок на голой ноге. Правда, во время Второй мировой войны, такие проблемы были во многих Европейских странах. В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки.

С началом войны в СССР стали закрываться, магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин - рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.

Сразу после  войны в СССР было решено, что  перспективное развитие моды должно быть связано с ансамблевым моделированием, предполагавшим создание единой концепции  костюма. реализация идеи ансамблевого моделирования требовала значительных финансовых вложений.

Государственный подход к  развитию моды в стране открывал перед  властью перспективу контролировать, во что одевается население, регулировать модные тенденции, противопоставляя советскую моду буржуазной. Единая централизованная система моделирования одежды в СССР создавалась постепенно и прошла в своем развитии несколько периодов. На первом этапе, в 1944 – 1948 годах, функционировало лишь несколько региональных Домов моделей в крупнейших городах, среди которых ведущее место занимал Московский Дом моделей (МДМ). Открытый в апреле 1944. В 1949 Дом моделей был открыт и в Минске.

 Московский Дом моделей  (МДМ) был обязан работать на  принципах самоокупаемости. Планировалось,  что швейники будут заказывать  и оплачивать МДМ конструирование  моделей модной одежды, внедряемых  на фабриках. Но предприятия не  хотели что-либо заказывать, им  было выгодней пускать на поток  допотопные модели собственного изготовления, сделанные по старым лекалам, тиражируя вышедшую из моды некачественную продукцию. Кроме швейных фабрик пошивом одежды занимались артели, выпускавшие дешевую продукцию невысокого качества.

В 1945 году для пропаганды советской моды Дом моделей начинает проводить открытые показы мод для  населения с привлечением манекенщиц, сопровождающиеся комментариями искусствоведов и рассказывающие о модных тенденциях. До 1947 года изготовление одежды постоянно  расширялось. Однако после ликвидации системы коммерческой торговли и  перевода МДМ с 1948 г. на государственное  финансирование, последовало прекращение  мелкосерийного и экспериментального производства новых моделей модной одежды.

Малосерийное производство являлось более гибким и способным к быстрой смене ассортимента в соответствии с требованиями моды. приоритетной задачей было скорейшее насыщения рынка массовой одеждой. Шить на высоком уровне одежду, разрабатываемую модельерами-конструкторами, в СССР было невозможно из-за устаревшего и изношенного оборудования и отсутствия квалифицированных мастеров по пошиву одежды. За годы войны на швейных фабриках поменялся рабочий состав, квалификационный уровень сильно снизился.

Приобрести опыт пошива более  сложной и разнообразной по фасону одежды, требующей большего числа  операций, они не могли. В военные  годы на многих швейных фабриках были ликвидированы или сокращены  творческие отделы, занимавшиеся «работой, требующей навыков моделирования. В стране были большие проблемы с тканями. фабрики отказывались от изысканных разработок и предпочитали выпускать более простую в изготовлении одежду. Негативную роль играли и жесткие планы пятилеток, требующие выполнения количественных показателей. В стране ощущался дефицит одежды, спросом пользовалась недорогая, но добротная продукция, а такой было катастрофически мало.

Поиски  собственного советского стиля велись довольно интенсивно. Советскую моду должен был отличать демократизм, «массовость», бессословность и общедоступность. «Внимание художников было направлено на создание таких образцов одежды, в которых с соблюдением признаков общемировой моды были бы оригинальные черты, соответствующие самобытности нашей советской женщины. Работа над творческим преобразованием народных форм явилась началом большой и ответственной задачи по созданию советской моды», – говорилось в отчете МДМ за 1945 год. Однако воплотить эти благородные, но абстрактные идеи в жизнь, практически не удавалось.

С середины 1940 х годов в силуэтах одежды преобладала романтическая женственность. В моде нарядные блузки и юбки, летние пляжные комбинезоны с брюками клёш, платья из ярких набивных тканей, шифона, крепдешины, креп-жоржета, тафты, гофрированного и гладкого шелка, канауса, маркизета, батиста. Повседневные платья стали короче, но для выхода по-прежнему рекомендовалось носить длинные модели. Шляпка была практически обязательным аксессуаром 40-х годов.

После тегеранской конференции, состоявшейся в 1943 году из США в СССР стали приходить крупные партии посылок с продовольствием и  одеждой. часть советских людей, имевшая доступ к распределению дефицита смогла познакомиться с совершенно новыми для них моделями заграничной одежды, увидеть качество тканей и уровень пошива.

Улицы послевоенной Москвы, демонстрировали, что люди спешили  погрузиться в мирную жизнь, женщинам хотелось быть красивыми и модными, для них мода стала своеобразным лекарством от ран, нанесенных войной.

Кроме того, в стране потерявшей огромную часть мужского населения, женщинам приходилось конкурировать  между собой, чтобы обратить на себя мужское внимание. Невест было много, а женихов не хватало.

Приобрести красивую и  модную одежду, о которой на время  пришлось забыть, хотелось всем. Но скромные возможности и безумный дефицит  вынуждали большую часть советских  женщин довольствоваться вещами, приобретенными еще до войны. Во второй половине 1940-х  годов, в СССР чрезвычайно популярны  платья.

Нежные, женственные, чаще всего  с цветочным рисунком, с маленькими воротничками, бантиками, манжетиками, разнообразными отстрочками , кокетками и оборками, с рельефными выточками – они стали символом советской моды тех лет.

Часто такие платья носили с жакетом или вязаной кофтой на пуговицах. Костюм, также являвшийся модной и престижной вещью 1940-х, многие позволить себе не могли. В обычных магазинах костюмы практически не продавались, в коммерческих и на толкучках были слишком дороги, сшить хороший костюм также было накладно, платье выигрывало во всех отношениях, а жакет, зачастую не отличающийся изяществом, напоминающий массивный мужской пиджак или вязаная кофточка, надетые поверх платья, создавали некоторое подобие ансамбля.

Информация о работе Одежда 40 - 50-ых годов 20 века