Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:43, доклад
Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека.
Крупнейшими представителями романтического пейзажа в Англии были Дж. Констебл и Дж. М. У. Тёрнер.
Творчество знаменитого английского пейзажиста Джона Констебла оказало большое влияние на формирование художественно-изобразительного метода импрессионистов и мастеров барбизонской школы, которые так же, как и он, стремились отразить на полотне изменчивость состояний природы. Хотя живопись Констебла реалистична и правдива, исследователи причисляют художника к романтикам, настолько в его творчестве ярко выражено стремление искренне передать свои чувства и впечатления от увиденного, а также желание показать духовно свободного человека, составляющего единое целое с миром природы.
Творчество не менее знаменитого английского мастера Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера во многом противоречиво. Среди написанных им работ большинство представляет истинную ценность, отражает мастерство художника, стремившегося реалистично и в то же время романтически возвышенно отобразить окружающий его мир. Искусство Тёрнера до сих пор является предметом спора многих исследователей, часть которых считает художника основоположником некоторых современных направлений в европейской живописи.
С романтизмом тесно связано творчество английских прерафаэлитов. В 1848 г. по инициативе художника Д. Г. Россетти было основано «Братство прерафаэлитов», литературно-художественное объединение, в которое вошли Д. Э. Миллес, У. Х. Хант, У. М.Россетти, Ф. Дж. Стефенс, У. Моррис и др. Близок прерафаэлитам и романтик Ф. М. Браун. Термин «прерафаэлиты» происходит от латинского prae (перед) и итальянского Rafael (Рафаэль). В своем творчестве представители «Братства» обращались к эстетическим идеалам искусства поздней готики и Раннего Возрождения (т. е. до Рафаэля).
Хотя объединение
Представители «Братства» обращались к творчеству Фра Анджелико, С. Боттичели, Ф. Липпи, стараясь вернуть к жизни христианские идеалы средневекового искусства. Работы прерафаэлитов отличаются такими чертами, как орнаментальность, декоративность, стилизация, натурализм и мистицизм.
Творчество прерафаэлитов многообразно. Они писали картины, иллюстрировали книги, создавали эскизы для тканей. Большинство их романтических образов выполнено с натуры. Обычно художники сами позировали друг другу, надевая костюмы времен Средневековья. Нередко роль модели выполняла жена У. Морриса, отличавшаяся своеобразной, утонченной красотой.
Картины многих прерафаэлитов
отличались дилетантизмом, слабым рисунком,
неправильностью пропорций
Значительной фигурой в «Братстве» был Д. Г. Россетти, поэт, живописец, график.
26. Романтизм в изо-искусстве Англии.
Общие сведения
Романтизм - идейное и художественное
направление, возникшее в европейской
и американской культуре конца 18 века
- первой половины 19 века, как реакция
на эстетику классицизма. Одна из характерных
черт этого периода — разочарование
самых широких кругов в итогах
Великой французской революции,
в идеологии Просвещения и
в буржуазном прогрессе. Эти настроения
отразились в новом художественном
движении. В основе романтического
идеала — духовно-творческая свобода,
культ сильных страстей и порывов,
интерес к национальной культуре
и фольклору, тяга к прошлому, к
дальним странам, к народам, чуждым
буржуазной цивилизации. Характерная
черта романтического мировосприятия
— мучительный разлад идеала и
действительности. В изобразительном
искусстве Романтизм наиболее ярко
проявился в живописи и графике,
меньше - в архитектуре. Борясь с
нормами классицизма, романтики
утверждали в своих произведениях
индивидуальность творческой манеры,
живописную динамику, силу и насыщенность
цвета, яркие контрасты света
и тени. Английский романтизм отмечен
фантастическими и религиозно-
I
.Томас Гейнсборо (1727–1788)
– английский живописец,
Хогарт. Приобретя известность,
как мастер портрета, он начал получать
заказы от знаменитостей своего времени
и титулованной знати. Замкнутый
и малообщительный, художник не выезжал
за пределы родины. Его увлеченность
живописью и музыкой
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: 1. Автопортрет (1754) .
В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. 1750-х). Поздние пейзажи художника написаны свободнее, красочный слой стал прозрачным и невесомым, передавая изменчивую игру света и тени, что дает возможность считать Гейнсборо одним из зачинателей романтизма в пейзаже.
В начале 50-х Гейнсборо
пишет своеобразные «портреты в
пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения
фигуры и окружающей природы. Такая
форма портрета встречалась тогда
у многих художников, но именно Гейнсборо
смог достичь удачного равновесия фигур
и пейзажа, дать точное изображение
английской природы. Со временем в его
работах природа, будучи фоном для
портрета, становится идеальной средой,
созвучной с настроением
Перебравшись в 1759 в модный
курортный город Бат, Гейнсборо
приобретает широкую
В 1774 Гейнсборо переезжает в Лондон, среди его работ, высланных на выставку академии, фигурируют портреты членов королевской семьи. В начале 80-х меняется палитра художника: краски становятся светлее, мазок легче, прозрачный, создающий иллюзию того, что фигуры словно купаются в воздухе, еще больше сливаясь с окружающей средой.
Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Лицо с тонко выписанными чертами, платье, пейзаж, собака рядом с моделью – все, построенное на тонких переливах, поражает смелостью письма, предвосхищающей технику импрессионистов. 1780-е, последний период творчества Гейнсборо, время его наибольшей художественной активности.
Живя в Лондоне, он пишет портреты. Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера.
На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. 1783) художник изображает жену драматурга Шеридана. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Ее мечты, тишина вечера, лучи заходящего солнца передают мягкую прелесть картины, поэтичность образа. Картина удивительно музыкальна, что является дополнительным штрихом к показу внутреннего мира женщины, которая была известной музыкантшей.
Гейнсборо часто обращался
к парным портретам. Одним из лучших
таких работ является Утренняя прогулка
(1785), изображающую молодую чету Хэллет.
Гейнсборо считается самым блестящим
рисовальщиком английской школы 18 в. Его
рисунки легкие, свободные, полные тонкой
выразительности. Это видно в его рисованных
пейзажах, выполненных пером с размывкой,
или в смешанной технике угля, белил, цветных
мелков, иногда с использованием акварели.В
1784 Гейнсборо разрывает отношения с академией
художеств и выставляет свои картины на
персональных выставках у себя дома. О
его творческих исканиях этого периода
можно говорить по новым темам в его творчестве.
Он обращается к изображению обнаженного
тела: Купание Дианы. Тогда же он пишет
животных, собак, показав себя прекрасным
анималистом.С начала 80-х создает серию
больших картин, на которых обращается
к крестьянской теме: Девочка с кувшином,
Деревенские дети. Работы поражают своими
размерами, фигуры даны в натуральную
величину, что было не принято тогда для
«низких» жанров. Подавая крестьян носителями
поэтического идеала, естественности
и красоты. В образах природы Гейнсборо
предвосхищают реалистическую пейзажную
живопись 19 века прежде всего искусство
Констебля.
II
. Джон Констебл (1776—1837)—
сын мельника из Суффолка, первые
наставления в искусстве
«Хлебное поле» изображает
природу Суффолка, дорожку, бегущую
между высокими деревьями к
залитому солнцем полю; в тени
деревьев — овечье стадо и
мальчик-пастух в красном